Лев Толстой как зеркало русского фандрайзинга или как писатель помогал духоборам и что из этого вышло

Лев Николаевич Толстой был не только великим писателем, просветителем, философом, мыслителем и публицистом, но еще и крупным общественным деятелем. Большую известность приобрела организованная им общественная кампания в защиту общины русских духоборов, вылившаяся в организацию их эмиграции в Канаду.

Лев Николаевич Толстой, 1828-1910
Лев Николаевич Толстой, 1828-1910

Духоборы – христианская религиозная группа, отвергающая внешнюю обрядность церкви, они отвергают и сам институт церкви, кресты и иконы, не признают посредничество священников между Богом и людьми, отвергают Священное Предание. Движение духоборов зародилось в середине XVIII века и с тех пор находилось в весьма непростых отношениях с властями. Если Александр I относился к духоборам довольно благосклонно и даже посетил одно из духоборческих поселений, то во времена царствования Николая I духоборы потеряли расположение властей и были сосланы в Закавказье. Но самые тяжелые испытания выпали на долю духоборов в первые годы царствования Николая II. В 1895 году в связи с отказом от несения воинской службы духоборы подверглись гонениям: более четырех тысяч человек были отправлены в ссылку в местности с нездоровым климатом, военнообязанных общим числом около трехсот человек приговорили к заключению в тюрьмы и дисциплинарные батальоны, упорствующих в отказе ссылали в Сибирь сроком на 18 лет.

Семья духоборов, начало XX века
Семья духоборов, начало XX века

Лев Толстой развернул широкую кампанию в защиту духоборов и посвятил этому делу несколько лет своей жизни: Лев Николаевич писал и передавал письма власть предержащим, подписывал обращения к мировой общественности, в газете «Русские ведомости» была опубликована статья писателя с призывом делать пожертвования в пользу духоборов. Толстой направлял письма в адрес купцов, фабрикантов и другим потенциальных жертвователей, сохранилось 21 такое письмо. Не все потенциальные благотворители восприняли идеи Толстого с энтузиазмом, многие не ответили или ответили отказом. В открытом письме, адресованном в шведскую газету, он предложил присудить духоборам Нобелевскую премию мира: «Никому с большей справедливостью не могут быть присуждены те деньги, которые Нобель завещал людям, послужившим делу мира». Кроме того, Толстой ведет активную переписку с самими духоборами.

Лев Толстой как зеркало русского фандрайзинга или как писатель помогал духоборам и что из этого вышло

В 1897 году духоборам удается подать челобитную на имя вдовствующей императрицы Марии Федоровны: они просили позволить им переселиться в какие-нибудь дальние места, а если это невозможно - уехать за границу. Ходатайство было удовлетворено, духоборам было разрешено эмигрировать. При этом им требовалось получить заграничные паспорта, подписать при выезде обязательство о невозвращении впредь в пределы империи, и, конечно, найти средства на дорогу. Духоборы были весьма зажиточны, но за годы преследований, как писал Толстой, «большая часть их средств отнята у них судами, штрафами и ушла на прокормление выселенных братьев». По прикидкам Толстого, для переселения требовалось не менее трехсот тысяч рублей. Толстой решил отдать в печать роман «Воскресение» и повесть «Отец Сергий», и гонорар за них – двенадцать тысяч рублей употребить на дело переселения духоборов. Большую помощь в организации переселения оказали также американских квакеры, близкие к духоборам по убеждениям. Вариантов переселения было несколько: Америка, штат Техас, китайская Манчжурия, китайский Туркестан, Монголия или остров Кипр. Именно на Кипр отправились первые духоборы в количестве более тысячи человек. Жизнь на острове сразу не заладилась, через несколько лет истощенных, ослабленных злокачественной лихорадкой духоборов пришлось эвакуировать с Кипра в Канаду, куда уже прибыли их единоверцы.

Идею о переселении духоборов на американский континент выдвинул выдающийся русский революционер-анархист Петр Алексеевич Кропоткин. Лев Толстой обратился к нему через своих единомышленников, а тот в свою очередь обратился за содействием к своему хорошему знакомому - профессору политической экономии университета Торонто Джеймсу Мейвору.

Пётр Алексеевич Кропоткин, 1842-1921
Пётр Алексеевич Кропоткин, 1842-1921

Наконец, необходимую сумму денег удалось собрать. Солнечным декабрьским утром 1898 года под крики чаек и пение псалмов из Батумского порта отходит трехмачтовый пароход «Лейк Гурон». Люди на палубе с тоской и слезами провожают глазами берег. На борту парохода 1240 бывших граждан Российской империи. Им разрешено покинуть родину с условием, что их паспорта остаются на берегу, и они больше никогда не вернутся назад. Корабль держит курс на Галифакс.

Лев Лагирио. Батумский порт, 1881
Лев Лагирио. Батумский порт, 1881

Всего было организовано три таких трансатлантических рейса. Каждую партию уезжающих духоборов сопровождали единомышленники Льва Николаевича, в том числе его сын Сергей. В итоге около семи с половиной тысяч духоборов перебрались в Западную Канаду. Их освободили от воинской повинности и дали земельные участки в свободное пользование. Первоначально духоборы поселились на неосвоенных землях провинции Саскачеван, но позже перебрались в Британскую Колумбию, где в складчину купили земли для общины. Несмотря на трудности, связанные с адаптацией к новым условиям жизни, духоборы в конечном счете благополучно устроились на новой родине. Предпринимавшиеся в XX веке попытки уговорить духоборов вернуться назад ни к чему не привели. В настоящее время в Канаде проживает около тридцати тысяч потомков духоборов.

Лев Толстой как зеркало русского фандрайзинга или как писатель помогал духоборам и что из этого вышло
Духоборы отправляются в Канаду
Духоборы отправляются в Канаду
Духоборы, прибывшие в Канаду. Фото из библиотеки провинции Саскачеван, 1898-1906 годы.
Духоборы, прибывшие в Канаду. Фото из библиотеки провинции Саскачеван, 1898-1906 годы.
Духоборы, прибывшие в Канаду, 1902 год
Духоборы, прибывшие в Канаду, 1902 год

Организованная Львом Толстым в конце XIX века общественная кампания в защиту духоборов представляет собой яркий пример успешной фандрайзинговой кампании, осуществленной по тем же принципам что и современные фандрайзинговые и краудфандинговые кампании, проводимые в эпоху интернета, социальных сетей, электронных масс-медиа и т.п.

2
8 комментариев

Кажется, 300 000 рублей это так много по тем временам, но для 7500 переселенцев это 40 рублей на человека.

А что стало с их недвижимым или тяжело движимым имуществом? Как они перевозили наличку?

На фото 1902 года довольно грустное зрелище, но, возможно, на фото попали не все представители.

Интересно, конечно, больше финансовых подробностей в наш меркантильный век (хотя когда существовали другие века)

Ответить

Корабли были зафрахтованы американским квакерами, можно предположить что стоимость фрахта не входит в указанные 300 тыс. рублей

Ответить

Духоборы были отправлены в ссылку без права продажи принадлежащего им недвижимого имущества. Так что их недвижимость, скорее всего, отошла государству.
Финансовых подробностей, к сожалению, не так много в открытом доступе :(

Ответить

Духоборы были отправлены в ссылку без права продажи принадлежащего им недвижимого имущества. Так что их недвижимость, скорее всего, отошла государству.
Финансовых подробностей, к сожалению, не так много в открытом доступе :(

Ответить