Зачем России ВТО, если нам там не помогают? Надо ли выходить оттуда?

22 августа 2012 года Россия официально стала полноправным членом ВТО. Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет – с 1993 года. Через 2 года на Россию, вопреки правилам ООН посыпались экономические санкции, ограничивающие свободные торговые отношения, но все иски от России ВТО проигнорировало. Зачем мы туда вступали, и нужно ли оттуда выходить?

Зачем России ВТО, если нам там не помогают? Надо ли выходить оттуда?

Что такое ВТО?

Всемирная торговая организация была создана 1 января 1995, по состоянию на 2021 год в неё входило 164 государства и территории, и ещё 25 являлись наблюдателями. Создавалась эта организация с целью либерализации межгосударственной торговли и формирования справедливых условий для конкуренции. Основой ВТО послужило ГАТТ от 1947 года - Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Штаб-квартира ВТО находится в столице Швейцарии, высшим органом ВТО является Министерская конференция, которая должна собираться раз за два года, также работают различные комиссии, комитеты и рабочие группы. ВТО должно отвечать за формирование и продвижение новых торговых договоров, она должна контролировать соблюдение её членами всех ратифицированных норм и страны-члены союза обладают относительно высоким уровнем таможенно-тарифной защиты. Основными принципами организации позиционируются взаимность, равенство и прозрачность, при разрешении торговых споров ВТО должна выступать в качестве независимого арбитра. Ну, вроде бы всё хорошо.

Тогда за что ругают ВТО?

У ВТО есть много критиков с кучей аргументов, как против самой организации, так и против эффективности её работы. Мир то неоднороден, есть страны бедные и богатые, развитые и развивающиеся, одни торгуют готовыми товарами и услугами, а другие в основном сырьём или продовольствием. Развитые страны получают свободный доступ на рынки развивающихся, товары которых не выдерживают конкуренции, а защитных барьеров в виде тарифов и пошлин уже нет. Как в таких условиях развивать свои «молодые» отрасли? К тому же усиливаются позиции транснациональных корпораций в ущерб местному бизнесу.

Торговые споры в ВТО, и так разбиравшиеся годами, вообще зависли потому, что в апелляционном органе ВТО остался один судья, у двух других истекли полномочия, а назначение новых ещё в 2019 году заблокировано США. Кризис ВТО многие связывают с Дональдом Трампом, в частности его не устраивали проигрыши США в торговых спорах, хотя выигрывали они в 6 раз больше, видимо проигрывать американцы вообще не должны.

Вообще правила ВТО соблюдаются всё меньше, некоторые страны заключают различные соглашения в обход правил ВТО.

ВТО критикуют так же за то, что торговые правила по-прежнему неблагоприятны для развивающихся стран. Развитые страны позволяют себе не слабую такую поддержку своих производителей, процветают протекционизм и санкции, направленные в частности против Ирана, Венесуэлы и России.

Претензий к организации ещё очень и очень много, но нас интересует Россия.

А вот теперь о России

Чего мы ждали и что получили от вступления в ВТО?

Зачем же Россия вступала в эту проблемную организацию? Ведь многие противники ВТО предупреждали о негативных последствиях, в частности о том, что российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранцами, вынуждены будут сократить производство, что грозит ростом безработицы. Сильные удары получат сельское хозяйство, автопром, снижение импортных и экспортных пошлин уменьшит поступления в бюджет страны. Специалисты считали, что выгода отечественных предприятий после вступления в ВТО составит около 30 млрд. долларов, а вот потери – около 90. Противники членства России в ВТО утверждали, что многие отрасли обрабатывающей промышленности, особенно машиностроение, вряд ли готовы к вступлению в ВТО, так как с момента развала СССР промышленность только и делала, что «загибалась».

Зачем России ВТО, если нам там не помогают? Надо ли выходить оттуда?

Но, не смотря ни на что Россия, стала членом ВТО 22 августа 2012 года, с 1993 года велись переговоры о вступлении, их начинал ещё Советский Союз, но против участия СССР тогда выступали США, дескать, плановая экономика не совместима со свободным рынком. Да и вступлению в ВТО России долго противились как зарубежные «партнёры», так и различные партии и деятели внутри страны.

Отбросим в сторону различные пропагандистские лозунги типа «улучшение имиджа страны на мировой арене» и гордость от участия в различных конференциях ВТО и попробуем разобраться в том, чего ожидала и что получила Россия от этой организации.

Членство в организации наложило на Россию определенные обязательства, обязывающиеся снижать импортные пошлины на многие товары, а также уплату членских взносов. Стоит упомянуть, что Россия входила в ВТО, выторговав себе льготные условия, на несколько лет растянув перестройку таможенной политики, но по различным оценкам произошло почти двукратное снижение тарифного барьера, который ранее защищал российских производителей от зарубежных конкурентов внутри страны.

Безусловно, улучшились условия доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, Россия приобрела инструмент защиты своего экспорта в виде механизма разрешения споров по правилам ВТО. Расширились возможности российских инвесторов в государствах-членах ВТО, в свою очередь повысилась инвестиционная привлекательность для иностранцев в самой России.

Многим странам пришлось отменить часть своих протекционистских мер по отношении к российским конкурентам. К примеру, США отменили поправку Джексона-Вэника, которая запрещала предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли, хотя потом появился «акт Магницкого», но это вообще отдельная история. В основе ВТО лежат два принципа, первый "о национальном режиме", означающий, что налоговые, процессуальные и частно-правовые правила равнозначны как для граждан своего государства, так и для иностранных лиц. Второй принцип - "о благоприятствуемой нации". Если страна предоставит благоприятный режим для граждан одной страны-члена ВТО, то такой режим автоматически подействует на всех остальных лиц любого другого члена организации. Этот принцип базовый для ВТО, он позволяет исключить дискриминацию между иностранными товарами, услугами и поставщиками, а также ставит их в равные условия. В 2022 году с началом «санкционной войны» многие страны участники ВТО отменили «режим благоприятствуемой нации» в отношении России.

Зачем России ВТО, если нам там не помогают? Надо ли выходить оттуда?

ВТО могла бы стать хорошим стимулом модернизации экономики России. Выход на мировой рынок заставил бы производителей обратить более пристальное внимание на качество своей продукции, если бы конечно не похоронил их в условиях жёсткой конкуренции. Были же снижены кредитные ставки для населения и бизнеса. Снижение пошлин на импортные лекарства, одежду, бытовую технику, IT-продукцию и другие товары сделало их доступнее для населения.

Правда России почему-то не получилось изменить структуру экспорта в пользу высокотехнологичной продукции, более половины экспорта по-прежнему приходилось на ресурсы. Каждая страна стремится выступать в качестве производителя и поставщика товаров с высокой степенью обработки, специализация на сырье – признак ее отсталости. Возможно, конечно России рановато вступила в ВТО, осложняя себе возможности по модернизации экономики, и страна вдруг могла бы пережить настоящий экономический подъем. Но…

Случились крымский кризис, украинский конфликт, правила ВТО перестали работать и посыпались санкции на Россию.

Почему ВТО не защищает Россию от санкций?

Вообще-то, ВТО могла бы вмешаться в процесс, было же время, когда она требовала от России ограничить производство «слишком дешевой» гидроэнергии или боролась с Китаем, который поставил на поток производство пиратских копий голливудских фильмов. А касательно санкций против России «томное молчание».

А получилось так, что в деятельность ВТО прочно внедрилась политика, которую вершат США и их сателлиты, которые есть даже в тех организациях, где США формально не состоят, да в 21 веке даже спорт политизирован.

Правила ВТО нарушаются постоянно, западные государства в кризисное время вводят различные ограничения и протекционистские меры для помощи своим экономикам или устранения конкурентов.

К тому же США со времён Трампа блокируют работу апелляционного органа, чем мешают завершить ещё старые споры, в том числе и российские, не говоря уже о новых.

Стоит добавить, что многие члены ВТО не горели желанием прекратить дискриминацию России даже после ее присоединения к организации и в сложившихся условиях рады присоединиться к очередным ограничениям и запретам. Российские ресурсы за недорого нужны всем, только видеть Россию равным партнёром хотят не все.

Далее США и коллективный Запад за ними ввели санкции, по сути, с поправкой на статью ГАТТ (в основе ВТО), по которой они, да кто бы сомневался, имеют право вводить ограничения из соображений национальной безопасности. Пользуются они этой своей «национальной безопасностью» уже не в первый раз, эту формулировку оспаривать в ВТО почти бесполезно. И трактуют они эту свою безопасность, а так же ширину и глубину санкций как захотят в «белом доме», более никто не указ.

Можно долго спорить и о злоупотреблении правом, и о лигитимности односторонних санкций вообще, и о произвольном толковании различных норм, но пока в ВТО не работает защита от любого недобросовестного поведения. К тому же, если не соображения безопасности, так что-нибудь другое, дядя Сэм вытащит «очередного кролика из шляпы».

С другой стороны и по поводу ответных санкций со стороны России ВТО молчит, может быть и потому, что правовые основания для ответных санкций у России есть, хотя организация и про обход своих правил и принципов тоже давно помалкивает. Вообще есть мнения, что ВТО это довольно дохлая организация, которую никто не слушает и от которой остались только штаб, да вывеска.

Уйти нельзя остаться

И вот на фоне потока санкций и бездействия со стороны ВТО опять активизировались противники этой организации с призывами покинуть её. Их аргументы звучат приблизительно так:

  • Россия никакого иска в ВТО не выиграет, против санкций все молчат, и вообще эта организация заточена под американцев. Правила они пишут для других, сами же их не соблюдают;
  • Пользы от ВТО никакой, развиваться она не даёт, а вот выход из ВТО должен помочь российским производителям и сельскому хозяйству. Можно будет принимать меры по защите собственных отраслей производства.
Зачем России ВТО, если нам там не помогают? Надо ли выходить оттуда?

Можно было бы ещё пару страниц аргументов написать, но тут интересно другое – помимо лишения России статуса «наиболее благоприятствуемой нации» довольно много стран предлагали исключить её из ВТО. А вот это уже интересно, и пожалуй, стоит послушать сторонников организации:

  • Помимо санкций супротив российских компаний действует ещё множество ограничений, в рамках ВТО их удаётся постепенно снимать, нельзя лишать их этого инструмента, усугубляя и так сложное положение. К тому же ВТО дает бизнесменам чёткие правила работы на внешнем рынке.
  • ВТО реформируется, идут дискуссии, возможно, будут приниматься новые правила торговли и очень желательно, чтобы Россия участвовала в установлении этих правил.
  • Выход России из ВТО может привести к потере защиты от внутренних торговых барьеров иностранных государств: от высоких налогов, акцизов, таможенных пошлин и т.д., могут появиться ограничения на инвестиции для российского бизнеса.
  • Выход из организации приведет к закрытию внутреннего российского рынка. И некоторые очень заинтересованные иностранные государства могут перестать рассматривать экономику России как рыночную, а это опять различные манипуляции с ценами, претензиями и спорами, ограничения и т.д. и где всё это оспорить?
  • Кроме того это усложнит торговлю и с теми странами, которые не вводили санкции против России, а их большинство.
  • И обращаться в орган по разрешению споров ВТО уже будет нельзя.
  • Российские предприниматели в большинстве своём лишатся возможности продавать свои товары за рубежом, что тогда будет с отраслями?
  • ВТО смогла заменить для России более 120 различных торговых соглашений, неужели придётся опять возвращаться к ним, на подписание таких договоров могут уйти годы.

И т.д. и т.п.

Где-то правы одни, где-то правы другие, но как «говорил Малдер» - истина где-то рядом. ВТО не помешал вводить против России санкции, угрозой вторичных санкций распугали множество торговых партнёров, однако в условиях санкций Россия может принимать защитные меры, которые в обычных условиях были бы названы протекционистскими.

Санкции нарушают правила ВТО о честной торговле, и мир уже расплачивается за это — растут цены на энергию и продовольствие, растёт инфляции, лихорадит валютные курсы, фондовые рынки. Это цена, которую мир уже платит за нарушения правил торговли.

Никто и никогда ещё не выходил из ВТО, смогут ли исключить Россию без её желания? Пока, наверное, нет. Что ждёт саму организацию? Может медленное затухание, может раскол на несколько региональных блоков, а может быть всё-таки честная игра по правилам, ибо не многие любят игру совсем без правил, тем более в одни ворота.

Как вы считаете, нужно ли России выходить из ВТО или продолжать пользоваться её благами, взаимно игнорируя требования (как это происходит сейчас)? Напишите в комментариях.

И, как обычно, если вам было интересно, подпишитесь на мой канал в Телеграме, там еще больше полезной и интересной информации.

Ваш финансовый консультант

2525 показов
7.2K7.2K открытий
10 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Смысл куда то дергатся уже нет,при наличии волевого руководства можно точно так же нивелировать вред от вто своими санкциями "против недружественных действий"
Проблема в том чтов руководстве РФ президент который все делает наполовину везде и во всем,всегда полумеры ,маниакальная тяга что б с ним вели переговоры-отсюда и полумеры

Ответить

ну какие полумеры, он очень прозорливо не вводил ответные санкции
сейчас мы видим энергетический кризис в Европе, который очевидно вызван санкциями, но всем понятно чьи санкции в этом виноваты

а вот если бы Путин запустил ответочку, то всех собак бы повесили на Россию

вообще он часто красиво играет в международной политике, в упрек ему только то, что этим ему явно нравится заниматься больше, чем внутренними проблемами

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Для Соловьева

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

нужно ли России выходить из ВТО или продолжать пользоваться её благами

ВТО — устаревшая бюрократическая структура XX века, построенная по принципам века XIX. Её время, как и других подобных организаций, созданных по подобию ООН, ушло. Как и самого ООН.

Они, конечно, ещё будут существовать — международная бюрократия просто так от кормушки не уйдёт — но будут иметь гораздо меньше значения, чем прямые договорённости между странами.

В будущем все подобные иерархические структуры уступят место сетевым.

Ответить