Пять способов оптимизации налогообложения, о которых вы можете подумать на этапе создания компании

Вопрос оптимизации налогообложения актуален для бизнеса любого возраста. Однако ещё на этапе создания компании вы можете продумать, как обратиться к законным способам уменьшения налогового бремени.

Выбор формы регистрации

Первоочередной вопрос - это, конечно, выбор формы регистрации компании. Мыслите стратегически. Вы можете зарегистрировать ИП или ООО. Если рассуждать с точки зрения налоговых льгот, у индивидуальных предпринимателей их больше – у них есть налоговые каникулы, им доступна патентная система налогообложения, они могут вернуть НДФЛ при покупке жилья и не платят налоги при выводе денег из бизнеса.

При этом если вы планируете привлекать инвестиции, то лучше, конечно, зарегистрировать ООО – возможность заключения корпоративных договоров с инвесторами возможна только для правовых форм ООО и АО. А эти договоры в свою очередь в будущем могут помочь вам сохранить компанию.

Способы оптимизации

Правильный выбор системы налогообложения и региона регистрации. В зависимости от планируемой деятельности вы можете выбрать – УСН доходы (6% от всех ваших доходов), УСН расходы (15% от суммы «доходы – расходы»), ЕНВД или патент. У каждого режима есть свои преимущества и недостатки, и в идеале перед регистрацией вам нужно рассчитать примерные выплаты на основании финансовых прогнозов. Не забудьте проверить, есть ли в вашем регионе льготные ставки или налоговые каникулы (если вы ИП), потому что 6% и 15% - максимальны, но региональные власти вправе устанавливать свои требования – например, в Белгороде для определенных категорий участников кластера информационных технологий ставка по налогу «Доходы» составила 1%, для некоторых категорий «Доходы – расходы» - 5%. Проверить это можно здесь.

Работа на идею и/или личный бренд. Если вы создали идею, придумали, как ее реализовать, но не хотите участвовать в непосредственной операционной деятельности, вы можете зарегистрировать себя в качестве ИП, а свои идеи в качестве товарного знака. Это займет какое-то время, но в таком случае вы сможете выступить в качестве миноритарного партнера, заключить лицензионный договор и получать роялти от использования вашего товарного знака (в законодательстве нет ограничения по максимальным размерам роялти). Если вы работаете на раскрутку вашего личного бренда и/или идеи – этот вариант отлично вам подойдет.

Оптимизация будущего ФОТ. Одна из самых больших головных болей для предпринимателей – это размер налогов на фонд оплаты труда. Поэтому если у вас есть возможность работать с подрядчиками на аутсорсе, воспользуйтесь ей. В РФ в некоторых регионах сейчас тестируют новый режим самозанятости. Пока под него подпадают репетиторы, няни и люди, осуществляющие ремонт (например, сантехники), но ожидается, что в 2019 году будут включены и другие категории фрилансеров. Сотрудничество с самозанятыми имеет ряд преимуществ – не нужно платить НДФЛ и страховые взносы, что значительно сокращает налоговое бремя. Тем не менее этот способ не сработает, если вы решите вдруг перевести ваших текущих сотрудников на такой режим. А вот если вы только регистрируете компанию, присмотритесь к нему. Главное – составьте правильно договор, где укажите, что ваш подрядчик является именно самозанятым, а не просто физическим лицом. Также пропишите необходимость заблаговременного уведомления вас о смене статуса, чтобы не оказаться в ситуации, когда человек вернулся в статус физлица и не уведомил вас. Налоговая в таком случае будет осуществлять доначисление.

Предусмотрите возможность использования инвестиционного вычета. Этот способ подойдет тем, кто планирует закупать оборудование или амортизировать основные средства (важно – эти средства должны относиться к амортизационным группам с III (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно) по VII (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно). Размер такого вычета будет составлять до 90% от суммы расходов.

ИП-управляющие. В свое время была популярна схема перевода сотрудников в категорию ИП, однако сейчас она практически нерабочая, потому что невозможно обосновать экономическую необходимость такого метода и не попасть под доначисление налогов. Можно посмотреть на этот способ с другой стороны – и вместо генерального директора в вашей компании поставить управляющего, который совмещает статус ИП. Важно, чтобы при этом в компании было несколько учредителей, а договор был составлен правильно – в нем должны быть прописаны все KPI, тогда обосновать экономическую выгоду такого решения будет проще. Еще один важный факт – не забудьте включить возможность назначения управляющего вместо гендира в Уставе в самом начале создании компании.

Самое главное в налоговой оптимизации – это стратегический подход. Чем более заблаговременно вы просчитаете возможные риски и спланируете свои действия, тем с меньшим количеством проблем столкнетесь потом. Поэтому всем потенциальным владельцам стартапов я рекомендую задуматься об этом вопросе сразу после решения о создании компании.

1010
4 комментария

У вас там ещё 2019 год не наступил?

"...ожидается, что в 2019 году..."

Ответить

Какой 2019 год? Люди до сих пор бумажные документы на складах хранят, а не в электронном виде, как и должно быть в 21 веке. Пожалели бы природу, столько макулатуры на полках хранится, позор
https://fortis-arkhiv.ru/

Ответить

"Вместо генерального директора в вашей компании поставить управляющего" - Почему только ВМЕСТО? Можно и совместить в компании директора и управляющего, но желательно конечно разграничить между ними функционал. Законодательство РФ не запрещает иметь несколько исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.

Ответить