{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Сколько денег можно забрать собственнику из бизнеса?

При получении больших денег на счет компании, у собственника, особенно начинающего, как правило, есть большой соблазн забрать себе часть денег.

Хорошо, если эти деньги за уже выполненные обязательства и документы подписаны. Если это полученный аванс, то без правильного учета и планирования – это игра с огнем, которая часто заканчивается не в пользу бизнеса.

И здесь встает главный вопрос у собственника: «А сколько можно забрать себе и можно ли?». Хотелось бы в это верить.

Это должен быть первостепенный вопрос каждого собственника. Не редки ситуации, когда собственник забирает деньги, которые компания на самом деле не заработала, а потом нет средств даже на обязательные расходы. И начинается «оптимизация» расходов, которая не всегда идет на пользу бизнесу, а следом вытекающие последствия.

Часто это связано с тем, что компания живет на авансах, которые закрывают финансовые дыры. Как только заказов становится меньше, а следовательно и авансов, сразу всплывают проблемы.

В таких случаях без правильного учета собственник даже не знает, что компания убыточна и там надо не забирать, а наоборот, вносить или не трогать средства.

Итак, сумма, из которой можно получить себе деньги, отражена в балансе, если он есть.

В балансе – строка «Нераспределенная прибыль (убыток)» (НПУ). Она показывает накопленный остаток чистой прибыли (убытка) за минусом выплаченных дивидендов. Это все, что компания заработала на конец какого-то периода минус деньги, что забрал собственник. Если там положительный остаток, то эта та сумма, которую предположительно можно забрать.

Нераспределенная прибыль (убыток) (НПУ) = НПУ на начало периода + Чистая прибыль за период − выплаченные дивиденды

Если баланса нет, то считаем накопленную чистую прибыль, т. е. сумму всех значений чистой прибыли (убытка) за период, и вычитаем из нее выплаченные дивиденды ранее. Чистая прибыль отражена в Отчете о прибылях и убытках (ОПУ).

Что это значит? Например, у компании следующие данные по чистой прибыли: январь 1 000 ед. (прибыль), февраль 1 500 ед. (прибыль), март − 1 000 ед. (убыток).

Накопленная чистая прибыль = 1 000 + 1 500 − 1 000 = 1 500 ед.

Допустим, ранее выплаченные дивиденды 250 ед.

Нераспределенная прибыль = 1 500 − 250 = 1 250 ед.

Т. е. 1 250 ед. – предположительно можно использовать на разные цели, в т. ч. выплату дивидендов, реинвестировать в бизнес и пр.

Здесь главное – правильно посчитать чистую прибыль. Не все полученные средства учитываются в чистой прибыли. Авансы не являются выручкой, и пока компания не отработала аванс, его в чистой прибыли не будет!

Сумму к использованию берут только накопленную чистую прибыль за минусом ранее выплаченных дивидендов. Если в предыдущие месяцы был убыток, а в последнем месяце появилась прибыль, и эта прибыль не покрывает совокупный убыток предыдущих месяцев, забирать деньги нельзя! Компания на самом деле ничего не заработала и брать там нечего. Хорошо, если собственник сможет вернуть деньги обратно, если предвидится кассовый разрыв.

На этом этапе почему-то многие останавливаются. Хотя это только начало.

Нераспределенная прибыль – это только предположительная сумма, которую собственник может забрать себе. Наличие прибыли к распределению и денег еще не означает, что все можно забрать. Возможно, у компании есть еще финансовые обязательства, которые компания должна выполнить перед сотрудниками, бюджетом, контрагентами и пр.

Итак, определились с суммой. Далее делается план платежей, анализ задолженностей и анализ активов, т. е. финансовое планирование.

Для чего это? Для того, чтобы не появились ситуации, когда денег нет, а платить надо, т. е. кассовых разрывов.

План платежей. В каждом бизнесе есть обязательные платежи, которые нельзя не заплатить, такие как налоги, заработная плата и пр. Учитываются не только будущие расходы, но и доходы.

• Анализ задолженностей. Учитываются 2 основных момента:

1. Какой долг больше? Тот, что должна выплатить компания или ей должны? Если больше должны компании, анализируется вероятность и сроки получения долга. Можно ли его учесть в плане поступления денег? Бывает, что по документам вам должны, но по факту это только по документам. Если больше должна компания – это учитывается в планировании денег.

2. Как между собой пересекаются сроки оплаты или поступлений по долгам? Смотрите, чтобы не получилось ситуации, когда компании должны больше, но по срокам получение этих денег намного позже платежей по обязательствам компании. Т. е. компании надо платить по своим платежам другим контрагентам, а оплата от контрагента по срокам позже.

• Анализ активов. Сделать инвентаризацию активов. Может быть, надо делать ремонт оборудования или его замена, оплата страховки авто и пр. Эти платежи тоже учитываются при планировании денег.

По итогу, если после планирования будет положительная сумма, тогда эту сумму и берем для использования на любые нужды.

Если выплачиваются дивиденды официально, то законодательно есть ограничения на выплату дивидендов. Они перечислены в ст. 29 14-ФЗ. Бухгалтеры это должны знать. На этом останавливаться не буду.

Самое главное, что надо запомнить каждому собственнику. Деньги на счете компании – это не его собственные деньги. Не надо бездумно их забирать. Прежде чем забирать, обязательно надо все посчитать и спланировать.

Особенно это касается долгосрочных проектов. Закрытые объемы (работы, услуги) по месяцам вроде как формируют чистую прибыль каждый месяц, но в конце проекта могут вылезти непредвиденные расходы, которые часто не закладывают в бюджет. И получается, что собственник забрал больше, чем следовало.

Не слушаем «бизнес-гуру», которые пропагандируют сначала забрать себе, якобы не зря же вы бизнесом занимаетесь. После таких деятелей может быть больно и бизнесу, и собственнику. Субсидиарную ответственность для собственника никто не отменял.

Сначала считаем, планируем, а потом забираем.

Мои предыдущие статьи:

0
4 комментария
Александр

Это главная проблема - понять, что компания стала убыточной и это навсегда, а не кормить её, не меняя, радуясь локальным всплескам- многие плывут на тонущем корабле не желая это признать.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Барамова I CFO
Автор

Понять и принять )

Вытащить из убытков можно практически любой бизнес и сделать его прибыльным. Для этого надо ресурсы и не только финансовые. Как правило, меняется вся структура. По сути, это будет уже другой бизнес.

Там уже стоит вопрос, выгодно ли вообще вытаскивать его. Порой выгоднее просто закрыть и эти ресурсы направить на новое. Пусть даже в той же деятельности, только подойти уже с головой.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Petrov
Если баланса нет, то

вы что-то делаете не так

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Барамова I CFO
Автор

в учете

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда