Silicon Valley Bank - банкрот, теперь официально.

Это крупнейшее банкротство в США с момента краха Lehman Brothers 15 сентября 2008, запустившей цепную реакцию разрушительных событий. Коллапс SVB последовал практически одновременно после банкротства Silvergate Capital One.

Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC) назначена управляющим SVB, все бизнес операции перешли на внешнее управление. 13 марта FDIC выплатит застрахованные депозиты, а позже начнет процедуру ликвидации активов банка и выплаты в рамках пропорционального распределения сертификата среди остальных незастрахованных инвесторов.

Что это за зверь? Основной специализацией банка было предоставление финансовых услуг технологическим стартапам с явной ориентацией на венчурное финансирование.

По отчетности на конец прошлого года у банка было около 209 млрд долл активов, а источником фондирования были клиентские депозиты на 175 млрд. Нет ясности об объеме застрахованных депозитов – их, по всей видимости, в несколько раз меньше (около 7%). Но нет смысла спекулировать до появления информации от FDIC.

Что такое 200 млрд активов для США? Среди коммерческих банков SBV занимал 16 место по активам согласно данным ФРС. Если изолировать инвестбанковские подразделения, выделив только активы банков в пределах долларовой системы, получается следующее:

Capital One Financial Corporation – 452 млрд, Goldman Sachs – 439 млрд, The Bank of New York Mellon – 236 млрд, Morgan Stanley – 209 млрд, State Street Corporation – 209 млрд,

Т.е. SVB на уровне монстров уровня Morgan Stanley, State Street и Bank of NY Mellon!

Американские подразделения на территории США международных банков: HSBC Bank USA  - 231 млрд, UBS – 201 млрд, Barclays – 179 млрд, Santander Bank – 166 млрд, BNP Paribas – 143 млрд, Deutsche Bank – 106 млрд, Credit Suisse – 80 млрд.

Как видно, SVB уступает только HSBC.

Если объединить глобальные активы с учетом инвестбанковского подразделения, то по активам крупнейшие американские финансовые структуры: JPMorgan Chase & Co – 3.66 трлн, Bank of America Corporation – 3.05 трлн, Citigroup Inс – 2.11 трлн, Wells Fargo & Company – 1.88 трлн, Goldman Sachs – 1.44 трлн, Morgan Stanley – 1.18 трлн, U.S. Bancorp – 0.67 трлн.

Такое длительное сравнение необходимо, чтобы оценить актуальный размер SVB.

Итак, что произошло? SVB имел свыше 120 млрд инвестиций в ценные бумаги, которые практически полностью распределены в долговых бумагах. Свыше 85% в структуре инвестиций были долгосрочные облигации с явным креном в ипотечные облигации в сегменте MBS (58 млрд).

Инвестпортфель SVB составлял 54%, что является абсолютным максимумом среди американских банков. Ближайший конкурент State Street c 42%

В марте прошлого года ФРС начала цикл ужесточения ДКП, к октябрю ставки на долговом рынке были запредельно высоки и тут у SVB начались проблемы. Значительная часть инвестиций была в облигации с фиксированной ставкой, которые сильно рухнули в цене.

К концу 2022 нереализованный убыток SVB вырос до 16 млрд долл по сравнению с 500 млн в 1 кв 2022 – весь ущерб исключительно из-за роста ставок.

В итоге SVB начал резать убытки, перекладываясь в краткосрочные трежерис, облигации с переменным купоном, усиливая хэджирование на рынке производных. Не помогло, т.к. капитал банка составлял 16.2 млрд на декабрь 2022.

В феврале 2023 после очередного рывка ставок баланс стал отрицательным (убытки превышали 20 млрд) и все посыпалось.

Коллапс банка был ускорен после набега инвесторов, которые пытались вытянуть депозиты буквально в последние 7-10 дней после появления информации в СМИ о потенциальных проблемах в банке.

Конечным триггером стал именно набег инвесторов, а проблемы были накопленные и структурные, как минимум с середины 2022, но SVB эти проблемы умело маскировал, рисуя сказочную отчетность о прибыли в 1.7 млрд долл в 2022, имея дыру более, чем в 20 млрд, что втрое выше выручки банка.

Коллапс SVB чрезвычайно важен с точки зрения взвешивания потенциальных рисков. В чем особенность этого события? Маскировка проблем и стремительность.

В отличие от Lehman Brothers, где первые проблемы в СМИ были проявлены в начале 2008, а серьезность проблем была выявлена летом 2008, с SVB все было иначе.

Контурно потенциальные проблемы среди инсайдеров были подсвечены в октябре 2022 (тогда акции рухнули на 30%), однако руководство банка, по сути, фальсифицировало реальность в такой степени, что к началу февраля акции восстановили все потери с накопленным ростом свыше 75% всего за 1.5 месяца.

За 10 дней до банкротства в начале марта 2023 на гала концерте в Лондоне SVB был признан лучшим банком в номинации «Банк года», а главный исполнительный директор SVB цинично надругался над здравым смыслом и доверием инвесторов, вселяя уверенность в том, что «ситуация под контролем и проблемы надуманны».

В этот самый момент трейдеры SVB реструктуризировали дыру в балансе в 20 млрд, имея капитал в 16 млрд с фейковой прибылью в отчетности в 1.6 млрд. Только после того, как на банк пошла атака со стороны хэдж фондов и конкурентов в венчурном капитале (за неделю до банкротства) – начались набеги инвесторов с изъятием депозитов из SVB на 40 млрд (свыше 20% от депозитной базы).

Собственно, это и подорвало банк. Сокрушительный коллапс инвестиций из-за роста ставок еще как то можно было балансировать через фальсификацию отчетности и рынок деривативов, а набеги уже нечем было крыть.

Проблемы SVB – это инвест стратегия на долгосрочные облигации с фиксированной доходностью с неадекватной диверсификацией и отсутствием хэджирования. SVB, как и многие хэдж фонды исходил из того, что нулевые ставки будут вечные.

Вторая проблем - рост ставок из-за политики ФРС и набеги инвесторов в начале марта.

SVB попытался привлечь экстренное финансирование на несколько миллиардов, но не успел.

Однако, удивляет не это, т.к. подобный сценарий я подробно описывал последний год. Здесь как раз все логично и предсказуемо, по крайней мере, для меня. Вектор был известен, но не было определенности, кто первый пойдет к выходу и в какое время. Теперь знаем, SVB пошел под снос 10 марта 2023.

Удивляет другое – стремительность. Даже не два дня, а считанные часы. По сути, от первых явных и публичных проблем до процедуры ликвидации прошло менее 30 часов.

Это может свидетельствовать скорее не о размере дыры в балансе, а согласованной политике ФРС, Минфина США и FDIC совместно с первичными дилерами.

Это не могло быть без их одобрения и участия. Здесь практически калька с Lehman Brothers, который рухнул при непосредственном участии известных персон (не буду показывать пальцем) в ФРС, Минфине и крупнейших банках США.

Банкротство Lehman было необходимо (в роли сакральной жертвы), чтобы создать полностью управляемый триггер для легитимизации немыслимой по тем временам программы TARP и выкупа активов со стороны ФРС. Это уже потом они оскотинились и начали лупить ликвидностью во все стороны в неограниченном объеме по первому требованию без мотивационной составляющей, но не в 2008 (тогда мир был другим).

Тогда инсайдеры заработали рекордные прибыли, которые так и не были перекрыты спустя 15 лет (по скорости и объему), т.к. заинтересованные лица выкупали рынок тогда, когда все продавали.

Сложно сказать, какой замысел у них сейчас. 

Предполагаю, что проблемы SVB не локальны, а глобальны, т.е. другие банки имеют аналогичные разрывы в балансе, тут скорее всего будет адаптация общественного мнения, что пора дать по тормозам в ужесточении ДКП.

Рынок ожидал плюс 0.5 п.п на заседании ФРС 22 марта, но видимо, что 0.25 п.п станет чертой. Ожидаю смены тональности ФРС.

Остается открытым вопрос, насколько далеко они зайдут и будут ли кейс SVB как то раскручивать?

Сам крах SVB не окажет влияние на финсистему в отличие от Lehman, т.к. SVB достаточно изолирован, но тут вторичный эффект заражения системы и подрыва доверия, неизбежное перераспределения ликвидности из мелких банков в крупные.

ФРС решили провести экстренное заседание 13 марта 19:30 мск. Заседание будет проведено в соответствии с ускоренными процедурами.

Board of Governors of the Federal Reserve System

March 13, 2023 -- March 13, 2023 -- Closed Board Meeting

22
Начать дискуссию