Об инвестициях в людей, ошибках бизнес-ангелов и мотивации молодых стартаперов — интервью с Аркадием Морейнисом
Беседует автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.
Кратко о госте
Программист, предприниматель и инвестор, основатель фабрики стартапов «Главстарт», бизнес-акселератора «Антистартап», карьерного акселератора Product University, автор программы обучения школьников предпринимательству «Бизнес для школьников».
Окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ.
В 1990-х годах разработал программу для голосового общения по локальной сети Talker, которая была куплена американской компанией.
В 1997 году основал интернет-каталог цен Price.ru, который стал лидирующим каталогом рунета. В 2005 году Rambler Group купила контрольный пакет компании. В 2007 Морейнис стал директором по разработкам и развитию проектов Rambler. В 2010 году Rambler завершила покупку Price.ru, после чего Морейнис покинул компанию и стал бизнес-ангелом.
Аркадий Морейнис ведёт популярный Telegram-канал «Тёмная сторона» о бизнесе, стартапах и инвестициях.
О бизнес-ангельстве
Вся история про бизнес-ангельство — это история про поиск людей. Это даже не оценка проектов. Вот я посмотрел на проект, бизнес-план, по Skype поговорил о чём-то, ответил, что всё отлично, проект замечательный, — этот подход не работает.
То, что я понимаю под бизнес-ангельством, — это, во-первых, азарт найти человека и что-то новое. Во-вторых, выгода раннего входа в перспективный проект.
О коллаборациях
Я и раньше не особо был к ним привержен, а теперь чётко понимаю, что смысла в коллаборации с кем-то нет никакого. По поводу распространённой практики захода нескольких инвесторов в стартап есть старая поговорка: «Если ты разговариваешь со стартапом в комнате, где есть кто-то ещё, значит, ты зашёл не в ту комнату».
При входе в проект очень важно не сбить прицел основателю. Представьте себе, есть условно начинающий предприниматель и три дядьки бизнес-ангела, зашедшие в него, каждый со своим представлением о жизни. И если они втроём заходят в проект и начинают его жизни учить — в результате основатель не научится ничему.
Об ошибках бизнес-ангелов
Когда только начинал инвестировать, я смотрел на все приходящие проекты с точки зрения идеи и делил их на «круто» и «некруто». В такой ситуации у многих инвесторов возникает проблема — они начинают влюбляться в идею и представлять, что бы они с ней сделали. После этого есть два не очень хороших варианта.
Первый вариант: инвестор начинает вольно или невольно заталкивать основателя в сторону, которую он считает нужной, рассказывать ему, что нужно делать, и в результате из нормального человека получается импотент. Через какое-то время основатель уже работает в режиме «Я уже сделал всё, что вы сказали, — не работает. Что дальше?».
Второй вариант: ты влюбляешься в идею и перестаёшь видеть, что основатель не тянет. Здесь надо быть жёстче, как в рекрутинге: «Нанимай долго — увольняй быстро».
О первоначальной идее
Я где-то читал, что 94% проектов, совершивших экзит, сделали это не с той идеей, с которой они начинали. Это просто нормальная ситуация. Например, у Airbnb первоначальная идея — хостел с надувными матрасами. YouTube чем был? Сервисом знакомств. С чего начинался Facebook? Первым проектом Цукерберга в кампусе университета была голосовалка по оценке девушек Hot or not.
О том, без чего лучше не начинать стартап
Первое, что я всегда пытаюсь вычленить в основателе стартапа, — это наличие здравого смысла. Когда видно, что человек не заучил определённое количество фраз, а думает и что-то пытается говорить. Здравый смысл — просто мастхэв.
Второе, что я проверяю, — эмоциональную устойчивость. Совсем простой пример: приходит человек с идеей, а я говорю, что это говно. Если человек при первой же неудаче сложится, то как с таким предпринимателем в разведку идти?
Третье — умение слушать, слышать и реагировать на то, что я говорю. Классический ответ стартапера на это: «Ну вы же не понимаете!». Что значит, я не понимаю? Если я не понимаю, значит, ты плохо объясняешь либо ты не слышишь, что я говорю.
Четвёртое — про деньги. Основатель должен знать и понимать, что деньги — мерило востребованности. Большинство стартапов умирает именно от того, что продукт никому не нужен.
Об инвестициях в людей
Если так задуматься, то человек сам себе стартап. Он должен развивать некие навыки, продаваться стратегическому покупателю, быстро учиться, у него должен быть здравый смысл. Я посмотрел на рынок стартапов — там есть понятие акселератора. Взял эту модель и попробовал перенести на рынок труда. Осенью провели пилотный набор в Product School, а сейчас сделали уже Product University. То есть Product University — это на самом деле карьерный акселератор.
Меня тема инвестиций в людей очень занимает, так как это может быть та самая алгоритмическая составляющая, объединяющая мои текущие проекты. Представьте, я с 12 лет начинаю вести чувака: в 12 лет я в него инвестировал, отправил куда-нибудь поучиться на какую-то специальность, потом он пошёл работать, первый стартапчик и так далее. Это идеальная схема, но её нельзя юридически оформить, потому что это будет рабством в плохом смысле слова.
О внутренней мотивации и Product University
Это история о нераскрытых людях. Часто вижу людей, которые, с моей точки зрения, ни к чему не стремятся. Или которые стремились, но у них не получилось, и их это обломало. Они это приняли. Когда идёшь и видишь старенького человека, у которого руки дрожат, который роняет палочку, у тебя же внутри что-то скрипит. Жалко. А я на здоровых вот так смотрю, и мне жалко.
Но есть и ещё кое-что, о чём абсолютно немодно говорить: всё-таки я живу в России. Я отсюда не свалил. Вот вылезем мы когда-нибудь из жопы или нет? Вот меня этот вопрос тоже интересует. Это моя страна, это моя родина, я родился здесь, и я не хочу жить в жопе.
Подробнее о главных ошибках стартаперов, повадках бизнес-ангелов и проекте Product University — в полной версии интервью на канале.