Как распознать финансовый пузырь? На примере романа "Деньги" Эмиля Золя

Решил тут перечитать эссе, которое написал в рамках курса "Инвестиции" в магистратуре Вышки под руководством Чирковой Е.В. Удивительно, но спустя время и накопленный опыт, оно мне кажется поучительным и актуальным. Публикую. Enjoy.

Эмиль Золя, вероятно, единственный, кому удалось раскрыть суть возникновения финансовых пузырей в такой изящной литературной манере, в какой он сделал это в своем романе «Деньги». Действие романа происходит в конце XIX века во время строительства Суэцкого канала, на которое автор делает аллюзии в тексте.

Золя раскрывает экономическую суть финансового пузыря посредством создания Всемирного Банка главным героем романа – Саккаром. На примере того, с чего начиналось, как развивалось и чем закончилось это многообещающее мероприятие, сулящее, по заверению организаторов, бесчисленные богатства всем, кто поверит и принесет свои капиталы в банк, читатель может увидеть основные признаки, по которым можно определить наличие пузыря на финансовом рынке.

Начнем с того, что в то время, единицы знали о том, что такое финансовый рынок, для чего он нужен и как с ним обращаться. Можно сказать, что большая часть участников, а точнее сказать – игроков финансового рынка, была попросту невежественна в сфере финансов. В начале романа мы замечаем как устроена торговля на бирже Парижа: участники не пользуются ни логикой, ни здравым смыслом. Этот вывод можно сделать по тому, что их заявки на покупку или продажу основываются либо на эмоциях, либо на ничем не подтвержденных и противоречивых слухах. Даже сам Саккар, автор авантюры со Всемирным Банком, полагался исключительно на свою интуицию, эмоции и непоколебимую веру в свой успех. Во многом это связано с тем, что инвесторам того времени еще не были знакомы методы фундаментальной оценки активов.

Часто пузыри возникают на такой благодатной почве, как идея «Нового Мира», которой не преминул воспользоваться Саккар в своей афере. При создании Всемирного банка он апеллировал к патриотическим чувствам французов, рассказывая о том, как его проекты помогут в завоевании Востока и Средиземноморья; о том, как Европа разбогатеет благодаря этому и будет утопать в золоте. Сравнивал он это грандиозное мероприятие не меньше чем с крестовым походом, а себя считал не меньше чем Наполеоном.

Заразив этой мыслью весь Париж, он буквально обеспечил ажиотаж вокруг акций своей компании. Что сказать, он был хорошим маркетологом, благо, народ был несведущ и доверчив.

К слову, о народе. Стоит отметить, что «качество» инвесторов является не только одним из индикаторов качества ценных бумаг, но и, индикатором финансового пузыря. Инвестициями в акции занимались буквально все: рабочий и крестьянин, швейцары, «собравшиеся на покой старые девы», «провинциальные чиновники в отставке» и так далее. Одной из причин присутствия такого большого количества разношёрстных инвесторов является то, что подписка была достаточно простой и требовала только четверти оплаты стоимости акции. А слабое бюджетное ограничение является предпосылкой и признаком пузыря. К тому же, Саккар развернул целую кампанию по привлечению провинциалов, создав миллионный тираж брошюр с рекламой акций компании и, даже, купил несколько газет для этих целей. Для разумного же инвестора любая реклама ценных бумаг компанией-эмитентом является предостережением о том, что курс акций компании-эмитента – самоцель.

Высокий курс акций – это замечательно, но не тогда, когда он обеспечивается нелегальной скупкой собственных ценных бумаг через подставных лиц вместо того, чтобы вкладывать эти деньги в развитие. В романе Золя, такая схема была одним из важнейших средств борьбы компании за рост курса. Поразительным является то, что, по сути, при торговле акциями компании образовалась финансовая пирамида: последующие дополнительные, подстёгивавшие котировки, эмиссии акций, служили обеспечением для предыдущих. А что такое пирамида, как не пузырь?

Касаясь реальных проектов банка, стоит отметить, что в начале дела шли превосходно, и в первом году компания показала хороший баланс. Однако, сколь-нибудь точно оценить будущие результаты не представлялось возможным, т.к. банк ставил весьма смутные цели по «завоеванию Востока». Это может явиться как предпосылкой, так и признаком пузыря, т.к. у инвесторов при этом возникает широкий диапазон оценок стоимости акций.

На этом ориентация на реальные результаты закончилась, и пошла чистая азартная игра на курсе акций, подогреваемая исключительно рекламой и агитацией харизматичного лидера – Саккара. Этой азартной игрой без смысла и логики заразились решительно все, кроме банкира Гундермана. По сути, это единственный персонаж книги, который размышляет об акциях Всемирного Банка в терминах фундаментальной стоимости. Он уверен, что стоимость акции не должна превышать своего номинала плюс премию за успешные результаты деятельности, а все что выше этой стоимости – продукт спекуляции. В итоге он разворачивает игру на понижение, когда понимает, что акции компании перегреты и в результате выигрывает.

Манипуляция балансом – отдельная часть махинаций. В рост курса акций были заложены неподтвержденные прибыли и активы, которые включали в себя фиктивные подписки. Так, одним из способов завоевания инвесторов было решение озвучить предварительные данные об ожидаемой прибыли, которые в итоге оказались ложными.

К тому же, в произведении мы видим такое явление как эффект роста благосостояния. Рост цен на акции Всемирного Банка стимулирует держателей увеличивать уровень потребления, что является положительным сигналом для инвесторов и увеличивает ожидаемые доходности разгоняя тем самым темп роста курса акций. Реализуется схема – рост цен, рост потребления, рост ожиданий, рост цен – и так до схлопывания пузыря.

Рост количества торгов также является одним из косвенных признаков пузыря на рынке. Золя очень красочно описывает активность, с которой разворачивается «бойня» за акции Всемирного Банка, которую он очень точно сравнивает с военными действиями: «Началась невыразимая свалка, одна из тех битв, где ничего нельзя разобрать, где все, солдаты и полководцы, бросаются спасать свою шкуру, оглушенные, ослепленные, потеряв ясное представление о том, что происходит. По лицам струился пот, безжалостное солнце нагревало ступени, и биржа превратилась в пекло.».

Не стоит забывать и о том, что стоимость любого актива складывается из приведенного потока будущих дивидендов. Тревожным звонком для акций Всемирного банка стало понимание этого факта инвесторами. День, когда они заметили, что дивиденды не могут обеспечить ту цену, которая зафиксирована на фондовом рынке, стал для Саккара роковым.

Одной из причин быстрого вздутия пузыря послужили фиктивные выкупы при доп-эмиссиях. Саккар буквально вытаскивал кирпичи из фундамента своей компании для того, чтобы выстроить башню своего успеха, которая развалилась под напором логики и холодного рассудка Гундермана – его заклятого врага.

Любой пузырь когда-нибудь лопается, Золя об этом прекрасно знал. После пика цен прошел слух о том, что Саккар незаконно манипулировал курсом акций, что послужило триггером для схлопывания пузыря. Гундерман с приспешниками начали скидывать акции понемногу, а затем, увеличивая объемы, обрушили акций с трех тысяч франков до цены в четыреста франков, что было ниже номинала.

Основной причиной краха, по моему мнению, стала непреодолимая жажда главного героя победить в схватке, завоевать мир и утереть нос Гундерману. Фондовый рынок же предназначен для того, чтобы зарабатывать деньги и наказывает тех, кто пришел к нему реализовывать свои амбиции и тешить свое Эго.

В заключение кратко охарактеризуем основные индикаторы пузыря:

Первый и наиболее яркий признак – это быстрый темп роста акций компании Всемирный Банк. Второй признак – большое количество непрофессиональных игроков на финансовом рынке. Третий признак – концентрация компании не на основной деятельности, а на курсе акций. Четвертый признак – невозможность оценить объект инвестирования. Пятый – широкомасштабная рекламная кампания вокруг объекта инвестиций. И заключительным признаком являлась узость финансового рынка, где рост был обусловлен взлетом лишь одной компании.

Мой канал с около-инвестиционным контентом:

22
Начать дискуссию