Инвестиции в EdTech: стоит ли игра свеч?

Кто и зачем инвестирует в онлайн-обучение, на какие бенефиты рассчитывают инвесторы и почему EdTech будет расти

Запад вежливо уступает дорогу Востоку. Или это только видимость? <br />
Запад вежливо уступает дорогу Востоку. Или это только видимость?

По прогнозам консалтинговой компании IBIS Capital, к 2020 году мировой рынок образовательных технологий вырастет до $252 млрд., причем доля Азиатско-Тихоокеанского региона достигнет 54%.

Основная конкуренция разворачивается между Китаем и США – 86% венчурных инвестиций 2015-2017 годов получили EdTech-стартапы из этих стран. Китай лидирует: $3,6 млрд против $2,8 млрд, - Пекин и Шанхай – современные центры EdTech.

Пока Штаты заняты решением проблем кибербезопасности и здравоохранения, Китай целенаправленно инвестирует в EdTech. Как сообщает iResearch, рынок онлайн-образования в Китае достиг в 2017 году $31,6 млрд., а к 2022 году вырастет до $85,8 млрд. К 2020 году китайские власти собираются инвестировать только в EdTech-проекты около $30 млрд. Сектор венчурного капитала в Китае тоже подчинен государственным интересам - в стране действует около тысячи государственных венчурных инвестфондов, контролирующих около $750 млрд.

Американскую сторону в конкуренции за влияние в EdTech представляют транснациональные корпорации, которые инвестируют в развитие успешных EdTech проектов. Например, в 2017 году Google поддержал Coursera, а Microsoft и GE профинансировали совместный проект на edX. Флагманом американских корпораций по-прежнему остается Udacity – платформу поддерживают IBM Watson, Mercedes Benz, Amazon, BMW, McLaren, Google, AT&T.

Не лишены внимания американских корпораций и перспективные стартапы. Недавно Google купил EdTech-стартап Workbench. В 2016 прогремела покупка Google - Launchpad Toys, Apple, конкурируя с Google, в 2016 приобрел LearnSprout.

4 доминанты EdTech

Если говорить о сферах образования, то прежде всего «оцифровка» затронула системы школьного и университетского образования. Активно развиваются МООС (дополнительное профессиональное образование), а также сегмент корпоративных систем обучения.

Еще одним локомотивом развития EdTech являются онлайн-сервисы для изучения английского языка - в данный момент число изучающих английский язык только в Китае превышает население США.

Инвестиции в EdTech: стоит ли игра свеч?

В 2018 году в Юго-Восточной Азии успешно привлекли финансирование языковые онлайн-сервисы:

DadaABC ($100 миллионов, Tiger Global Management, Oriental Fortune Capital, Yonghua Capital, TAL Education Group);

Liulishuo ($100 миллионов CMC Capital Partners, Cherubic Ventures, GGV Capital, Hearst Ventures, IDG Capital). Онлайн-сервисы для изучения английского популярны не только в Азии, но и в других регионах.

Эффективность инвестиций

EdTech - молодая сфера с огромным потенциалом развития, она будет расти в ближайшие десятилетия хотя бы только потому, что население далеко не всех регионов планеты имеет доступ к образованию, а онлайн-обучение - дешевый способ получить знания, не отрываясь от работы. Однако несмотря на перспективность сферы пока высоки риски потери инвестиций: большинство образовательных онлайн-проектов сосредоточены на захвате рынка и расширении аудитории и «проедают» деньги инвесторов – успешные модели монетизации только нарабатываются. В этой гонке в долгосрочной перспективе выживут только те проекты, которые научатся зарабатывать на онлайн-обучении или сохранят привлекательность для разных групп инвесторов.

В связи с этим возникает два вопроса: какие цели преследуют разные группы EdTech-инвесторов и как оценить эффективность работы EdTech-проекта?

Венчурные инвестиционные фонды обычно ожидают прибыль на капитал от 10x до 30x на горизонте планирования 3-7 лет. Существует немало методик оценки перспективности инвестиций в стартап. Не будем повторять азбуку, скажем только что несмотря на молодость EdTech на рынке уже немало примеров успешных выходов инвесторов из проектов. Например, в Пекине действует около 3000 EdTech-проектов, из них 109 единорогов. Активно финансируют EdTech 50 инвестфондов, с 2015 года совершено 6 успешных выходов. В области залива Сан-Франциско (т.н. Bay Area, родина EdTech-лидеров Coursera, Chegg и Udacity) работает 800 EdTech-компаний из них 178 единорогов. В образовательные проекты инвестируют 196 фондов и с 2015 года состоялось 45 успешных выходов инвесторов из проектов.

Интересный подход к оценке эффективности образовательных онлайн-стартапов недавно предложило агентство PR Online, которое провело любопытный сравнительный анализ. По результатам исследования, в число лучших мировых образовательных онлайн-сервисов для изучения языка по эффективности использования инвестиций вошли Busuu, Puzzle English, Duolingo, SkyEng, LinguaLeo, Memrise и Babbel.

Авторы анализировали динамику окупаемости затрат в разработку и развитие проекта. В результате оказалось, что Puzzle English при наименьших вложениях, демонстрирует наилучшие приросты ежегодной выручки относительно объема осуществленных инвестиций среди всех конкурентов, уступая только мультиязычному сервису Busuu.

Инвестиции в EdTech: стоит ли игра свеч?

Вероятно, предложенный PR Online подход будет полезен для венчурных инвестфондов, стремящихся получить прибыль. Но, похоже, что финансовые выгоды не являются единственной целью инвестиций в EdTech.

Государственные инвестиции. Очевидно, что государства, финансирующие развитие EdTech, не планируют возврата инвестиций в классическом смысле. EdTech не самый большой с т.з. инвестиций сегмент, но при этом весьма значимый. Например, китайскому правительству нужны разработчики для реализации программ технологического роста. Поэтому правительство Поднебесной в 2016 году приняло пятилетний план по модернизации китайской образовательной системы и выделило значительные средства для финансирования развития онлайн-образования. За два года страна совершила мощный рывок и, если внимательно проанализировать результаты отчета CB Insights AI 100 за 2018 год, в Китае появилось немало успешных стартапов в сфере робототехники, а также разработчиков межотраслевых решений на базе машинного зрения и распознавания видеоинформации. Очевидно, что правительство Поднебесной стремится занять лидирующую позицию в сфере развития технологий, ведь «лидер по созданию искусственного интеллекта станет властелином мира».

Инвестиции в EdTech: стоит ли игра свеч?

EdTech в данном случае один из инструментов реализации геополитики, и инвестиции принесут не только финансовые плоды, но и влияние на глобальные события в долгосрочной перспективе.

Корпоративные инвестиции в EdTech принято считать вложением в саморазвитие и рассматривать через призму целей и задач HR-департаментов. Образовательные онлайн-платформы корпорации используют для глобального HR-маркетинга и для обучения сотрудников корпоративных офисов в разных странах, управления обучением и развитием персонала. Сами корпорации нередко говорят о важности доступа к молодой перспективной аудитории, предпочитающей черпать знания в Интернет. Большая IT-четверка (Google, Apple, Amazon и Microsoft) стремится внедрять свои продукты в EdTech – перспективную развивающуюся сферу. Все это так.

Инвестиции в EdTech: стоит ли игра свеч?

Однако есть и более весомые потенциальные выгоды. Внедряя свои образовательные программы на МООС или на онлайн-сервисы для обучения школьников и студентов, корпорации привносят вместе со знаниями еще и профессиональные стандарты, подходы к оценке ситуаций, структуру восприятия реальности, деловые практики и корпоративную культуру. По сути, корпорации, распространяя через онлайн-обучение свое видение того или иного предмета, готовят единомышленников и создают условия для экспансии в любой регион планеты. Другими словами, если врач прошел при повышении квалификации спецкурс «Медицинская техника», подготовленный Microsoft и GE, то на вопрос коллег, какой томограф купить для больницы, вероятнее всего он предпочтет технику GE. И можно до бесконечности совершенствовать систему государственного заказа, пропагандируя необходимость поддержки отечественных производителей, рынок будет выбирать знакомое решение, которому доверяет.

В случае с корпорациями EdTech - мощный инструмент конкуренции и развития бизнеса в глобальном масштабе в долгосрочной перспективе. Поэтому просчитать возврат корпоративных инвестиций в EdTech непросто.

Резюме

Оценка эффективности во многом зависит от целей инвестирования, а EdTech – многофункциональный инструмент, с помощью которого можно не просто транслировать знания, но овладевать умами и сердцами, захватывать рынки и делить сферы влияния. Поэтому интерес инвесторов гарантирован. И хотя EdTech не самая масштабная по объемам инвестиций сфера, это не умаляет ее значимости. Как говорят на Wall Street: last but not least.

2222
52 комментария

Кажется, что через несколько лет самой популярной профессией будет не рекламщик или маркетолог, а какой-нибудь создатель онлайн-курсов...

6

Возможно. Вероятно, каждый будет короткие видосы с рассказом о том, как и что сделать круто писать и выкладывать. Так что коллективно будем короткие онлайн-курсы производить, как сейчас статьи полезные на vc.ru крапаем

3

В Вышке, кстати, уже на всех образовательных программах онлайн-курсы - обязательная часть обучения. В последствии планируют все лекции перенести в онлайн.

4

Да, кстати, слышала выступление ректора ВШЭ Кузьминова на EdCrunch2018. Он интересно рассказал про исследование, которое в наших вузах проводили и выяснили, что онлайн-обучение позволяет студенту получить точно такой же уровень знаний, как и оффлайн-формат НО полностью к онлайн-формату он не готов переходить, рассматривает его как отличное дополение к офф-лайну, к живым семинарам. Типа студента сами изучив лекционный материал в онлайн-формате будут более продуманные вопросы профессорам и практикам задавать.

3

С чего вдруг PR Online эффективность инвестиций начал анализировать?

2

Да, инфоповоды надо же как-то придумать, вот и начал

1

Я думала, что Китай наоборот решит сосредоточиться на развитии технологий внутри страны и постарается сделать так, чтобы все китайский пошли учить

2