SaaS — лучшая бизнес модель во время рецессии?

На дворе рецессия, а SaaS компаниям, кажется, все ни почем. Показатели таких первоклассных компаний публичного рынка, как Snowflake, Datadog, Crowdstrike, ZScaler, Gitlab и других указывают на то, что даже в моменты сильного экономического ступора, SaaS бизнес-модель является одной из самых устойчивых на рынке. Конечно, как и везде, есть свои НО.

SaaS (software as a service) представляет собой крайне интересную бизнес парадигму, когда право на использование ПО/софта, созданного компанией-разработчиком, предоставляется, грубо говоря, в аренду всем желающим по модели подписки. Вместо того, чтобы сразу полностью выкупать лицензию на ограниченное по своему потенциалу ПО за бешеные деньги и устанавливать его на свои локальные сервера, SaaS предлагает модель намного более удобного и доступного по деньгам использования софт продукта через Интернет в облаке (Cloud).

Клиенту не нужно ничего самому настраивать, устанавливать старомодные программы на свой компьютер, заниматься хостингом и поддерживать локальные сервера. Всю эту головную боль на себя берет провайдер SaaS решения. Для клиента созданы все, чуть ли не сказочные условия, чтобы он просто открыл это приложение и сразу принялся за работу. Только, пользуйся, пожалуйста.

SaaS модель имеет одни преимущества (как для бизнеса, так и для его клиентов), список которых можно продолжать долго:

  1. Низкие издержки на запуск и ведение бизнеса. В начале своего пути SaaS компаниям по сути нужно только разработать сам продукт, который они будут выводить на рынок. Даже об инфраструктуре в виде серверов особо не нужно заботиться, ведь это все уже давно передано на аутсорсинг надёжным облачным гегемонам, как Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud. В период же роста SaaS бизнеса необходимо только поддерживать текущие операционные процессы, что позволяет почти полностью фокусироваться на перманентном улучшении функционала своего софт продукта, как раз за чем и пришли к ним клиенты.
  2. Высокая валовая маржинальность SaaS бизнеса, поскольку себестоимость производства самого софта достаточно небольшая и ограничена, в то время как потенциальная клиентская аудитория, выражаемая в объеме выручки, не имеет рамок. Лимитов по количеству пользователей и (в идеале) платящих клиентов абсолютно НЕТУ, поэтому дело остается лишь за маркетинговыми бюджетами самих SaaS компаний и реальной пользой их продукта.
  3. Рекуррентная (повторяющаяся) выручка на основе подписки дает крайне предсказуемый денежный доход для SaaS компаний, что позволяет намного эффективнее планировать свои операционные траты, лучше проецировать момент выхода на положительный FCF и выбирать подходящую стратегию роста.
  4. Freemium модель для клиента, что не обязывает сразу с порога платить существенные суммы за пока что непонятный ему продукт. Здесь вам сначала бесплатно дают попользоваться сервисом и на своей шкуре понять фактическую его пользу. По прошествии недели/месяца пробного периода за вами же оставляют конечное слово, готовы ли вы платить за продукт или нет. Обычно именно первый месяц и является ключевым для конверсии обычного обывателя в лояльного клиента.
  5. Удобство в использовании SaaS продукта для клиента, ведь все обязанности по поддержанию работоспособности и улучшению функционала продукта берет на себя сам провайдер этого решения. Пользоваться SaaS продуктом можно сразу, как только включите Интернет соединение на своем устройстве (будь то ноутбук, планшет или телефон), залогинетесь на сайте/приложении провайдера и уже сразу можете начать творить в соло или в команде.

Как бы бизнес не боялся уже во всю бушующего кризиса, это данность, от которой никуда не скрыться. SaaS компании должны переживать меньше всего в силу вышеперечисленных преимуществ их бизнес-модели. На удивление, но даже текущий рецессионный макроэкономический фон является благоволящим для SaaS компаний, большинство которых чуть ли не с самого своего рождения были готовы к (пост)ковидным реалиям с удаленной работой, зародившись в облаке (Cloud).

SaaS продукты стали настолько неотъемлемой частью корпоративного рациона, что уже чуть ли невозможно представить нормальную работу любого предприятия без продуктов таких компаний, как Microsoft, Salesforce, Slack, Atlassian, Zendesk и других. И это мы находимся только примерно на середине длинного пути. Рынок SaaS хоть и существенный по размерам (131млрд$ в 2021 году), но все еще продолжает впечатляющий бодрый рост двузначными темпами по 25-30% в год. И, согласно прогнозам аналитиков, ожидается, что уже к 2028 году объем этого рынка вырастет аж до 716млрд$ при среднегодовых темпах роста в 28%! Это ооочень солидные цифры и темпы роста с высокой базы, реализации чего хотелось бы только увидеть своими глазами на деле. Поэтому предсказание гуру венчурного рынка Марка Андриссена из a16z от далекого 2011 года о доминировании SaaS компаний с каждым днем становится все актуальнее.

Одним из главных драйверов такого головокружительного роста рынка SaaS служит его широкий adoption не только среди сильнейших мира сего (BigTech компаний уровня около FAANG), но и МСП. Практически все компании и организации, даже государственные, постоянно увеличивают свои бюджеты на такие SaaS решения, ведь иначе им грозит жалкая участь остаться далеко за пределами технологического прекрасного будущего.

Да и венчурные капиталисты, куда же без них, расположившись, как мы выяснили в предыдущем посте, на рекордных объемах свободных и еще непроинвестированных средств, имеют свои особые интересы на SaaS бизнесы. Модель SaaS компаний является медом для инвесторов по следующим везким причинам:

  1. Спрос на SaaS продукты безостановочно растет. Согласно прогнозам Silicon Valley Bank, ожидается, что бюджеты американских компаний на софтверные решения увеличатся на 18% в период 2021-2024 годов, с 285млрд$ до 336млрд$.
  2. Предсказуемость денежных потоков и темпов роста SaaS компаний. Но это относится только к по-настоящему востребованным продуктам, которые давным-давно нашли свой product market fit и лояльную аудиторию. Такая предсказуемость дает еще и преимущество самим стартапам в установлении оценок на раундах, ведь они могут более уверенно говорить о своих будущих потоках, а не брать их с потолка.
  3. Высокая маржинальность SaaS бизнес-модели, о чем мы уже упоминали выше. Низкие операционные траты и возможность быстрого масштабирования без особых усилий со стороны маркетинга, в чем классные продукты почти не нуждаются.
  4. SaaS модель уже себя отлично зарекомендовала во время предыдущих экономических спадов, поскольку от софт продуктов, как показывает практика, клиенты решают отказаться только в самом крайнем случае. Особенно если речь идет о таких важных и незаменимых решениях как Microsoft Office 365 или Salesforce CRM, без которых могут затормозить почти все процессы внутри отдельно взятой компании.

Конечно, текущая экономическая заминка может изменить поведение потребителей и в том числе их отношение к SaaS продуктам. Но опять же, все зависит от чуть ли не экзистенциальной необходимости и ПОЛЬЗЫ этого решения для клиента.

В основном, сейчас компании режут свои раздутые команды сотрудников, которых они планировали по максимуму использовать во время пока что неслучившейся экономической экспансии, ведь потребительский спрос то обрушился. Но вот от продуктов типа Salesforce, Slack, Atlassian, Zoom и других они откажутся в самую последнюю очередь. Да и по правде говоря, затраты на эти продукты в процентном соотношении от их бюджетов крайне небольшие.

Не ожидаю, что от SaaS продуктов массово будут отказываться, поскольку именно эти сервисы и помогают во время рецессии оптимизировать косты и пересмотреть компаниям свою стратегию. А без некоторых продуктов стоимостью в несколько тысяч долларов в год может встать вообще весь миллионный бизнес компаний. Поэтому нелогично ожидать массового оттока пользователей, тем более что найти стоящую альтернативу вот так быстро тоже не получится.

SaaS компании же, в свою очередь, сейчас будут концентрироваться на удержании уже существующих клиентов и стараться им апселлить дополнительные продукты, нежели распыляться на дорогостоящее привлечение новых. Поэтому потенциал для продолжения роста самих SaaS компаний тоже сохраняется, просто за счет более ценностного подхода, нежели безудержной погони за каждым клиентом любой ценой.

Даже прямо сейчас в разгар сезона отчетов за Q3 2022, особенно среди бигтехов, вроде Microsoft и их вездесущего Office 365, очевидно, что спрос на SaaS решения не замедляется, уверенно выдерживая на своих парусах ветра рецессии. Это однозначно позитив для SaaS компаний, ведь рынок и клиенты все еще остаются с ними.

Ну и как всегда, кризис для одних представляется концом света, а другим выпадает редкий шанс воспользоваться слабостью конкурентов, переманить клиентов, добиться ускорения роста бизнес показателей и консолидации своей рыночной позиции.

Уже в следующем посте разберем, на какие именно метрики смотреть при разборе SaaS компаний и как их интерпретировать, что происходит с оценками на публичном рынке, а также приоткроем завесу SaaS лидеров на частном рынке. Огромное спасибо, что читаете и все еще с нами! Если у вас есть друзья и знакомые, кому интересна актуалочка с венчурных полей, не стесняйтесь и шерьте этот материал и сам тг канал Венчурная Прожарка с ними. Буду крайне признателен и рад каждому новому читателю, а пока что до скорого!

77 показов
543543 открытия
Начать дискуссию