{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как кредитная экспансия ФРС США поспособствовала приходу Адольфа Гитлера к власти

Цикл «Современная денежно-кредитная система», часть 11

Федеральная резервная система (ФРС) США была сформирована в 1913 году и уже к началу 20-х годов XX века достигла достаточных полномочий и экономико-политического влияния, чтобы запустить один из сильнейших циклов кредитной экспансии, известный как «ревущие двадцатые». Этот цикл охарактеризовался одним из сильнейших темпов экономического роста, а также серьёзной социально-культурно-политической революцией в практически всех цивилизованных странах того времени. Особенно ярко это проявлялось в государствах, активно включённых в успевшую сформироваться общемировую капиталистическую систему.

Можно небезосновательно предположить, что такой мощный импульс развития поспособствовал в некоторой степени затуханию так называемого «пожара мировой революции», к которому поначалу побуждали многочисленные большевистско-коммунистические партии. Это, в свою очередь, позволило растущему американскому капиталу значительно усилить своё влияние на рынках Западной Европы.

Одним из частных проявлений американской экспансии выступил план Дауэса 1924 года – программа, которая установила новый порядок репарационных выплат Германией после Первой мировой войны. Репарации были введены в рамках Версальского договора таким образом, чтобы их размер соответствовал экономическим возможностям Веймарской республики, которую в начале 20-х годов потряс один из наиболее известных случаев гиперинфляции, на своём пике достигавшей 25% в день. В стабилизации возможностей Германии по выплате военных репараций были заинтересованы не только Великобритания и Франция, но и США, т.к. выплаты первым двум странам позволили бы им закрыть свои долги перед непосредственно США.

В конечном итоге бурный приток иностранных кредитов привёл к запуску классического механизма долговых циклов, который и послужил причиной Великой депрессии в начале 30-х годов. Германия перенесла этот кризис гораздо тяжелее, чем большинство других промышленно развитых государств. Команда ставшего в 1930 году рейхсканцлером Генриха Брюнинга, известного в народе как «канцлер Голод», избрала преимущественно дефляционный путь выхода из кризиса, характеризовавшийся жёсткой экономией и массовыми банкротствами. Этот путь привел к частичному оздоровлению немецкой экономики, и следующие за Брюнингом канцлеры Франц фон Папен и Курт фон Шляйхер не изменили экономическую политику коренным образом. А уже в 1933 году к власти приходит Адольф Гитлер.

Здесь важно разобрать популярное заблуждение, что Гитлер путём активных государственных расходов и программ сумел вывести Германию из кризиса, в который её загнала чрезмерная экономия его предшественников, что, в свою очередь, является одним из аргументов против политики дефляционного очищения экономики. Данная мысль всё чаще подвергается серьёзной критике. Логика ее противников – в основном, сторонников австрийской экономической школы – следующая: причиной кризиса стала кредитная экспансия ФРС и Рейхсбанка. Гитлер же, наоборот, воспользовался эффективной зачисткой экономики в 1930–1932 годах от убыточных инвестиций и сумел поймать волну начинающегося роста, подпитав её активным вмешательством государства в экономику в рамках своей политики национал-социализма.

Автор-марксист Лотте Цумпе утверждает, что большая часть финансового сектора – угольная и сталелитейная промышленность, торговля на море и юнкеры – хотели, чтобы Гитлер пришел к власти. Можно рассматривать перевооружение как причину поддержки Гитлера со стороны, например, Keppler-Kreis (Круг Кеплера) – круга банкиров, тяжелых промышленников и юнкеров, которые поддерживали Гитлера. Однако не исключено, что содействие Гитлеру было частично мотивировано поддержкой инфляционных мер с его стороны. Эти меры принесли бы пользу экономическому укреплению банкиров, крупных промышленников и юнкеров, которым угрожала дефляция цен. Поддержку Гитлеру в первые годы его нахождения у власти оказывал и американский бизнес, который в частном порядке проводил активные инвестиции в экономику Германии. Предприниматели из США надеялись, несмотря на проблемы у себя на родине, отбить часть своих убытков.

Мы в общих чертах проследили, как происходит увеличение вероятности становления радикальных политических сил в случае безответственного использования механизма кредитной экспансии. Усиленный приток иностранных кредитов может направить экономику страны в долговой цикл, для выхода из которого политической системе потребуются решительное вмешательство в хозяйственную жизнь общества.

Автор: Александр Поволжец

0
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Fedy Yanin

Добрый день! В рамках набирающей обороты в мире частичной финансовой деглобализации в большинстве государств спрос на государственный долг всё больше смещается в пользу резидентов, Россия в этом плане не исключение. Более того, в связи с текущей геополитической обстановкой возможности Министерства Финансов РФ по привлечению крупных инвесторов в государственный долг ограничены ещё в большей степени. Подробнее можете почитать в макроэкономическом анализе Paul Spydell: https://t.me/spydell_finance/3263.

Проблема в финансировании дефицита бюджета с 2020 года касается не только ведущих развитых стран. Например, в Китае средний дефицит консолидированного бюджета в 2012-2019 составлял 2.7% от ВВП, а с 2020 по 2023 вырос до 7.5% от ВВП.

В Индии с 2012 по 2019 дефицит составлял в ср...

Проблема в финансировании дефицита бюджета с 2020 года касается не только ведущих развитых стран. Например, в Китае средний дефицит консолидированного бюджета в 2012-2019 составлял 2.7% от ВВП, а с 2020 по 2023 вырос до 7.5% от ВВП.

В Индии с 2012 по 2019 дефицит составлял в среднем 7% и более, чем чувствительные 10.3% с 2020 по 2023. В Бразилии 6.4% и 7.7% соответственно. В Индонезии 4.2% и 8.3%, в Турции 2.4% и 4.3%, в Мексике 3% и 4.3%.

По оценкам МВФ консолидированный дефицит бюджета России составит 9.6 трлн руб (близко к моим оценкам) или 6.2% от ВВП, что сопоставимо с Японией (6.2% от ВВП) и с США (6.3%), но выше ведущих европейских стран таки, как Германия (3.7%), Великобритания (5.8%), Франция (5.3%), Италия (3.7%) и Испания (4.5%).

Среди ведущих развивающихся стран более высокий дефицит консолидированного бюджета, чем в России ожидается в Китае (6.9%), Индии (8.9%), Бразилии (8.8%) и Турции (6.5%).

Как видно, с 2020 реализуется агрессивная стимулирующая государственная политика в крупнейших странах мира, причем развивающиеся страны отличаются в худшую сторону от развитых, имея более высокие дефициты бюджета.

Россия даже с потенциальным 10 трлн дефицита в 2023 не выглядит «отщепенцем» в сравнении с Китаем, Индией или Бразилией.

Любопытно, что несмотря на чудовищный энергетический кризис и инфляцию в Европе с 2021, дефицит бюджета даже сократился. Согласно официальным данным Евростата, в 2020 дефицит стран Еврозоны был 810 млрд евро, 657 млрд в 2021 и 484 млрд в 2022!

Бюджетная проблема в Европе несколько переоценена, но актуальна в контексте накопленных проблем за последние 20 лет и роста ключевой ставки ЕЦБ.

С другой стороны, развивающиеся страны встают на траекторию агрессивного бюджетного субсидирования, что свидетельствует об исчерпании ресурсов развития в рамках существующей модели экономики и роста значимости национальной финансовой системы, как главного покупателя национального долга.

Трансграничное финансирование снижается, поэтому основным покупателям выступают резиденты.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда