Почему НЕ нужно слушать бухгалтеров

Текст навеян вот этой смешной статьей-рекламой про "надо слушать бухгалтеров". В которой рекламируется сервис проверки контрагентов, но по итогу можно сделать вывод, что для определения финансовой пирамиды достаточно просто включить мозг, а не сервис ))

Немного о себе - 12 лет работы в антимонопольных органах (УФАС), с 2014 г. в бизнесе. И на работе и по бизнесу работал с многими бухгалтерами и...

Ремарка: я уважаю эту профессию, более того, я как гуманитарий, который до сих пор считает проценты на бумажке "крест-накрест", ответственно заявляю, что без бухгалтерии никуда, но...

...на собственном и не только опыте усвоил, что очень большое количество бухгалтеров - это лютая нечисть (( И в подтверждение несколько увлекательных либо скучных историй про бухгалтерию.

<i>Не уверен, что женщина на фото из бухгалтерии, и вообще она прикольная, но в коллаж по теме встроилась хорошо </i>))
Не уверен, что женщина на фото из бухгалтерии, и вообще она прикольная, но в коллаж по теме встроилась хорошо ))

Как оформить бензин

Было это ещё во время моей работы (замом УФАС). Сотрудники у меня периодически выезжали в командировки с проверками и некоторые командировки были в близлежащие населённые пункты на 1 день. Служебного транспорта у нас не было, поэтому было 2 варианта: медленно и с тратой времени на общественном транспорте (автобус, электричка) или быстро, но дорого (на такси).

Сотрудники мне предложили: давайте, мы будем ездить на своём транспорте, а нам бухгалтерия только бензин оплатит?

Я за, иду к руководителю, говорю "а давайте?". Руководитель говорит "я не против, но я не бухгалтер, спроси у неё". Бухгалтер - тётечка лет за 45, говорит мне "нет, нельзя так!".

Ну, ок, передаю её слова сотрудникам. Они недовольны, залезают в справочную правовую систему, приходят ко мне с выписками из законов и прочих актов, что можно. Я опять иду к шефу, тот пожимает плечами и просит одобрения бухгалтера. Та опять в отказ: "нельзя так делать!".

Сотрудники опять недовольны, обзванивают наших коллег, находят несколько живых примеров, что так можно. Я со свидетельствами и выписками из законов иду опять к шефу. Тот вызывает бухгалтера, всё ей показываю, бухгалтер твердит "так нельзя делать" и всё. Шеф психует (хотя он очень спокойный обычно) и практически матом требует от бухгалтера объясниться, почему нельзя. Та с низко опущенной головой бубнит:

"- Потому что я не знаю, как это оформлять".

Хотите найти нарушение? Ищите в бухгалтерии

Это реальный лайфхак для контролёров, между прочим. Далее цитата моего знакомого, который занимается закупками (по 44-ФЗ) в поликлинике:

…у нас так-пришёл товар или оказали услугу, подписывают кто принял, и относят гл.врачу на подпись. Гл.врач ставит резолюцию "оплатить", и тот кто принимал или секретарь несут все в бухгалтерию и кладут в МОЮ коробочку - мое место где лежат документы для меня. У меня отдельный кабинет на др. этаже. Я захожу в бухгалтерию, беру документы и ухожу с ними к себе!!! Делаю копии с них/сканирую если надо, и когда мне надо (обычно сразу) я отношу их в бухгалтерию и отдаю на оплату. И бухгалтера оплачивают. А на след. день делают платежки в 2-х экземплярах (каждый день в 10-11 часов) и один экземпляр отдают гл. бух., а другой кладут в мою коробочку. А я прихожу и забираю их.

У нас так, ибо когда я просрочил 19 контрактов разом, то я хотел задушить гл. бухгалтера... но разрешили все таким путём...

Для справки - штраф за просрочку размещения на спецсайте платёжки по одному контракту - 20 000 рублей, то есть тут сумма штрафов в 380 000 руб. Действительно, можно хотя бы немного придушить )) И в закупках (тендерах) проблем взаимодействия столько, что некоторые заказчики создают отдельный письменный регламент взаимодействия между всеми сотрудниками и бухгалтерией.

Мы просто платим

Предыстория кратко: госзакупочные контракты изменять запрещено, кроме некоторых исключений, а при изменении почти всегда нужно в определенные сроки размещаться на спецсайте (ЕИС, для тех, кто в курсе).

Короткая, но типичная история опять из мира госзакупок: заказчик заключает контракт, например, на водоснабжение, с объёмом 1000 кубов и какой-то там ценой. В процессе исполнения объём "перебирается" и надо сделать дополнительное соглашение на увеличение объёма и, пропорционально, цены. Но допник делает специалист по закупкам, а не бухгалтерия, поэтому бухи (контракт же есть!) просто платят по счетчику и выставляемым счетам.

В конце года закупщик начинает "подбивать бабки" и контракты с суммами не сходятся. И закупщик опять налипает на тот или иной штраф.

"Где синяя печать?"

Это совсем короткая история. Даже сейчас многие бухгалтера требуют документы с синей печатью. Однако:

- для индивидуальных предпринимателей печати всегда были по желанию

- для ООО и АО печати отменили в 2015 году (закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ)

То есть ИП, ООО, АО могут работать с печатью, но совершенно не обязаны. Да и печать эту можно сделать "в любой подворотне" за 300-600 руб., поэтому она ничего не доказывает кроме того, что у контрагента были лишние 300-600 руб.

Поручения одному и другому

По сути история опять про отсутствие взаимодействия.

Бизнесмен поручил юристу зарегистрировать ИП. Юрист при регистрации не подал заявление на «упрощёнку», считая это обязанностью бухгалтера. Бухгалтер, принимая в работу ИП, не проверил правомерность применения УСН.

Сам бизнесмен считал, что он всё доходчиво пояснил и одному, и второму, и был уверен, что он на «упрощёнке».

Прошёл квартал, бухгалтер посчитал упрощённый налог, уплатил и счёл свой долг выполненным. А в конце месяца бизнесмену заблокировали счёт за несдачу декларации по НДС, которую ИП на общей (традиционной) системе налогообложения обязан подавать ежеквартально.

Это было шоком для всех, и в первую очередь для бизнесмена, которому, помимо штрафа за несданную отчётность, пришлось платить все налоги по общей системе (31% вместо 6%).

100500 "Светлан"

В России можно в разных регионах и с разным видом деятельности зарегистрировать много фирм с одинаковыми названиями. В итоге, отличаться они будут только реквизитами типа адреса, ИНН и т.д. Но реквизиты обычно указываются в конце договора, а дотуда дочитывают не все...

<i>Скриншот с сайта налоговой</i>
Скриншот с сайта налоговой

История: директор нашёл классную сделку, подписан договор, договор и счет дали бухгалтеру на оплату, тот провёл оплату, договор не исполнен. Обращение с претензией – тишина. Обращение с иском в суд – контрагент приходит и говорит «- А это не с нами договор! В начале договора название фирмы и директор правильные, но в реквизитах указан другой адрес и другой ИНН».

В иске к этой фирме отказано, совет суда "ищите кому вы оплатили".

И подобного рода историй про бухгалтерию могу рассказывать и рассказывать. Например, мне как-то бухгалтер на аутсорсе неправильно посчитал налоги, в результате с меня списали не 34 тысячи, а 68 и заблокировали расчетный счёт. Пришлось побегать, чтобы вернули лишнее и счёт разблокировали. С бухгалтером я, естественно, попрощался.

Резюме: ещё раз повторюсь, что уважаю профессию бухгалтера и не знаю, как бы работал без него. И толковый бухгалтер может очень многое:

· Минимизация налогов

· Проверка всех документов и реквизитов

· Проверка правок за другими (за юристом, например)

· Проверка наличия первичной документации и её правильного оформления

· Проверка проводок и кор.счетов

· Проверка изменений в законодательстве

· Сохранение всех документов (для будущих проверок от налоговой, например)

· Контроль по 115-ФЗ и т.д.

Но будет очень большой ошибкой руководителя - нанять бухгалтера и "отпустить" ситуацию, мол, специалист пусть разбирается сам. Нужно самому тоже хотя бы понимать основы и знать, что и как проверять.

Тут могла бы быть реклама какой-нибудь бухгалтерии или курсов, но никто не предложил )) Поэтому спасибо за уделённое время, если было полезно или хотя бы интересно - отпишитесь в комментах!

30
31 комментарий

Окей, теперь от кого-нибудь другого ждём третью часть под названием "Почему НЕ нужно слушать сотрудников УФАС".

11
Ответить

Да тут все по делу - если бухгалтер не компетентный или дурак, то его не нужно слушать

Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

И при этом одна из них называет себя главным бухгалтером, получая огромную зарплату, но при этом основной ее функцией является запретительная деятельность для всего, что только в ее понимании не ложится в нормы бухгалтерского и налогового учётов. Так как название должности составляет 99% в решении вопроса, то она, как правило, добивается своего

1
Ответить

откуда такие стереотипы) необязательно быть злой женщиной преклонных лет, чтоб занимать должность бухгалтера

1
Ответить

А они отвечают: у тебя здесь нет власти.

Ответить

Поддерживаю. Тоже очень часто сталкивался, когда бух откровенно косячит или не знает, как лучше сделать.

1
Ответить