Финансовый директор. Что делает, когда нужен и чем отличается от главного бухгалтера?

Главный бухгалтер – это работник тыла, герой труда и доверенное лицо. Его роль и значение очевидны. Кто тогда такой финансовый директор? Когда он необходим? Как разделить бухгалтерию и финансы? Почему бы главному бухгалтеру не вести финансы?
Главный бухгалтер – это работник тыла, герой труда и доверенное лицо. Его роль и значение очевидны. Кто тогда такой финансовый директор? Когда он необходим? Как разделить бухгалтерию и финансы? Почему бы главному бухгалтеру не вести финансы?

Рождение и младенчество

В младенчестве компании все базовые экономические расчеты способен осуществлять собственник, прибегая к помощи главного бухгалтера. Как правило основатель самостоятельно создает управленческий учет и систему отчетов под себя. Данных, не так много, и большинство задач можно посчитать на коленке или калькуляторе. Главный бухгалтер же своей основной задачей справедливо считает ведение учета, подачу налоговых деклараций и дополнительно сбор информации и отчетов для директора. Все-таки расчет налогов и подача деклараций как правило у бухгалтеров занимает центральное и приоритетное значение. Тем не менее командная работа директора и главного бухгалтера весьма эффективна и решает на данном этапе все вопросы.

Рост

Когда компания растет меняется многое: выручка, штатная численность, количество операций, бизнес-процессы, потребность в финансировании и многое другое. Новые вызовы порождают новые задачи и потребности. В зависимости от глубины и интенсивности роста в работе начинают возникать пробелы: появляются кассовые разрывы, необходимы средства на новые проекты, нет возможности предоставить отсрочку клиентам, забывается оплатить вовремя по счету, растет дебиторская задолженность, залёживается продукция на складе и т. д. , а тут еще и главный бухгалтер собрался в отпуск. Попытки повысить уровень ответственности, контролей и добавить новые задачи главному бухгалтеру приводят к тому, что он начинает постоянно не успевать.

Расширяя штат бухгалтерии, главный бухгалтер частично «освободит руки» и сможет больше уделять внимание условно финансовым и экономическим вопросам. На какое-то время это позволит решать появляющиеся вызовы, но все-же у каждого человека есть свои пределы. Попробуем задать вопросы:

- Сколько людей, процессов и задач может контролировать один руководитель (наш конкретный главный бухгалтер)?

- Удовлетворяет ли степень и качество проработки вопросов, которые решает главный бухгалтер?

- Не возникает ли конфликт интересов у главного бухгалтера, между интересами компании и меньшими трудозатратами? Будет ли главный бухгалтер планировать финансы, оптимизировать управленческий учет, следить за эффективностью, если это прибавит ему работы?

Каким бы преданным делу сотрудник ни был, он должен искать баланс между работой и собственными интересами. К тому же, в силу профессиональной специфики для главного бухгалтера главное это — налоги, и пусть весь мир подождет!

Знакомая ситуация? Найдите себя.
Знакомая ситуация? Найдите себя.

Бухгалтерская работа требует высокой концентрации и даже тишины, а тут еще нужно готовить отчеты для директора, думать о том хватит ли средств для платежей и даже искать источники финансирования. К тому же директору предложили факторинг, лизинг, банковские гарантии, страхование дебиторской задолженности и вообще IPO на Лондонской фондовой бирже, а он благополучно переслал задачу главному бухгалтеру разобраться в условиях, предоставить запрашиваемые документы и расшифровки. Одновременно менеджеры косячат с документами, нужно подтверждать нулевую ставку по НДС, прошли все сроки по валютному контролю, а тут еще запрос из ФНС со встречной проверкой — логисты заказали перевозку у сомнительного ИП. Кроме того, финмониторинг периодически напоминает о 115-ФЗ, а Минфин снова внес изменения в Налоговый кодекс – нужно изучать, или даже пойти на семинар. Не удивительно, что все внутренние процессы, в которых участвует главный бухгалтер, замедляются. Да и сам главный бухгалтер становится менее счастливым.

Не будем излишне сгущать краски. Если компания не сильно разрослась, то главный бухгалтер способен справляться с ситуацией. Достаточно много компаний где нет финансовой службы успешно функционируют. Где находится черта, после которой нужен финансовый директор или хотя бы финансист? Наверное, директор это почувствует. Но можно выделить определенные триггеры, которые подскажут.

Что делает финансовый директор и когда он нужен?

Выделим основные задачи финансового директора, начиная с наиболее очевидной:

Задача №1 Обеспечение финансирования.

Симптомы, определяющие, что Вашему бизнесу нужен финансовый директор:

- У вас возникают кассовые разрывы, либо в связи с изменениями в структуре бизнеса, либо с возникновением проблем, либо с ростом.

- Имеющийся объем финансовых ресурсов в принципе не позволяет обеспечить расширение бизнеса или реализацию новых проектов.

Бухгалтер не будет настолько же эффективен в данной задаче, как финансист. Работа с банками, кредиторами и инвесторами далека от бухгалтерского учета и в целом скорее предназначена для другого типа личности. Кроме того, ведение бухгалтерского и налогового учета конфликтует с задачей привлечения финансирования, которая не терпит пренебрежительного отношения по остаточному принципу.

К функциям финансового директора в рамках данной задачи можно отнести:

1) Планирование денежных средств и заблаговременное выявление потребности в финансировании.

2) Работа с банками – привлечение новых кредитов, сопровождение по всем вопросам с банками в т. ч. по кредитному мониторингу или пересмотру лимитов, отслеживание выполнение ковенант.

3) Все коммуникации с банками, выстраивание отношений и положительного профиля компании, поддержание наилучших условий кредитования, знание рынка финансирования.

Приведем простой пример. В одном и том же банке, в зависимости от опыта и знания рынка, можно получить ставки на 0,1-0,5% годовых ниже, от базовых. Но также, если обратиться в подходящие банки в подходящее для них время разница в ставках в различных банках может превышать 1%. Имеют значение такие факторы, как финансовая устойчивость и планы руководства банка, аппетит к риску и даже выполнение KPI менеджеров и др. Также зная, что грядет повышение ключевой ставки ЦБ, есть смысл ускорять решение по кредиту и фиксировать ставку, ожидая, что грядет понижение – действовать наоборот. Но настоящие подводные камни кроются в финансовых ковенантах и других дополнительных условиях банков. Подписав кредитный договор, Вам потом с ним жить.

Вы удивитесь, но главная задача финансиста – это не сэкономить. Можете посчитать, сколько Вы недозаработали за прошлый месяц от того, что не хватило оборотных средств? Сколько Вы потеряли от недозагрузки мощностей, простое оборудования и выплате окладов, аренды и других постоянных платежей на малых оборотах? Сколько планов и проектов Вы не можете реализовать из-за простого отсутствия финансовых ресурсов, да хотя бы и по высокой стоимости? Конечно, хороший финансист должен уметь экономить, но главное другое.

Финансист должен обеспечивать эффективное развитие компании, а экономия, это побочная функция, вытекающая из ключевой задачи.

Задача № 2 Обеспечение эффективного использования ресурсов компании

К этой задаче можно отнести управление или влияние на показатели рентабельности и оборачиваемости активов. В первую очередь данная функция реализуется через систему управленческого учета, периодических отчетов и доведение диагностики до директора.

Симптомы, определяющие, что Вашему бизнесу нужен финансовый директор:

- растут неликвидные запасы;

- себестоимость растет быстрее выручки;

- поздно и не системно выявляются нерентабельные сделки;

- растет «не качественная» дебиторка;

- удлиняется финансовый цикл.

Подобные факторы в основном возникают в среднем или крупном бизнесе, тянут компанию на дно или не позволяют ей взлетать выше. Данный спектр задач главный бухгалтер решать не будет. Если не справляетесь сами – Вам нужен финансист.

Кто лучше всех знает какая информация необходима для эффективного управления бизнесом? – тот, кто этим бизнесом управляет (собственник или директор) . Но когда бизнес становится слишком громоздким и сбор информации становится недостаточным есть смысл передать функцию финансисту. С появлением финансиста, они должны работать в паре с директором над управленческим учетом. Директор ставит задачу – финансист выполняет и/или предлагает улучшения.

Задача № 3 Бизнес-планирование

Эту функцию можно поставить обособленно. Она заключается в том, что финансовый директор должен принимать участие в стратегическом планировании и развитии компании. Выход на новые глобальные рынки, капитальные вложения или открытие совершенно новых бизнесов. Как минимум финансист составит бизнес-план для банка, инвесторов (или для Вас) , составит план движения денежных средств, бюджет, рассчитает все возможные сценарии и финансовые риски.

Фактически круг возможных задач финансового директора не ограничен. Все зависит от желания и потребности директора привлекать финансиста к абсолютно различным задачам. Как правило финансисты обладают знаниями в бухгалтерском учете, налогах, в законодательстве, а иногда и в IT. Работа финансиста более творческая и разноплановая и в целом сопровождает развитие и любую динамику компании, в то время как работа бухгалтера монотонная, постоянная и жестко регламентированная.

Почувствовали, что Вашему бизнесу нужен финансовый директор. Что дальше?

На данном этапе нужно решить ключевые вопросы:

- Сможет и хочет ли Ваш главный бухгалтер сам стать финансовым директором и/или прямо или косвенно выполнять функции финансового директора?

- Достаточно нанять молодого финансиста и направить в подчинение главному бухгалтеру- финансовому директору или нужен отдельный финансовый директор с опытом и собственным видением?

- Какие задачи нужно оставить в ведении главного бухгалтера, а какие передать финансовой службе?

- Возможно было бы уместно вместо штатного финансового директора обратиться к услугам аутсорсинговых компаний, которые могут эффективно решать узкие конкретные задачи?

Однозначного ответа на эти вопросы нет. Все индивидуально. Попробуем выделить основные варианты организации структуры.

Вариант 1 – «И один в поле воин»

Историки знают, как много героических поступков было совершено ввиду отсутствия других альтернатив. Роберт Лембке
Историки знают, как много героических поступков было совершено ввиду отсутствия других альтернатив. Роберт Лембке

Описание: Главный бухгалтер – он же финансовый директор в одном лице. Независимо от наименования его должности, фактически управляет учетом, отчетностью, расчетами с ФНС, экономикой и финансами. Имеет в подчинении бухгалтеров и финансистов (экономистов) .

Плюсы: четко выстроенная вертикаль власти. Очевидна сфера ответственности главного бухгалтера. Минимум трений между отделами. Нет перекидывания задач («футбола») . Один надежный доверенный человек (как плюс, так и минус) .

Минусы: редкий случай, когда главный бухгалтер настолько же эффективен в финансах как в бухгалтерском и налоговом учете (и наоборот) . Возможны перегибы в пользу одних функций в ущерб другим.

Если у Вас есть действительно высококлассный, грамотный профессионал, обладающий компетенциями в бухгалтерии, налогах, экономике и финансах, эффективный менеджер, ориентированный на стратегические цели компании, которому вы полностью доверяете – то Вам повезло.

Вариант 2 – «Разделяй и властвуй»

Описание: В штате есть главный бухгалтер и финансовый директор. Оба руководителя напрямую подчиняются директору и их функции разделены.

Плюсы: уделяется достаточное полноценное внимание всем задачам. Допускается наименьшее количество ошибок и как следствие проблем. По различным вопросам имеются альтернативные точки зрения и в спорах рождается истина. Последователи института Адизеса выделили бы преимущества в определенных конфликтах и трениях у финансовой службы и бухгалтерии – дополнительный взаимный контроль и надзор вскрывает все ошибки и проблемы и стимулирует отделы работать лучше и качественнее.

Минусы: Возможны как «перетягивание каната», так и «футбол» между отделами. Грань между бухгалтерскими и финансовыми функция зачастую тонкая, как раз на пограничных функциях и возникают проблемы. Чаще всего появляется так называемый «футбол», когда каждый считает, что эту задачу должен решать другой отдел и «отфутболивает» ее. В качестве арбитра привлекается директор, который начинает тонуть в трясине междоусобиц.

Обычный ситуация: бухгалтерия заносит данные в систему 1с, иногда с ошибками как все люди. Выверяет и сводит данные раз в квартал, перед сдачей налоговых деклараций. При этом финансовая служба использует данные бухгалтерии и формирует управленческие отчеты, составляет планы и представляет информацию (иногда ошибочную) директору. В стремлении навязать бухгалтерии дополнительную аналитику данных, ритм и критерии работы возникает конфликт.

Вариант 3 – «Призвать Варягов»

Беспристрастные и не вовлеченные во внутренние конфликты варяги откликнулись на зов славянских племен.
Беспристрастные и не вовлеченные во внутренние конфликты варяги откликнулись на зов славянских племен.

Описание: В компании есть главный бухгалтер и часть финансовых функций и задач передается на аутсорс профильным специалистам.

Плюсы: Сторонние опытные специалисты будут работать на результат с минимумом потерь времени и трудозатрат в соответствии с техническим заданием. Нет необходимости платить оклад финансовому директору, а действительно проблемные вопросы можно решить точечно, в то время как главный бухгалтер будет выполнять стандартную ежедневную работу в комфортном режиме.

Минусы: Не всеми тайнами финансовой жизни компании будет комфортно делиться. Несмотря на гарантии аутсорсинговых компаний, опасения в сохранности и нераспространении информации будут оставаться. Полностью откровенным директор сможет быть лишь с главным бухгалтером. Аутсорсеры не очень хорошо подходят для решения каждодневных рутинных вопросов (дешевле и комфортнее нанять штатного специалиста).

Какой вариант в итоге выбрать?

Все индивидуально и зависит от многих факторов, таких как: жизненный цикл и размер компании; количество накопившихся проблем; отраслевая специфика; личностные качества, видение и планы собственника. В первую очередь необходимо разобраться, какие именно функции и задачи выполняются плохо или не выполняются вообще. Если самостоятельная диагностика вызывает затруднение, можно обратиться к специалистам.

Команда Capital Force может помочь Вашему бизнесу в диагностике финансово-бухгалтерских функций. Мы предложим оптимальные пути решения и ответим на вопросы: нужен ли компании финансовый директор, есть ли целесообразность передать часть финансовых функций на аутсорс, как урегулировать сложившийся конфликт между главным бухгалтером и финансовым директором, разграничить их обязанности – кто и, что должен делать (или не должен) , составить регламенты. Объясним собственнику взаимосвязь функций бухгалтерии, экономики и финансов и их влияние на реальный финансовый результат компании. И, конечно, мы также можем взять на сопровождение Ваш бизнес и выполнять все необходимые проектные или постоянные финансовые функции.

С пожеланием успехов и роста Вашему бизнесу, Capital Force

Телеграм: https://t. me/CapiForce

22
Начать дискуссию