7 обидных ошибок чаще всего выявляемых при аудите, которые можно избежать

В прошлых материалах мы разбирались зачем инициировать аудит, а также как выбрать аудиторскую компанию в 2019 году. Я подчеркиваю, что материал предназначен для собственников и руководителей малого и среднего бизнеса. Потому что те, кто стоит во главе бизнеса, персонально отвечают за достоверность учета и налогов, а безошибочная работа финансовых служб - основа здоровья бизнеса.

Аудит - удобный инструмент, способный предупредить «недуг» и вылечить иногда даже безнадежного «пациента». В данной статье я попросила поделиться опытом генерального директора «ПРАВОВЕСТ Аудит» Наталью Игуш и рассказать, какие ошибки чаще всего находят и помогают исправить аудиторы в ходе проверок.

Наталья Игуш, генеральный директор "ПРАВОВЕСТ Аудит"
Наталья Игуш, генеральный директор "ПРАВОВЕСТ Аудит"

1. Неправильное оформление договоров, влекущее налоговые и правовые риски

Любая сделка может быть оформлена по-разному. От того, как составлен договор, она имеет риск оказаться недействительной, повлечь налоговые доначисления и многомиллионные потери. За одну и ту же сделку можно заплатить больше или меньше налогов. Не все договоры можно переделать. Нельзя изменить задним числом документы, например, заключенные с иностранной компанией. Тем не менее, такие ошибки мы находим постоянно.

К нам обратились представители организации, которая хотела передать недвижимость своей дочерней компании и собиралась оформить передачу как вклад в имущество компании (слышали, что такая передача у получающей стороны не облагается налогом на прибыль). Мы рассмотрели два возможных выгодных варианта передачи недвижимости дочерней компании: вклад в имущество ООО и вклад в уставный капитал (УК). Мы рекомендовали рассмотреть вариант передачи недвижимости в УК дочерней компании. Если оформлять передачу недвижимости как вклад в имущество ООО, налоговые обязательства компаний будут значительно больше, чем при передаче имущества в УК. С точки зрения налогообложения передача имущества в УК позволила сэкономить: передающей стороне — более 8.68 млн руб., а получающей стороне — более 24 млн руб.

Этот пример наглядно иллюстрирует, что деловая цель (результат) одна и та же, а налоговые последствия разные в зависимости от формулировок.

7 обидных ошибок чаще всего выявляемых при аудите, которые можно избежать

Что же делать, чтобы все договоры были оформлены верно? Проводить аудит ежеквартально! Сделки должны проверяться в течение года. Тогда аудиторы могут контролировать документацию и вовремя рекомендовать наилучшие варианты оформления сделок.

2. Ошибки записей в учете, неверные трактования активов или наличие необоснованных переплат, исправление которых, способствует выявлению скрытых резервов

Кейс. К нам обратился генеральный директор и единственный собственник организации. Финансовое состояние бизнеса давно не вызывало у него беспокойства. Но в ходе предварительного анализа финансовой отчетности обнаружилось ухудшение показателей компании в течение последних 2-х лет, что могло повлиять на взаимоотношения с иностранными партнерами и повлечь отказ в выдаче кредита в банке.

При проверке оказалось, что проценты по кредиту на приобретение и строительство новой производственной линии отражались как прочие расходы. На самом деле, в бухгалтерском учёте их следовало включать в первоначальную стоимость инвестиционного актива (сооружение производственной линии).

После исправления ошибки доходы организации в отчетности (а значит и сумма возможных дивидендов) увеличились на 43 млн руб.

Иностранному партнеру и банку были представлены достоверные данные. Организация смогла получить кредит и продолжить сотрудничество с крупным партнером.

7 обидных ошибок чаще всего выявляемых при аудите, которые можно избежать

Наличие необоснованных переплат – самый настоящий скрытый резерв, который может быть использован на благо компании.

Откуда они берутся? Иногда бухгалтер может сделать ошибочный платеж: кинул большую сумму, а заниматься возвратом долго и сложно, нужна помощь налогового юриста. Так или иначе подвисает некая сумма, а срок исковой давности 3 года и вернуть эту сумму потом практически невозможно. Это большие потери. Чаще всего собственник даже не представляет, что у него миллионные переплаты. Такие резервы оседают в налоговых органах, страховых и пенсионных фондах. Обнаруживая переплаты, аудиторы добиваются возврата денег и предлагают собственникам зачесть их в другие бюджеты, что может помочь выплатить, например, кредит.

Так, при проведении налогового аудита выяснилось, что организация уплачивала налог на имущество по недвижимости, не являющейся объектом обложения (нежилая недвижимость была приобретена для перепродажи). Сумма переплаты, которую удалось зачесть в счет следующих платежей составила более 1 млн. руб.

7 обидных ошибок чаще всего выявляемых при аудите, которые можно избежать

3. Налоговые риски в операциях,некорректное применение налоговых льгот

Некорректное отражение операций именно в налоговом учете аудиторы обнаруживают регулярно. Например, компания провела операцию, но для налогового учета ее отражать было нельзя по тем или иным причинам. Как появляются такие ошибки? Бухгалтер случайно пропустил или намеренно по каким-то причинам отразил, например, директор дал команду: «Прибыль такая-то и не больше». Что бухгалтеру делать? Он что-то рисует. Так возникают налоговые риски.

Другая распространенная ошибка - некорректность применения налоговых льгот. Их применяют по накатанной, не отслеживая изменения в законодательстве.

Поэтому самый частый кейс – это, когда льгота отменена, а бухгалтерия ее продолжает применять. В итоге имеем штраф и пени.

4. Выявление контрагентов, которые могут привлечь внимание ИФНС и, как следствие, операции с ними несут налоговые риски

Вопрос проверки контрагентов – очень важный момент для компаний, которым многие пренебрегают. Особенно сложно объяснить необходимость сбора информации о контрагентах менеджменту, который обращает внимание на цену поставщика, личные мотивы, что угодно и не понимает необходимости проверки партнеров. На деле бывает так, что вроде и контрагент крупный, а приглядишься к документации и оказывается, что на генерального записано 25-30, а то и 50 компаний, из них половина уже ликвидирована, основных средств, активов практически нет и, соответственно, вероятность того, что компания может не отчитаться довольно высокая. В итоге налоговые риски контрагента становятся вашими налоговыми рисками.

Причем, документов, которые предоставляет контрагент часто недостаточно, чтобы подтвердить его благонадежность. Да, в ЕГРЮЛ есть – живая компания; да, с директором познакомились… А что на самом деле? А на деле копнули поглубже и обнаружили, что у организации имеется недостаточность активов. И чтобы такую ошибку обнаружить нужно не только лично знать генерального директора, а выехать и проверить: есть ли у них склады, на чем перевозят продукцию, есть ли у них соответствующее оборудование…

Однажды к нам обратился генеральный директор компании, которому пришло письмо из налоговой с просьбой пояснить сотрудничество с недействительной компанией.

Каждая компания должна иметь утвержденный порядок запрашиваемых менеджерами документов у контрагентов.

5. Отсутствие или недостаточность первичной документации

Самый распространенный пример - премии. В компании выходит положение о премировании, где указано, из каких показателей она рассчитывается, а в приказе прописывают только голые цифры: нет расчетов, нет обоснования. То есть по факту у них положение о премировании - сам по себе документ, а сумма просто с потолка взята. Налоговая инспекция очень любит такие вещи проверять.

Реальный пример, когда проблему дешевле предупредить заранее: строительная компания, первичная документация о поставках строительных материалов не поступала в бухгалтерию в полном объеме, прорабы отмахивались и не считали нужным вести диалог с бухгалтерией. В итоге аудиторам пришлось вмешаться и помочь выстроить документооборот, иначе компания не смогла бы отчитаться при налоговой проверке и попала бы на доначисления налогов на сотни миллионов рублей.

7 обидных ошибок чаще всего выявляемых при аудите, которые можно избежать

6. Риски наличия у компаний контролируемых сделок

До сих пор не все компании понимают, что такое контролируемые сделки, за что и когда они обязаны отчитываться в налоговую инспекцию. Если этого не делать, приходят требования, потому что налоговая инспекция отслеживает все валютные операции, запрашивает все данные через банки и всегда просит пояснить: по какой причине вы не отчитались по операциям с такой-то организацией, и является ли она аффилированной, являются ли эти сделки контролируемыми.

Например, дочерняя компания в России должна платить роялти материнской компании в Германии за использование бренда - это контролируемая сделка, так как стороны являются взаимозависимыми.

Российская дочка должна сдавать до 20 мая отчетность и раз в год предоставлять документацию по трансфертному ценообразованию.

В такой документации обосновываются рыночные цены. Соответственно, если по таким сделкам выявляются проблемы, то могут быть доначисления, штрафы, пени.

7. Риски при исполнении обязанностей налогового агента по НДС или по налогу на прибыль, особенно с иностранными контрагентами

Здесь часто возникают проблемы с правильностью оформления документов, наличием справок о резидентстве (особенно в части налога на прибыль), своевременностью уплаты налога налоговым агентом.

В частности, уплата налога налоговым агентом зависит не от актов подписанных услуг, а от перечисления сумм, то есть как только какую-то сумму перечислили, вы как налоговый агент должны уплатить соответствующий налог.

С иностранцами такой нюанс: часто начисляется пеня за несвоевременную уплату налогов. Бывает, что не учитывается разница во времени: банковский день заканчивается, платежку вроде кинули, НДС уплатили, а в итоге НДС пошел не потому курсу. Не доплатили НДС – получили пени, переплатили - деньги где-то зависли.

Какой вывод можно сделать из этой статьи?

Во-первых, избежать ошибок практически невозможно.

Во-вторых, регулярный аудит – это доступный и важный инструмент для поддержания здоровья бизнеса, так называемый «Налоговый ЗОЖ».

В-третьих, именно на плечах собственников и управленцев лежит ответственность за результаты работы финансовых служб.

И самое главное - вовремя обнаруженные и устраненные ошибки приносят бизнесу реальную прибыль.

55
Начать дискуссию