Был на семинаре по теме “Оценка стартапа на начальном этапе развития.” Представитель консалтинговой фирмы долго и весело рассказывал о различных методах оценки стартапов, приводил примеры оценок стартапов в разных отраслях, применял различные коэффициенты. Убеждал в необходимости такой работы перед тем, как идти к инвесторам за деньгами.
Ценность стартапа определяется не тем сколько он денег приносит сейчас, а тем сколько он будет зарабатывать через 10-15 лет. И просчитать стоимость стартапа, особенно в начале его развития, невозможно. Никто из опытных инвесторов не тратит время на это. Как говорят многие их них: мы знаем хорошо только то, что финансовые прогнозы, представляемые стартапами никогда не сбываются. Смотрят на команду, на идею, тренды, конкуренцию и т.п. и принимаю.т решение инвестировать или нет.
Почему инвесторы инвестируют в стартапы, которые либо имеют небольшую прибыль, либо чаще всего просто убыточны? Так именно потому, что они надеются, что через какое-то время – на практике достаточно долгое – эти стартапы займут лидирующее положение/станут монополистами на своих целевых рынках. И большинству стартапов требуется для этого достаточно долгое время от 10-15 лет: Microsoft, Apple, Amazon, Google, Facebook, Airbnb, Warby Parker…