Отбор претендентов на выездную налоговую проверку – это достаточно открытый процесс. Алгоритм данного процесса достаточно четко и подробно описан в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333 (далее – «Концепция»). Согласно Концепции кандидаты для проведения выездных проверок определяются по 12 критериям, по которым каждая компания может самостоятельно оценить риски попадания под выездную проверку ФНС. Кратко об этих критериях:1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Среднеотраслевые значения, на которые ориентируется ИФНС, размещены на сайте ФНС в Приложении №3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Риск попадания в план выездных проверок значительно повышается, если у компании на фоне убытка:- имеются значительные вычеты по НДС;- растет выручка;- средняя заработная плата на 1 работника ниже среднеотраслевого уровня.3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. По умолчанию Доля налоговых вычетов по НДС должна быть не больше 89%, однако, в разных регионах норматив по «безопасной» доле вычетов индивидуален. 4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров/работ/услуг. Темпы роста расходов и доходов оцениваются в текущем налоговом периоде по сравнению с предыдущим налоговым периодом. 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Нормативный уровень среднемесячной заработной платы можно посмотреть в Росстате, либо по данной ссылке.6. Неоднократное приближение к предельному значению, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Основанием для проверки могут оказаться профессиональные вычеты по НДФЛ в размере более 83 % от суммы полученных доходов ИП.8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). В данном случае учитывается наличие фактов, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". 9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомления налогового органа о выявлении несоответствий показателей в деятельности. В данном случае имеется ввиду отсутствие без объективных причин пояснений компании относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок и/или противоречий, либо не реагирование компании на вызов в налоговый орган.10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. В этом критерии сравнивается два вида рентабельности со среднеотраслевыми значениями. Среднеотраслевые значения, на которые ориентируется ИФНС, размещены на сайте ФНС в Приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Рентабельность активов Рентабельность продаж 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. К деятельности с высоким налоговым риском ФНС относит следующие схемы:1) схемы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм – «однодневок»;2) схема получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества;3) схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции;4) схема получения необоснованной налоговой выгоды с использованием инвалидов;5) схема получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности;6) схема получения необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов;7) схема получения необоснованной налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты НДС при осуществлении сделок с драгоценными металлами в слитках.В Концепции прямо не указано, какое количество критериев должно быть обнаружено и каков их удельный вес для принятия решения о назначения выездной проверки. В некоторых неофициальных источниках речь идёт о наличии двух и более критериев. Однако, по моим данным, решение о назначении выездной проверки зависит не от количества обнаруженных критериев. Данные критерии являются лишь фильтром для выявления потенциальных претендентов на выездную проверку. Таким образом, чтобы не попасть под выездную налоговую проверку, необходимо, прежде всего, стать «невидимым» для сотрудников ФНС, т.е. не попадать в список потенциальных претендентов, а для этого постараться соблюдать вышеописанные показатели. А каким образом происходит отбор среди претендентов, об этом в следующей статье, либо на сайте https://www.delovoy-podhod.com.www.delovoy-podhod.comДеловой подход | Налоги#налоговая_проверка #бизнес #легализация_бизнеса #выездная_проверка #налоги