Как анализировать акции? - Фундаментальный анализ

Если до сих пор вы инвестировали исключительно ориентируясь на новостной фон или советы коллег, то настало время добавить еще один инструмент в свой арсенал - анализ показателей компаний. В этой статье вы узнаете о том, как оценить акцию компании основываясь на её показателях, и выяснить стоит ли добавлять её в свой портфель. Эта информация особенно пригодится долгосрочным инвесторам.

Опираться на мультипликаторы полезно, чтобы отобрать компании, которые генерируют стабильную прибыль и активно развиваются. А также данный вид анализа позволяет своевременно заметить «закат» бизнеса, что немаловажно.

Как анализировать акции? - Фундаментальный анализ

Немного теории

Фундаментальный анализ - это оценка операционных и финансовых показателей компании для определения того, переоценена акция, недооценена или оценена справедливо.

Мультипликаторы - это операционные и финансовые показателей эмитентов.

Эмитент - организация, которая выпускает ценные бумаги.

При проведении фундаментального анализа применяется комплексный подход. Оцениваются финансовые показатели, особенности компании и макроэкономические показатели (так как компания существует не сама по себе, а в определенной экономической среде). А сейчас предлагаю перейти к основной теме, подробнее разобрать какие мультипликаторы существуют и что они нам дают.

Мультипликаторы

Отговорки вроде: «я гуманитарий» или «я учился в школе 10 лет назад» - не принимаются. Не стоит бояться нового, разобраться сможет каждый, стоит лишь один раз вникнуть. Итак, приступим :

  • P/E – Соотношение цены компании и её прибыли. Позволяет рассчитать, за сколько лет окупятся вложения в компанию при сохранении прибыли. Наиболее низкий показатель этого коэффициента – у медленно развивающихся компаний, высокий – у динамично развивающихся. Средний же показатель принадлежит цикличным. Пример: Если P/E = 10, то ваши вложения окупятся за 10 лет. Чем меньше P/E, тем сильнее компания недооценена.
  • EPS – Показывает, сколько чистой прибыли приходится на одну акцию. Пример: Цена акции 100 рублей, а её EPS = 25. Значит за каждые вложенные 100 рублей, инвестор получит 25 рублей. По своей сути EPS обратен соотношению P/E, но он уменьшается в случае допэмиссии.
  • P/S – Соотношение цены компании и её выручки. Чистую прибыль не всегда видно, иногда всю прибыль тратят на расширение и развитие. Для этого и нужен данный показатель. Проще говоря, он обозначает то, сколько платишь за каждый вложенный рубль. Пример: Если цена компании 3000 руб., а выручка 1000 руб, то p/s = 3. Соответственно, чем выше выручка, либо меньше цена компании, тем меньше показатель. Чем меньше P/S, тем сильнее компания недооценена.
  • P/BV – Соотношение цены компании и её балансовой стоимости. Пример: Цена всех акций 100 руб, оборудования и прочих активов 1000 рублей. P/BV=0,1. Чем меньше P/BV, тем сильнее компания недооценена.
  • ROE - Рентабельность собственного капитала. Показывает окупаемость собственного капитала за заданный период. Пример: Прибыль составляет 300 руб., капитал 1000 руб. Рентабельность(ROE) = 30%. Грубо говоря, чем выше показатель, тем лучше, однако есть исключения: 1.Череда убытков. Когда компания терпит убытки, она покрывает расходы из собственного капитала. Если убытки продолжаются в течение нескольких лет, капитал может заметно снизиться. А когда компания получит прибыль по итогу года, ее ROE взлетит из-за снижения капитала в прошлые годы. 2. Большой долг. Чем больше обязательств, тем ниже капитал. А чем ниже капитал, тем выше ROE.
  • ROA - Рентабельность активов, включая кредитные средства. Показывает окупаемость капитала и заемных средств. Пример: Прибыль 300 руб., активы и заемные средства в совокупности составляют 1500 руб. Рентабельность = 20%.Та же ситуация, чем выше показатель, тем лучше, но если ROA значительно выше норм в отрасли, то это может говорить, что компания не вкладывает средства в обновление активов. Чем больше кредитных средств в компании, тем больше разница между ROA и ROE.
  • Долг/EBITDA - Отношение чистого долга к прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации. Пример: Долг 100 руб., EBITDA 200 рублей. Делим долг на EBITDA =0,5.Чем ниже показатель, тем лучше для инвестора.
  • L/A - Отношение общей задолженности к сумме активов.Пример: Активы 1000 руб., Долг 700 рублей. Закредитованность(L/A) = 70%.Чем больше закредитованность, тем больше шансов банкротства компании при возникновении трудностей с прибылью.
  • Также я обращаю внимание на средние темпы роста прибыли, выручки. Прибыль компании должна расти из года в год. Если прибыль падает в течение нескольких лет, то это говорит нам что компания пережила свой золотой век. Обращайте внимание на валовую прибыль, операционную и чистую. Старайтесь избегать те компании, чистая прибыль которых отрицательна. Пример: Выручка в 1-м году, 100 руб. , 2-й год - 110 руб., 3-й год - 120 руб., 4-й год 130 руб.. Средний темп роста = 9,14%.Чем больше показатель среднего темпа роста, тем лучше, но необходимо учитывать эффект низкой базы.
  • И рост чистых активов и долга. Я рассчитываю темпы роста по формуле средней геометрической. Если темпы роста чистых активов превышают темпы роста долга, то тенденция положительная.

Важно

Теперь, когда мы разобрались с тем, что означает каждый из показателей, обозначим важные моменты прежде, чем приступить к применению полученных знаний на практике.

Каждый взятый показатель сам по себе менее ценен, чем они в совокупности. Учитывать стоит всё вместе поскольку, только так можно составить более менее объективную картину. Также как вас нельзя оценивать только лишь по одному качеству, так и компании ошибочно анализировать по одному показателю. Если вы не умеете рисовать, не значит что вы бездарный человек, возможно вы хорошо поете. Нельзя посмотреть на один показатель и сказать недооценена компания или переоценена, вы рискуете крупно ошибиться. Кстати говоря, по той же причине советуют к фундаментальному анализу добавлять еще как минимум новостной, так вы получаете наиболее полную картину.

К тому же, полученные (или взятые) значения можно анализировать в динамике в рамках одной компании, либо в сравнении со средними показателями. Проводить сравнительны анализ стоит только в рамках одной страны и отрасли взятого эмитента. Если брать значение мультипликатора компании из сырьевой отрасли и значение мультипликатора компании из IT отрасли, то анализ будет некорректным, так как на данные компании влияют совершенно разные макроэкономические факторы. Низкий P/E для одной компании не равнозначен низкому P/E для другой компании.

Также не стоит забывать, что если компания недооценена, то значит есть на то причины, не спроста рынок оценивает компанию ниже. В первую очередь необходимо выяснить причину и понять положительная она или негативная. Акции эмитента могут быть недооценены в связи с кризисом, отменой дивидендов, постоянными доп.эмиссиями и иными факторами.

Где брать данные

Если вы не знаете, где брать значения вышеупомянутых мультипликаторов, то поделюсь с вами сайтом, где беру их я - вот ссылка. С помощью фильтра можно выбрать отрасль компании и узнать актуальные средние показатели по рынку.

А если у вас остались какие-либо вопросы, то переходите ко мне в телеграмм, возможно там уже есть нужные вам ответы. Там я публикую свой портфель и комментирую каждое принятое решение. Для тех, кто не знает, я занимаюсь долгосрочными инвестициями исключительно на зарплату, если интересно к чему это приведет, то подписывайтесь. Уже сейчас я доволен своим результатом.

1212
Начать дискуссию