Чем обеспечивался быстрый рост ИТ-компаний и как функционировал венчурный рынок?

Меня зовут Владимир, я уже более 10 лет занимаюсь венчурными инвестициями и хочу рассказать об источнике финансирования инновационных и ИТ компаний. Мои советы будут в первую очередь полезны инвесторам с фокусом на российские инновационные компании и лицам, разрабатывающим меры поддержки ИТ компаний. Информация в статье позволит понять, как работала система венчурного финансирования в России и мире, а также пересмотреть подходы к мерам поддержки ИТ-компаний.

Текущие негативные тенденции

В настоящее время мы видим три основные негативные тенденции в инвестиционной сфере:

Тенденция № 1. Падение объемов IPO на американском рынке

Падение объемов IPO в США в 2022 году составило 94% (18,5 раз) по сравнению с 2021 годом (со $142 до $7,7 млрд).

Есть все основания полагать, что 2022 год станет худшим годом в XXI веке по объему размещений.

Тенденция № 2. Падение мультипликаторов ИТ-компаний

Мультипликаторы к выручке, по которым оценивались ИТ компании, упали в 3 раза в декабре 2022 года относительно 2021 года. Мультипликатор к выручке по данным Bessemer Venture Partners сократился с 18,43 в 2021 году до 5,67 в декабре 2022 года.

Тенденция № 3. Падение Объемов венчурного финансирования

Объем венчурного финансирования в мире упал в 2 раза в третьем квартале 2022 года по сравнению с 2021 годом и продолжает снижение. В России падение еще более значимое.

Следствием этих тенденций является разрушение мировой системы стимулирования развития и финансирования инновационных и ИТ-компаний. Россия оказалась и вовсе исключена из этой системы.

Создание в России собственной системы стимулирования инновационных компаний является крайне важной темой дальнейшего развития страны в период глобальной трансформации и турбулентности.

Давайте посмотрим, как работала система в прошлые годы, оставив за скобками политические события.

Золотое время инвестиций в технологические компании

Процесс создания, развития и роста интернет-компаний имел серьезную финансовую поддержку. С 2014 по 2021 год участники интернет-рынка (основатели компаний и инвесторы) жили в уверенности, что акции растущей интернет-компанию всегда можно продать и заработать хорошие деньги. Основным фактором стоимости интернет-компании был темп роста выручки. Компании в США, ЕС, Китае получали от инвесторов сотни миллионов и миллиарды долларов на развитие, будучи глубоко убыточными. В России в целом наблюдался недостаток инвестиционных денег, поэтому ИТ-компании работали в небольшой, контролируемый убыток, особенно после 2014 года, когда из России ушли международные инвестиционные фонды. По сути, убыточные, но растущие компании повышали с течением времени свою капитализацию и стоимость акций.Уверенность в продаже компании и получении денег была обеспечена следующими факторами:

Фактор №1. Возможность продажа акций компании на американском рынке

Возможность сделать IPO на американском фондовом рынке и продать новые или существующие акции компании по цене американских компаний. Высоким спросом пользовались технологические компании с выручкой от 100 млн долларов в год. Объем IPO в США составлял в среднем 40 млрд долларов с 2011 по 2019 год, 2021 год стал рекордным по объему проведенных IPO, объем составил 142 млрд долларов (в 3,5 раза выше среднего).Нам важны эти цифры, так как в них включены и деньги, полученные в ходе IPO российскими компаниями. Например, в 2020 году OZON получил $1,2 млрд. на дальнейшее развитие российского бизнеса, в 2021 году акционеры компании ЦИАН получили через биржу $300 млн. для дальнейших инвестиций в российские ИТ компании.

Фактор №2. Возможность продажи компании стратегическому инвестору, чьи акции могли купить американские инвесторы

Публичные корпорации активно покупали растущие ИТ компании и формировали цифровые экосистемы. Перспективы роста выручки от цифровой экосистемы положительно воспринимались иностранными инвесторам, поэтому наблюдался рост акции стратегов. Плюс крупные компании так же были в тренде цифровизации и расширяли набор продуктов для своих клиентов (телемедицина, он-лайн обучение, билеты в кино).

Фактор №3. Рост стоимости акций пропорционален росту стоимости компании

Рост стоимости интернет-компании был обеспечен ростом выручки компании и ростом мультипликаторов к выручке. Рост происходил как на бирже, так и в M&A сделках. По данным Bessemer Venture Partners средний мультипликатор к выручке для ИТ Saas компаний увеличился с 6,75 в 2013 года до 18,43 в 2021 году. Поэтому было выгодно покупать акции ИТ-компании и владеть ими в надежде на дальнейший рост из-за роста мультипликатора. ИТ компании было не сложно обеспечить рост выручки через привлечение новых клиентов и повышение цен. Дополнительно стоит отметить, что для создания ИТ-бизнеса не нужны капитальные расходы в несколько миллионов долларов, то есть для старта бизнеса обычно требовался интернет-сайт и несколько разработчиков программного обеспечения. Средний размер посевного раунда (по сути, это деньги необходимые для запуска компании) в мире составлял 1,5-1,7 млн дол, в России 300-400 тысяч долларов.Более подробно этапы развития ИТ компаний можно увидеть на схеме. Рост стоимости акций происходил на каждом этапе развития компании.

Чем обеспечивался быстрый рост ИТ-компаний и как функционировал венчурный рынок?

Изменения на финансовом рынке и рынке труда

Как следствие этих факторов мы наблюдали следующие изменения на рынке труда и капитала:

Изменение №1. Привлечение лучших людей в экономике

Основатели и сотрудники ИТ-компаний могли заработать деньги через продажу акций своих компаний, а не через механизм распределения прибыли. Многие молодые люди основывали свои ИТ компании (стартапы) в надежде на быстрый заработок денег. В реальности, за 3-4 года стартап мог достичь оценки десятков/сотни миллионов долларов, а основатели компании могли продать часть своих акций за миллион долларов. Как следствие, в отрасль было привлечено множество талантливых людей.

Изменение №2. Цель компании – объем продаж.

ИТ-компаний ориентировались только на рост объем выручки любыми средствами. Компании активно тратили деньги на маркетинг и рекламу, привлекая все больше клиентов. Финансовая эффективность расходов мало интересовала собственников бизнеса, так как деньги всегда можно было привлечь от инвесторов.

Изменение №3. Частным инвесторам выгодно финансировать инновации.

Частные лица, владельцы капитала, вкладывали деньги в стартапы, так как при росте бизнеса всегда росла его стоимость, и инвестор мог продать акции компании с прибылью. Историй успеха больше стимулировали инвестиции в стартапы, особенно когда ставки денежного рынка находились на минимальном уровне. Было множество инвесторов, которые вложили сотни тысяч долларов 3-4 года назад, а в 2021 получили миллионы долларов на продаже акций. Рост оценок и наличие историй успеха обеспечивал приток частных инвестиций в инновационную отрасль экономики. Данная система начала быстро разрушаться. Есть как глобальные факторы в виде повышения учетной ставки ФРС и сокращения программы количественного смягчения, то есть изъятия денежных средств с фондового рынка и рисковых активов. Есть и наши внутренние причины в виде экономических санкций против РФ и прекращения торговли российских акций на американском фондовом рынке.

Что же делать?

Но мой взгляд льготная ипотека и снижение налоговой нагрузки всего лишь малая часть стимулов, направленных на развитие инновационных компаний в экономике, нужно более масштабные и решительные меры, сопоставимые с возможностью проведения IPO на западной бирже.

2 комментария

Мы в https://gmi-group.ru/ тоже счиатем, что для развития отрасли, с учетом нехватки кадров, требуются дополнительные стимулы

1
Ответить

А есть идеи какие стимулы нужны?

Ответить