{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Биткоин — это все-таки пирамида или нет?

Благодаря недавней банковской неразберихе у альтернативы традиционной финансовой системе дела идут неплохо: за последние три недели Биткоин подорожал на 30%+ и стоит около 28к долларов. Несмотря на его 14 летнюю историю некоторые криптоскептики до сих пор утверждают, что Биткоин — это пирамида. Аргумент заключается в том, что он зависит от притока новых пользователей, и в определенный момент все осознают, что у него нет никакой ценности, новые покупатели иссякнут и цена обнулится. Давайте окончательно разберемся МММ ли биток.

Прежде всего, следуя веяниям времени, спросим у ChatGPT

Все, ребзя, расходимся: биток не пирамида. (тут должна быть реклама майнинговых аппаратов)

Ок, но, по-моему, ChatGPT не дал подробного ответа, так что придется разбираться по старинке, самим.

О чем спорим, товарищи

Последуем за ChatGPT и для начала определимся с понятиями.

В широком смысле пирамиду участники рынка определяют как проект, в котором большинство текущих инвесторов просто делают ставку на рост цены за счет появления новых покупателей. У пирамиды мало или вообще нет какого-либо адекватного дохода, и ей нужен постоянный приток новых денег, чтобы выжить. Когда становится трудно привлекать новых инвесторов или когда большое количество существующих инвесторов выводят деньги, такие проекты, как правило, рушатся.

Биткоин — это дефицитный цифровой «объект» и также технология, создававшаяся для онлайн переводов между двумя лицами без посредника, своего рода интернет-кэш. Всего биткоинов может быть 21 миллион, и более 19.3 миллионов из них уже добыто по заранее запрограммированному графику. Каждые четыре года количество новых биткоинов, выдаваемых в виде вознаграждения майнерам за создание и валидацию блока с транзакциями, будет сокращаться вдвое, а общее количество существующих биткоинов будет медленно приближаться к 21 миллиону.

На самом деле, исходя из такого определения Биткоин похож на то, что в финансах называют «коммодити» те товар: ограниченный по своему количеству объект (= 21 млн) с определенной пользой (= анонимная онлайн оплата без посредника), не обеспечивающий денежного потока. Как и любой товар, он не приносит денежных потоков или дивидендов и стоит только то, что кто-то другой заплатит вам за него или обменяет на него. В частности, это товарные деньги те его полезность связана с хранением и передачей ценности. Это делает золото его самым близким аналогом.

Сетевой эффект супер важен для биткоина

В некотором смысле Биткоин и вправду сильно зависим от новых инвесторов: ему нужно наращивать свой сетевой эффект, охватывая все больше людей и привлекая больше денег, что увеличивает его полезность и ценность как технологии. Сетевой эффект — эффект в экономике, при котором ценность товара или услуги для одного пользователя зависит от числа других потребителей данного товара/услуги (спасибо старушка вики). Например, чем больше народу пользуется инстаграммом/вк/фейсбуком, тем лучше для каждого пользователя и всей платформы.

Чем больше людей готовы принимать Биткоин как средство оплаты или меру хранения ценности, тем лучше для всей системы и для каждого пользователя. А если мало кто будет его принимать, то с и денежной точки зрения он мало кому нужен. Кроме того, чем дороже стоит биткоин, тем больше это привлекает майнеров от которых зависит вообще работоспособность и безопасность протокола. Если по какой-то причине Биткоин не достигнет достаточно большой рыночной капитализации в долгосроке, не сможет удерживать ее, и спрос на него приостановится и начнет падать, то он останется нишевым активом, а его ценность, безопасность и сетевой эффект могут со временем ухудшиться. И это может запустить порочный круг: меньше ценность —> меньше майнеров и разработчиков —> хуже безопасность, а также нет технологического развития вторичных приложений или аппаратно-программного обеспечения связанных с экосистемой, нет масштабирования и упрощения в использовании —> меньше новых пользователей —> меньше цена и заново поехали по нисходящей.

Так может все-таки тогда это пирамида? Ну, если так, то…

Золото тогда тоже пирамида, просто ей 5000 лет.

Подавляющее большинство золота используется не в промышленности, а для хранения ценности и отображения богатства. Золото не приносит никаких доходов и стоит столько, сколько за него заплатит кто-то другой. Если вкусы людей в ювелирных изделиях изменятся, и если люди перестанут рассматривать золото как оптимальное средство сбережения, его сетевой эффект может значительно ухудшиться.

С точки зрения инопланетянина человеческая любовь к золоту может выглядеть кринжово

Последние 10 лет спрос на золото со стороны промышленности и технологий (электроники, стоматология и др) составлял в среднем 350к долларов в год, при средней добыче около 4600к ежегодно. Получается, что если бы не спрос на ювелирку и «золото-как-средство-хранения-ценности», то для покрытия производственных нужд можно было бы добывать более чем в 13 раз меньше золота каждый год. И цена была бы гораздо меньше.

Тем не менее, золото смогло развить свой сетевой эффект как оптимального средства хранения и ювелирного изделия и поддерживать его популярным в течение такого за счет:

а) своих свойств: редкости, симпатичности, взаимозаменяемости, нерушимости (оно почти не портится со временем), податливости,

б) и социальной договоренности.

По мере того как фиатные валюты по всему миру приходят и уходят, а их количество в расчете на единицу быстро увеличивается, предложение золота увеличивается лишь примерно на 1,5% в год.

Вывод: золото не приносит никакого дохода и основной спрос на него заключается в том, что купившие его, ожидают увеличения цены на него для того, чтобы сохранить покупательскую способность. Цена, в первую очередь, может увеличиваться за счет новых адептов идеи «золото сохраняет ценность».

Точно также как и золото, у биткотина есть технологические свойства, которые в теории делают его ценным: ограниченность, простота хранения, легкость передачи на расстоянии. И аналогично золоту он зависит от сетевого эффекта.

А сетевой эффект не равно пирамида!

Мы можем изучить его: посмотреть динамику количества людей использующих Биткоин, объемы транзакций, рост разработчиков, упоминание в медиа и соцсетях и предположить исходя из этого стоит ли в него инвестировать.

Кхм, если приглядеться, то вся банковская система по такому определению — большая пирамида

Во-первых, фиатная валюта — это просто объект, сделанный из бумаги или запись в банковской базе данных. Они не приносят никакого кэш флоу сами по себе, хотя банки и финансовые организации, где вы их храните, могут выплачивать вам процентный доход. Когда мы работаем или продаем что-то, чтобы получить рубли/доллары/евро, мы делаем это только с верой в то, что большой сетевой эффект денег (включая юридический/государственный сетевой эффект) гарантирует, что мы сможем взять эти бумажки и отдать их кому-то другому, получив взамен товар или услугу. Соответственно мы завязаны на сетевом эффекте.

Во-вторых, когда мы организуем эти кусочки бумаги и их цифровые записи в банковской системе с частичным резервированием, мы еще больше усложняем систему. Банки по всему миру работают по системе частичного резервирования: то есть когда вы видите, например, 100,000 руб на балансе своего счета, эта цифра на самом деле не подкреплена целиком деньгами. Вместо этого она подкрепляется широким набором менее ликвидных активов, включая государственные облигации, ипотечные кредиты, займы по кредитным картам, бизнес кредиты, много других активов, а затем небольшой процент — реальными рублями.

Если бы много людей одновременно попытались вывести свои деньги из своего банка, то с большой вероятностью какая-то часть просто не смогла бы их получить сразу. В лучшем случае вам бы сказали «подождите, пожалуйста» (а тем временем банк за кулисами пытался бы продать свои активы или взять кредит, чтобы покрыть свои обязательства). В худшем случае он бы просто рухнул. Привет, региональные американские банки!

Помните чудесную игру «Музыкальные стулья»? У нас есть детки и стулья, которых обязательно меньше чем деток. Включается музыка, и участники ходят вокруг стульев до тех пор пока играет музыка. Как только она останавливается, нужно успеть быстро сесть на стул. Тот, кто не успел — выбывает из игры, и так пока не останется один победитель на стуле.

Так вот банковская система — это абсолютно такая же игра. И вот почему:

С одной стороны, банки берут деньги на вклады и обязуются по ним выплачивать процентный доход. С другой стороны, они выдают кредиты, а также покупают разные, в основном, консервативные активы в виде государственных облигаций, получая за все эти активности процентный доход. Таким образом у банков есть обязательства в виде депозитов их вкладчиков и по своим собственным долгам другим организациям. И есть активы состоящие из наличных денег, выданных кредитов и облигаций на балансе. И как мы уже говорили, получается что депозиты вкладчиков не подкреплены только реальными деньгами.

Доля Кэша от Депозитов в процентах у коммерческих банков США.

На данный момент в США вклады подкреплены реальными деньгами на 17%.

Если одновременно в короткий промежуток времени множество людей пойдут снимать деньги со счетов, то вся банковская система обвалится.

Банкам придется продавать свои неденежные активы (в первую очередь, облигации) на балансах другим банкам и организациям для выплаты денег вкладчикам, предложение таких активов на продажу сильно вырастет в количестве на рынке, и они быстро начнут падать в цене. Но на большое количество продавцов в какой-то момент может стать недостаточно покупательского объема. В итоге рынок облигаций просто станет неликвидным. В обычной жизни в такой ситуации на рынке появляется ЦБ, который печатает новые деньги и выкупает все облигации с рынка. Тогда у банков появляется кэш на счетах, и они расплачиваются со вкладчиками. Но если ЦБ на рынке не появился бы, то номинально такая система бы просто сломалась: цены на активы упадут, а многие организации обанкротятся.

Неустаревающая классика

Вот поэтому это игра в музыкальные стулья: у нас множество депозитов, то есть потенциальных обязательств на выплаты (это детки, бегающие вокруг стульев) и гораздо меньше настоящих денег (это стулья), которых всегда недостаточно для удовлетворения всех вкладчиков, если они неожиданно решат их запросить. Когда в системе происходит коллапс, то ЦБ добавляет немного стульев.

Не напоминает ли это вам пирамиду? Кто успел, тот и съел, а оставшиеся остаются с крохами.

Мы принимаем это как нормальное явление, потому что полагаем, что эта музыка будет вечной. Банковская система частичного резервированием функционировала во всем мире в течение сотен лет, хотя время от времени происходили кризисные события с потерей доверия, которые частично приводили к перезагрузке этой системы

Вывод: Биткоин — это система с сетевым эффектом, а не пирамида. Если мы используем широкое определение пирамиды, то золото и фиатная банковская система подпадает под него не меньше биткоина. Использование такого определения банально неверно.

Заключение

Прошло уже 14 лет с момента основания биткоина. За это время его ценность выросла с 0 до десятков тысяч долларов. Он пережил не один кризисный цикл, рынок переоценивал или недооценивал его среднесрочно, что нормально для рынка на коротких промежутках. Но время является ключевым судьей происходящего, и пока биткоин отлично справляется.

Простой анализ уже говорит о том, что в 2023 г игнорировать или неконструктивно отметать криптовалюты не просто странно, но и невежественно:

Синим — адреса с балансом более 0.001 BTC (28$ по нынешним ценам), серым — цена. Данные: Messari

Из графика выше мы видим, что рост адресов с BTC постоянно растет и даже во время колоссальных снижений цены Биткоина, коррекции в адресах минимальные и совершенно не сопоставимы с ценовыми падениями.

Рост активности в разработке, бизнесе и соцсетях по криптовалютам. Данные: a16z

Также мы наблюдаем активные темпы вовлечения в крипту среди тех, кто напрямую развивает это пространство: разработчики и стартапы, а также рост упоминаний в соцсетях.

Даже главный финансовый журналист всея Виси, Комаровский, после 5 лет раздумий не выдержал искушения и таки купил кусочек цифровой пирамиды! Никогда не поздно прокатиться на криптогорках!

Если рынок продолжит признавать биток как полезную технологию для сбережений и/или расчетов по платежам, доступную большинству людей в мире и подкрепленную децентрализованным консенсусом, она может продолжать занимать долю рынка пока не достигнет некоторой зрелой рыночной капитализации, широкого распространения и меньшей волатильности.

И вернемся к аргументу скептиков, часто утверждающих, что Биткоин не имеет внутренней ценности, и что однажды все это поймут, и он упадет до нуля. Вместо этого поверхностного рассуждения более интересным с критической стороны была бы попытка конструктивно доказать, что биткоин не сможет достичь своей цели — отобрать определенный процент постоянной доли рынка у глобальной банковской системы или у традиционных финансовых активов как метода для оплаты и хранения ценности по той или иной причине.

Круто, что вы дочитали до конца! Если вам нравится такие материалы, то подписывайтесь на мой тг-канал «гоблинское казначейство», где я пишу про макроэкономику, крипту и личные финансы.

0
1 комментарий
Nasha Rasha

О, да! Биткоин - это точно не пирамида! Ведь он же уже 14 лет существует, и нам всем известно, что все пирамиды живут намного меньше. К тому же, какой еще пирамиде удалось подорожать на 30% за три недели? Уж точно не той, которую строит мой сосед во дворе!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда