{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Как ЦБ заблокировал наши счета

История нашего клиента, рассказанная от первого лица. Будет полезна растущим компаниям, не успевшим проанализировать свою юридическую модель.

1. Как это было

Мы молодая IT-компания, занимающаяся: (1) бизнес-аналитикой и интеграцией соответствующих IT-решений, (2) разработкой собственного продукта. Первое направление устойчиво и развивается, второе направление пока, по сути, инвестиционное, так как решение не готово к коммерциализации. Следовательно, доходы от первого потока финансируют расходы второго.

В тот период:

  • наша команда состояла из директора, разработчиков разного уровня, бизнес-аналитиков и бухгалтера,
  • в штате был только один человек, а вся команда работала по договорам оказания услуг,
  • исполнители были либо ИП, либо самозанятыми,
  • бизнес был разделен на два юридических лица,
  • финансирование второго направления фактически происходило за счет ежемесячных инвестиционных вкладов от участника (которые шли на выплату вознаграждений исполнителям),
  • бухгалтер вел не только учет, но и давал советы по структурированию бизнеса, порядку взаимодействия с контролирующими органами.

Сейчас мы уже понимаем, что большинство из вышеуказанного было сделано неправильно. Тогда мы просто не знали, о чем нужно думать, как делать правильно, что регулирование содержит примеры практик высокого риска. Компания работала полгода, проблем с контролирующими органами не было.

Однажды (для статьи напишем, что это было в начале марта) в нашем банк-клиенте отразился запрос банка о представлении первичных документов, подтверждающих оказание услуг исполнителями. В тот момент часть документов у нас просто отсутствовала, и мы, сославшись на коммерческую тайну, отказались предоставлять документы. Спустя 10 дней наш счет был заблокирован, а компания была отнесена Центральным Банком к группе высокого уровня риска в целях закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В нашей ситуации бизнес фактически встал, и мы оказались должны нашим исполнителям.

2. Что мы делали

Мы написали нашим старым знакомым из _. Ребята, наблюдая за нашим бизнесом, периодически предупреждали нас о рисках. Почему мы их не слушали? – потому что все работало, а риски казались чем-то, что нас не коснется.

Нам сразу дали понять, что многие из наших действий были маркерами риска, например:

  • отказ от предоставления информации по запросу банка для снятия подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства,
  • доля выплат в адрес ИП и лиц, применяющих налог на профессиональный доход (самозанятых),
  • период существования компании, размер УК.

Наши шаги для преодоления ситуации:

  1. восстановили весь документооборот с нашими исполнителями,
  2. подготовили мотивированное заявление об отсутствии оснований для отнесения нас к высокой группе риска с приложением многочисленных подтверждающих документов,
  3. записались на встречу в Центральном банке, сходили на нее и донесли нашу позицию.

Все эти действия мы реализовали с помощью Startax, наше заявление было удовлетворено, счета вновь стали доступны. Процедура заняла чуть больше 1 месяца.

Не уверены, что это тот опыт, который мы хотели получить, но он сделал нас профессиональнее. После этого случая мы переработали всю нашу договорную структуру и операционную модель (сложно описать, сколько же деталей мы не предусмотрели на старте).

3. Наши выводы

  1. Шутки с налоговой – это плохо,

  2. Шутки с ЦБ – это плохо вдвойне,
  3. Внешне простой вопрос может иметь множество решений и скрытых деталей,
  4. Универсальных специалистов нет (бухгалтер отвечает за отчетность, разработчик - за код, а за общение с налоговой и банками – налоговые юристы),
  5. Необязательно нанимать юриста в штат, достаточно найти консультанта (это дешевле и скорее всего профессиональнее),
  6. Прежде чем делать, лучше посоветоваться с экспертом,
  7. Многих проблем можно избежать, просто исключив причины их появления, но для этого нужна специальная экспертиза,
  8. Правильную юридическую модель бизнеса надо не только создать, но и поддерживать.

4. Как не попасть в такую ситуацию

Сохраните это изображение в свой телефон (или компьютер) для удобства.

***

Команда готова помочь вам в анализе юридической модели ведения бизнеса, сопровождении всех необходимых процедур для ее упрощения и снижения рисков, подготовке документов и «защитного файла» для обоснования своего выбора перед налоговыми органами и другими регуляторами.

Пишите нам нам на info

Больше информации о нас на нашем сайте

0
1 комментарий
Evgeni Romanovich Ukhanov

Отличная работа!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда