{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

CarMoney: эксклюзив о выходе на биржу! Инсайды и аналитика

После моей прошлой статьи о выходе на биржу финтеха CarMoney со мной связались представители компании и пригласили на закрытый zoom-созвон, где раскрыли свои планы, инсайды и цифры. Эксклюзивно делюсь с вами аналитикой.

Итак, о чем пойдет сейчас речь:

  • бизнес модель и преимущества
  • доход с одного выданного займа
  • финансовая отчетность
  • дивидендная политика, перспективы компании и масштабирование
  • подробности выхода на биржу, оценки и прогнозы
И немного истории

Бизнес-модель компании.

CarMoney представляет собой сервис по выдаче займов под залог автомобилей и занимает лидирующее место на рынке залоговых займов с долей рынка в 2 раза больше, чем у всех остальных конкурентов вместе взятых (по данным СПАРК). Несмотря на то, что заём выдается под залог, автомобиль и все документы остаются у владельца, никаких препятствий для передвижения нет.

Более подробно о компании вы можете прочитать в моей прошлой статье:

В полку Мосбиржи прибыло: известный финтех выходит на IPO?

В последние десятилетия финансовая индустрия претерпела значительные изменения под влиянием технологического прогресса. Одним из ключевых нововведений, которое стало катализатором этих преобразований, является финтех - сокращение от «финансовые технологии». Финтех представляет собой объединение финансовых услуг и современных информационных…

Но это больше интересно клиентам компании. Нам, инвесторам, интересно знать, как компания зарабатывает и что собирается делать дальше. Нам интересна бизнес-модель и чем компания отличается от других.

Нетрудно догадаться, что компания зарабатывает за счет процентов по выданный займам, которые выше, чем у банков. По сравнению с МФО Кармани имеет преимущество – как раз тот самый залог, который в среднем в два раза дороже, чем стоимость выданного займа, что позволяет нивелировать ущерб в случае невозможности клиентом погасить свой долг.

Немного тезисов:

  • Компания присутствует в 72 из 85 регионах России
  • Средний размер займа составляет 277 тысяч рублей
  • Средняя ставка 80% годовых
  • Повторные клиенты – 40% от обращающихся за займом
  • Займы на бизнес – 30% от общего числа клиентов
  • Средний срок займа составляет 17,7 месяцев (примерно 1,5 года)

Компания делает ставку на завоевание так называемого «потерянного сегмента» – долей рынка займов между банками с долгим согласованием и относительно невысокими ставками (до 40%) и МФО с быстрым согласованием, но ставками, измеряемыми сотнями процентов годовых (от 100% до 365%).

Структура рынка займов

Таким образом, ставки от 40% до 80% остаются незаняты. Именно на него компания хочет делать акцент.

Доход с одного займа

Компания на конференции раскрыла unit-экономику одного выданного займа. Юнит-экономика – это метод расчётов, который помогает оценить прибыльность одного юнита (единица измерения). В качестве такого юнита выступает единица товара или один клиент. Такой метод можно использовать, чтобы оценить прибыльность предприятия и перспективы его масштабирования. Естественно, с некоторыми допущениями: юнит экономика не учитывает, например, постоянные расходы, которые несет компания. В теории постоянные расходы на то и постоянны, что не зависят от объема выпускаемой продукции, однако, на практике они все равно растут с ростом компании. Но это я немного ушел в термины. Вернемся к юнит-экономике КарМани.

Юнит-экономика займа

Итак, что мы здесь видим. Из 297 тысяч рублей займа возвращается лишь 252 тысячи – то есть, с каждой тысячи рублей не возвращается 150 рублей. В случае с банковскими кредитами показатель довольно высок, однако, давайте посмотрим дальше.

Доходы:

  • Проценты по займу: +194 тысячи рублей (65% от займа)
  • Комиссионный доход: +17 тысяч рублей (6% от займа). Компания продает дополнительные страховки на авто к кредитам, мотивируя это снижением ставки займа. Хорошо и клиенту, и компании.

Расходы:

  • Фондирование: 34 тысячи, или 11% от выданного займа.

«Фондирование» другими словами – это привлечение денежных средств для того, чтобы выдать их в качестве займа. Например, в банке фондирование – это привлечение вкладов. В CarMoney – привлечение средств через механизм облигаций, частных кредиторов или банковские кредитные линии. Главное, чтобы выполнялось условие – «покупка» денег должна быть дешевле, чем их последующая «продажа». Затраты на фондирование – это те проценты, которые компания платит своим кредиторам.

  • Расходы на выдачу и оформление займа: 42 тысячи или 14% от займа

Сюда входят затраты на маркетинг, IT-инфраструктуру, заработную плату вовлеченных в этот процесс сотрудников и некоторые другие расходы.

По итогу компания зарабатывает 30% прибыли с одного займа, что неплохо. Но не забываем о постоянных и прочих расходах. О чистой прибыли компании чуть подробнее далее.

Финансовая отчетность

Полную отчетность за 2016-2022 года вы можете найти на официальном сайте компании CarMoney. Рассмотрим наиболее интересные цифры.

Финансовые показатели по РСБУ

На иллюстрации выше отчетность по Российским стандартам бухучета (РСБУ) с 2019 по 1кв2023 года. Здесь вы можете посмотреть динамику, однако, полный расклад представлен на сайте эмитента по МСФО (международным стандартам финотчетности). Поэтому для уточнения подробностей заглянем в отчет МСФО, где цифры будут немного отличаться – это нормально, так может быть из-за разных систем подсчета.

Финансовые показатели по МСФО

С 2019 года показатели росли, но особо отличилась чистая прибыль в 2022 году: при фактическом отсутствии роста выручки чистая прибыль выросла в 1,5 раза. В чем феномен?

Если взглянуть на подробную отчетность, то мы увидим резкое сокращение общехозяйственных расходов на 12,5% или на 120 миллионов рублей. За счет этого в основном чистая прибыль и показала резкий рост.

За счет чего компания так сильно «порезала косты»? Сказать по имеющимся отчетностям невозможно, но на конференции было озвучено, что расходы снизились благодаря автоматизации ряда процессов, которые отнимали много человеческого ресурса. Были автоматизированы юридические процессы и процессы взыскания задолженности. Оптимизация, по словам менеджмента, прошла успешно.

Дивидендная политика, перспективы компании и масштабирование

Большинство инвесторов покупает акции компаний ради получения пассивного дохода в виде дивидендов. Справедливо встает вопрос о том, планируется ли выплата дивидендов в КарМани?

На сайте эмитента я нашел положение о дивидендной политике, согласно которой компания выплачивает дивиденды в размере от 25% до 50% по итогам года. На закрытой конференции менеджмент компании подтвердил, что дивиденды планируется выплачивать, в том числе, в 2024 году по итогам текущего 2023 года.

Выдержка из положения о дивидендной политике

Если экстраполировать данные по прибыли первого квартала 2023 года на весь год, то можно ожидать чистую прибыль в размере около 730 миллионов рублей. На выплату дивидендов может пойти от 182 до 365 миллионов, что примерно составляет 0,84­1,68 рубля на акцию. Доходность от 26% до 53% по самой верхней планке лесенки. Очень оптимистичный вариант. Если инвесторы поверят в то, что прибыль и правда будет расти такими же темпами, что и в 1 квартале 2023 года, то со старта торгов цены могут улететь гораздо выше. Примерно до уровня 8-9 рублей за акцию или +180% к верхней планке (доходность дивидендов составит около 20%). При такой цене стоимость компании составит 17 миллиардов рублей, что в 2 раза выше прогнозов аналитиков, которые оценивают компанию в 9 миллиардов рублей. При такой оценка потолок справедливой цены за акцию составит 4,15 рублей.

Мы имеем два прогноза, основанных на разных данных:

При подсчете от прибыли мы имеем прогноз стоимости компании в 17 миллиардов и акции в 9 рублей с дивидендной доходностью 10-20%

При подсчете от оценочной стоимости по получаем стоимость 9 миллиардов и акции в 4,15 рублей, но с заоблачными дивидендами 25-50%.

Я больше склоняюсь ко второй оценке, с одной лишь оговоркой, что чистая прибыль по итогу года может быть ниже, чем полученные методом экстраполяции 730 миллионов.

Компании есть куда расти? По оценке КарМани рынок займов под залог не занят на 94% – именно столько по их аналитике людей с подходящими автомобилями, которые готовы брать займы по ставкам выше 40%.

Потенциал рынка залоговых займов

Расчет выглядит так: в России всего 50 миллионов автомобилей, из них владельцы 11 миллионов не пользуются кредитами, 8 миллионов уже находятся в залоге, 24 миллиона не подходят по условиям залога (состояние автомобиля, юридические препятствия и т.д.), и в итоге остаются 7 миллионов потенциальных автомобилей, которые можно заложить. (Все расчеты и аналитика верифицированы компанией МАСМИ на основе данных ЦБ, СПАРК, Эксперт РА, ФНП, АвтоСтат и других).

Из 7 оставшихся миллионов владельцы только 489 тысяч потенциально готовы взять заём под ставку выше 40% и под залог авто. Эти цифры сформированы исходя уже из собственных опросов КарМани.

Расчет емкости рынка

Однако, по моему субъективному мнению, потенциал в 94% свободного рынка, готового к захвату немного преувеличено (да простят меня владельцы компании). Как было сказано ранее – средняя ставка по займам составляет 88% годовых. В опросе о готовности к залогу же фигурирует ставка 40% годовых, что в 2 раза меньше. Согласно законам статистики по этим данным мы не можем утверждать, что готовность на заем под 88% будет тоже в 2 раза меньше, прямо пропорционально ставке. Падение доли готовых заложить автомобиль под 88% будет гораздо сильнее.

Представители компании озвучивали, что будут стремиться снижать ставку и возьмут курс на завоевание того самого «потерянного сегмента рынка» со ставками от 40% до 80%, расширяя воронку продаж и получая более качественных клиентов. Но число «готовых» будет, конечно, больше, чем при 88%, но не настолько, насколько утверждает компания – средний процент все равно будет выше сорока – около 60% по моим расчетам. Поэтому касательно потенциала захвата рынка я бы делил прогнозы минимум в 2,5-3 раза.

Подробности выхода на биржу

На биржу выходит не сам сервис CarMoney, а его материнская компания ПАО «СТГ», владеющая 100% сервиса, а случится это 3 июля. Тикер компании на бирже CARM.

Происходить это будет не через процедуру IPO, о которой мы часто слышим при выходе на биржу других компаний, а методом прямого листинга на биржу. Чем эти два способа отличаются, сейчас объясню коротко простыми словами.

IPO (Initial Public Offering) — первое публичное размещение акций компании на бирже. При выходе на биржу компания изначально собирает пул инвесторов, которым продает свои акции. Только после этого акции поступают на биржу. При IPO выпускаются новые акции специально под новых инвесторов.

Метод прямого листинга заключается в том, что новые акции не выпускаются, а на биржу отправляется часть уже имеющихся. Компания выставляет заявки на продажу так называемой лесенкой:

  • Х акций по цене N
  • Y акций по цене N+m
  • Z акций по цене N+2m

И так далее. Когда первую ступень инвесторы раскупят, цена повысится до уровня второй ступени, потом до третьей, четвертой и так до конца.

КарМани размещается лесенкой из 21 ступени, которые начинаются от цены 2,37 рублей до 3,16 рублей за акцию.

Компания с помощью листинга планирует привлечь 600 миллионов рублей (10% от стоимости компании). С учетом средней цены лесенки ожидаемое общее количество акций по моим подсчетам будет около 2,17 миллиардов штук, из которых 217 миллионов будет выпущено в свободное обращение.

Организаторы размещения АО «Открытие Брокер» и АО ИФК «Солид».

Сумма листинга относительно небольшая – всего 600 миллионов рублей, в связи с чем, теоретически, 10-20 крупных инвесторов могут выкупить весь пул и диктовать свои цены на акции компании. Если стоимость акций будет сильно расти, компания заявила о возможности провести процедуру SPO – размещения дополнительного объема имеющихся акций.

Основные параметры листинга

Итог

В целом, компания выглядит интересной с точки зрения инвестирования в нее. При сохранении темпов заработка компании можно будет неплохо заработать.

Довольно загадочно выглядит выход компании на биржу, с учетом того, что компания хочет с помощью нее привлечь 600 миллионов, когда этот бизнес сам способен генерировать 400-600 миллионов чистой прибыли в год. При этом компания готова с первого же года выплачивать дивидендами до 50% от чистой прибыли. Я склоняюсь к тому, что история с биржей – это больше маркетинговая история для повышения узнаваемости бренда и расширения клиентского портфеля.

Ну а мы можем воспользоваться этим шансом и заработать на молодой компании, если такая реклама сработает.

Напишите в комментариях свое мнение: будете ли покупать акции CarMoney на старте? Или подождете,чтобы оценить поведение бумаги на рынке?

ИНФОРМАЦИЯ В ЭТОЙ СТАТЬЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЗОРНОЙ И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РЕКОМЕНДАЦИЕЙ. КАЖДЫЙ САМ ОТВЕЧАЕТ ЗА ВЗЯТЫЕ НА СЕБЯ РИСКИ.

И, как обычно, если вам было интересно, подпишитесь на мой канал в Телеграме, там много полезной и интересной информации, которой нет тут.

Ваш финансовый консультант

0
1 комментарий
Вася пупкин

Хм, интересно... Надо подумать

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда