{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

История Airbnb (The airbnb story). L. Gallagher. Рецензия

“Если вы смогли убедить людей покупать за 40 долларов коробки с завтраками, которые стоят 4, то сможете убедить людей спать в чужих надувных кроватях”.

Однажды, трое друзей решили подзаработать. Они снимали квартиру вскладчину, но денег едва хватало на квартплату. Двое - Брайан Чески и Джо Гебиа были дизайнерами и только начинали свою карьеру. Натан Блехарчик - программист с серьезным опытом, но часто отсутствовал. В Сан-Франциско готовилась конференция по дизайну, поэтому они ждали наплыва коллег, которым нужно было жилье. Друзья купили несколько надувных матрасов и разместили рекламу с предложением недорого снять комнату или “койко-место” с завтраком. В результате получили неплохую выручку, которая позволила им оплатить аренду.

Это и стало идеей, на которой друзья решили построить бизнес. Временный, пока не придет большая серьезная идея, которая поможет им сделать действительно серьезные деньги. Но, как оказалось, “временный бизнес” за 9 лет вырос с нуля до 30 миллиардов.

Идея, что кто-то может платить деньги, чтобы спать в чужих кроватях многим казалась дикой. Зачем, если есть нормальные отели? Многие инвесторы рыскали в поисках нового Гугла, соцсети вроде Ф или другой технологичной компании. Они плохо понимали, как эти странные ребята со своими матрасами смогут сделать востребованный продукт. К тому же, два из трех участников были дизайнерами и мало что понимали в бизнесе. А вот третий был реальным асом в программировании.

Чтобы поддерживать сайт с “надувными кроватями”, платить за аренду и что-то есть, необходимо было срочно раздобыть деньжат. В то время как раз проходила предвыборная гонка. Главные фавориты - Обама и Маккейн. Ребята купили дешевое зерно, коробки и выпустили готовые завтраки. Сначала думали выпустить 100 тыс коробок по $2, но затем изменили планы. В итоге выпустили коробки limited edition с персональным номером и высокой ценой - аж $40. Кстати, зерно обошлось всего 1$ за коробку. Благодаря волне репостов и публикациям в медиа вроде Techcrunch, коробки с Обамой распродали за 3 дня. Идея принесла $20-30тыс. А вот коробки с Маккейном продавались плохо. Кстати, на eBay коробки с Обамой перепродавали аж за $350.

Коробки с завтраками из зерна с Обамой и Маккейном. Покупка коробки - голос за своего кандидата.

Выручка от продажи завтраков позволила держать проект на плаву какое-то время. Пока не появятся настоящие инвесторы. Попытки найти инвесторов ни к чему не приводили. Однажды, на встрече один из потенциальных инвесторов даже не дослушал питч, молча встал и ушел, оставив недопитый смузи. Это была одна из самых больших ошибок, о которых жалеют всю жизнь. Другой потенциальный инвестор впоследствии купил коробку с завтраком с Обамой и держал в своем офисе. Это был символ упущенной возможности.

Но один из инвесторов все-таки заинтересовался. Его впечатлило, как троица заработала на коробках с завтраками. Возможно, они смогут убедить людей спать в чужих квартирах на надувных матрасах.

Основатели Airbnb - Брайан Чески, Джо Гебиа, Натан Блехарчик

Несколько фактов про Airbnb:

Двое фаундеров были дизайнерами и не имели опыта ни в бизнесе, ни в стартапах, ни в IT. Третий - Блехарчик, был талантливым программистом.

В отличие от многих других стартапов, троица основателей не поссорилась из-за власти, денег или планов развития компании. Это было необычно для Силиконовой долины.

Им очень повезло с временем старта - 2007-й год, как раз во время рецессии, когда люди хотели экономить.

Также возник активный рынок миллениалов, которые интересовались всем новым, активно путешествовали и пробовали альтернативу скучным отелям.

Инвесторы боялись, что возникнут серьезные проблемы с безопасностью гостей и/или с риском для имущества. Это могло серьезно угрожать бизнес модели airbnb. Такие проблемы были, но очень мало. Airbnb ввели страховку для хостов и гостей.

Хостов привлекали идеей, что можно подработать сдачей временно свободных комнат или всей квартиры/дома. 90% всех хостов - сдавали только один объект.

На миллионы заселений были и свои проблемы. В Техасе доме погиб жилец из-за упавшего дерева. В Гонконге женщина отравилась угарным газом. Родне выплатили компенсации и ввели страховки для нанимателей.

Были единичные проблемы и у хостов. У одной женщины наркоманы устроили большую вечеринку и все ушатали. Ей также выплатили компенсацию.Еще одна пара сдала свой респектабельный дом некоему Плюшу, который хотел устроить барбекю для игроков в гольф. На деле приехали несколько сотен тусовщиков на рейв вечеринку. Плюш оказался промоутером, который устраивал масштабные тусовки.

Главная идея - экономия. Отели часто были очень дорогими. Кроме того, отели часто размещались в деловых центрах, а новый сервис позволял “пожить рядом с локалами”.

Лозунг первых лет - "Stay with a local when traveling.” “Останавливайся у местных, когда путешествуешь”

Вторая важная идея - многие сетевые отели похожи друг на друга и слишком скучные. Airbnb позволяло выбрать более интересные, индивидуальные варианты - замок во Франции, виллу, модную квартиру, хижину в лесу итд

Некоторые фаны Airbnb жили в разных странах и городах по много месяцев, как например пара американских пенсионеров.

Вокруг Airbnb возникли бизнесы, услуги и стартапы. Так например хост с несколькими объектами проводила мастер-классы и делилась секретами успешной сдачи.Возникли предприниматели с двумя и более объектами. У некоторых количество объектов превышало сотню.

Была в Airbnb и дискриминация. С одной стороны, фото хоста или гостя - отличная способ для большей открытости и дружелюбности. С другой стороны, фото чернокожего понижала вероятность брони. Афро хосты в среднем брали на 12% меньше, чем не афро. Возможно, все дело в соседях. Бизнес консультант из Чикаго Quirtina Crittenden жаловалась, что ей отказывали в найме. Но когда она сократила свое имя до Tina и вместо фото поставила пейзаж - все стало ок.

В некоторых городах началось противодействие Airbnb. В том числе и на самом выгодном для Airbnb рынке - в Нью-Йорке. Власти в 2016 году запретили сдавать на срок менее чем один месяц. Причины разные - в городе острый дефицит жилья, а из-за Airbnb вымывается предложение на рынке. Кроме того, многие жители недовольны, что места общего пользования дома превращаются в проходной двор. Конечно повлияло и лобби отелей. Некоторые жители Нью-Йорка, которые выступали против Airbnb в своем городе, при поездках с удовольствием пользовались Airbnb вместо отелей.

На рынке также возникли хосты которые снимали или покупали объекты и пересдавали через Airbnb. В городах с острой нехваткой жилья Airbnb не разрешало им работать. Тогда хосты стали делать несколько акков и продолжали деятельность. Города с самым строгими ограничениями - Нью-Йорк, Сан-Францисо, Барселона, Берлин. Иногда хосты сдавали полулегально - просили арендаторов говорить что они “родственники”. В некоторых случаях родни с чемоданами было много.

Также не всем собственникам и УК нравилось, что их жильцы пересдают квартиры через Airbnb, некоторые начали включать в договор найма пункты, которые запрещают субаренду. Некоторые даже ставили камеры или специально изучали жильцов, чтобы выявить признаки субаренды. В свою очередь Airbnb специально работало с УК, чтобы убедить их что это норм. Ведь любая УК хочет чтобы жилье не пустовало. Миллениалы - хорошие наниматели, но слишком много ограничений может их отпугнуть. В свою очередь УК сможет устанавливать свои дополнительные правила, с которыми согласится Airbnb.

Отели поначалу не разглядели конкурента и думали, что взыскательный клиент не оценит “чужие кровати”. Кроме того часть их клиентов ездили по бизнесу и им требовались особые условия. Но Airbnb покусилась и на этот рынок. В конце концов отели сами начали придумывать новые фишки и перенимать некоторые идеи у Airbnb

Почему Airbnb преуспели? Ведь у них были конкуренты. Одна из причин - компания получила возможность часть баз перекинуть в облако и сосредоточиться на ключевых областях. Кроме того она постарались максимально упростить процесс, дабы сделать бронь можно было за 3 клика. А еще у них был Блехарчик - гений программирования который на старте придумал и реализовал много фишек например таскать клиентов и хостов из Крейглиста.

Еще фишка - система рейтингов хостов и гостей. Чем выше рейтинг тем легче сдавать и снимать.

Жаль что книга заканчивается 2017 годом и не затронуты ковид и IPO.Airbnb - один из самых ярких примеров стартапов Силиконовой Долины. Несколько основателей на идее с нуля создали крупный международный бизнес на миллиарды долларов.

Так же Airbnb - отличный пример как в старую сложившуюся отрасль приходит новый подход и все кардинально меняется. Старое и привычное сопротивляется новому всеми доступными способами.

В России Airbnb начал работать с 2012 года. Самая большая активность пришлась на 2018, во время чемпионата по футболу. Знаю людей, которые съезжали с со своих квартир и пересдавали их через Airbnb иностранным болельщикам. Также некоторые сдавали одну или несколько комнат в квартире. Во время некоторых матчей устраивали совместные просмотры, общались, пили пиво и что покрепче.

В России профессиональные посуточники и специальные УК тоже активно пользовались Airbnb. Первый удар по ним нанес карантин. Второй - приостановка деятельности Airbnb в России в марте 2022 года.

Лайк, подписка.

Также много полезного пишу тут:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда