{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как оценить стоимость бизнеса на продажу?

Вы уже задумывались о продаже своего бизнеса? Если да, то вас уже посещал этот вопрос "Как оценить мой бизнес так, чтобы и максимально заработать и при этом быстрее продать?" Сейчас мы с вами об этом поговорим. Примерное время чтения 7 минут.

В России используют 3 наиболее популярных методов оценки: доходный подход, затратный подход и рыночный подход. Пройдемся коротко по каждому:

Доходный подход

Доходный подход опирается на прогнозе окупаемости бизнеса, на его будущей прибыли. В готовом бизнесе это работает следующим образом:

1. Собственник бизнеса собирает все финансовые результаты бизнеса за прошедший год.

2. Считает свою прибыль за год.

3. Считает среднюю месячную прибыль за этот период и умножает на 6-18 месяцев, в зависимости от состояния бизнеса, об этих нюансах позже.

Так собственник получил стоимость своего бизнеса исходя из окупаемости в 6-18 месяцев.

Например, швейное производство принесло вам за год 5 554 662 рублей чистой прибыли.

Вы посчитали среднюю прибыль = 462 888 руб.

Далее вы умножаете среднюю прибыль на 6-18 месяцев.

6 месяцев окупаемости = 462 888 * 6 = 2 777 331 руб.

12 месяцев окупаемости = 462 888 * 12 = 5 554 662 руб.

18 месяцев окупаемости = = 462 888 * 18 = 8 331 984 руб.

Итак, у нас есть три оценки, так какую из них выбрать?

Здесь мы смотрим на доп. критерии:

- Мой бизнес автоматизирован?

- Оцифрован?

- У меня есть CRM?

- Есть система учета товаров/материалов?

- Мой бизнес работает в белую?

- Я мог официально подтвердить доход?

- Бизнес работает без меня или я выполняю какую-то операционную работу?

- У нас есть регламенты в компании?

и еще ряд вопросов по бизнесу.

Если ваш бизнес — это самозанятость с помощниками — продать дороже 6 месяцев окупаемости вряд ли получится, аналогично и с бизнесом у которого нет подтверждения дохода.

Если бизнес уже более менее автономен, но нет супер автоматизации, оцифровки, отточенных бизнес процессов, то смело можете ставить 12 месяцев окупаемости.

В случае когда это автоматизированный, оцифрованный бизнес, с отлаженными бизнес-процессами, регламентами и прочим. То здесь уже 18 — 24 месяца окупаемости.

Затратный подход

Затратный подход опирается на стоимость создания такого бизнеса с 0. Это все активы бизнеса, как материальные, так и не материальные.

В этом подходе вам требуется посчитать сколько стоит создать весь этот бизнес. Закупить или арендовать оборудование, арендовать помещение, сделать в нем ремонт, приобрести мебель, вложения в рекламу, чтобы сформировать базу клиентов, вложения в сотрудников чтобы их найти, обучить, чтобы собрать базу поставщиков и договориться с ним на выгодных условиях и так далее.

Здесь важно подбить цифры сколько это стоило вам и оценить свой бизнес в соответствие с этим числом.

Рыночный/сравнительный подход

Рыночный подход или сравнительный опирается на стоимость компаний с аналогичными критериями. У них должны совпадать экономические показатели, материальные активы, похожие локации и другие аспекты.

А если попроще? Если упрощать, то нам важно понять как рынок оценивает похожий бизнес:

1. Заходим на площадки с готовым бизнесом и смотрим за сколько похожие на нас конкуренты продают свой бизнес.

2. Сравниваем 5 наиболее похожих бизнесов по критериям.

3. Считаем их среднюю окупаемость в месяцах

4. Оцениваем бизнес с учетом средней окупаемости рынка.

Например, у нас кофейня с выручкой в 2 млн. руб. и прибылью в 200 тыс. рублей. Материальных активов у нас на 500 тыс. , это кофемашина и другое оборудование. Кофейня расположена в деловом районе на первой линии. А сотрудников у нас 4.

Смотрим похожие предложения и видим, что один продает с чистой прибылью в 230 тыс. за 2 млн рублей, другой продает с прибылью в 260 тыс. за 4,1 млн. третий с прибылью 180 продает за 2,2 млн рублей, четвертый с прибылью в 200 тыс. за 1,8 млн рублей, а пятый с прибылью в 210 отдает за 3 млн.

Считаем среднее (2000+4100+2200+1800+3000)/(230+260+180+200+210)=12,1.

По рыночному методу мы можем оценить наш бизнес в 12 месяцев окупаемости, и продать его за 200*12 = 2,4 млн рублей.

Данный подход отлично работает в теории. В действительности нам надо смотреть не на актуальные предложения, а на завершенные сделки. Только так мы поймем как действительно оценивает рынок данный бизнес в конкретный момент времени. Ведь предложение может находиться несколько месяцев и быть не востребованным.

Если у вашего бизнеса есть конкуренты, кто торгуется на фондовом рынке и вы можете посмотреть на их показатели, то свой бизнес можно оценить по мультипликаторам, которые используются у них. Вдруг у вас НПЗ…

Резюмируя

Все эти три подхода — теория, на которую стоит опираться при оценке бизнеса. В реальной жизни, как правило, учитывают все подходы при оценке бизнеса и рыночный, и доходный, и затратный. Всё это взгляд на бизнес с разных сторон. Только в совокупности можно выдать действительно справедливую оценку и обосновать стоимость бизнеса.

Подведём итог, для того чтобы справедливо оценить стоимость бизнеса нужно провести несколько ключевых шагов:

  • Финансовый анализ: Изучите финансовые показатели бизнеса, такие как выручка, прибыль, расходы, чистая прибыль и денежный поток. Рассмотрите также прогнозы будущих финансовых результатов.
  • Активы и обязательства: Оцените активы бизнеса, включая недвижимость, оборудование, интеллектуальную собственность и запасы. Учтите также обязательства, включая долги и обязательства перед поставщиками.
  • Рыночный анализ: Изучите рыночные условия и конкурентную среду, чтобы понять, как ваш бизнес позиционируется в отрасли. Рассмотрите также тренды рынка и потенциал роста.
  • Клиентская база: Оцените качество и стабильность вашей клиентской базы. Учтите такие факторы, как число клиентов, их лояльность и потенциал для привлечения новых клиентов.
  • Уникальные преимущества: Оцените уникальные преимущества вашего бизнеса, такие как бренд, интеллектуальная собственность, экспертиза или установленные отношения с клиентами.
  • Прогнозы и потенциал роста: Разработайте прогнозы будущего развития бизнеса и оцените его потенциал для роста. Рассмотрите такие факторы, как новые рынки, расширение продуктовой линейки или увеличение доли рынка.
  • Консультация со специалистами: Возможно, вам будет полезно обратиться за помощью к профессиональным бизнес-консультантам или оценщикам, чтобы получить более точную оценку стоимости вашего бизнеса.

Еще больше полезных статей по сделкам купли- продажи бизнеса и инвестированию читайте в моем профиле на VC.

Чем Я еще могу быть Вам полезен?

1. Консультации — оценю стоимость бизнеса и составлю стратегию продажи бизнеса или привлечения инвестиций именно в вашу компанию — Вы сможете сделать всё сами без потери времени и качественно.

2. Упаковать проект — детально проработаем упаковку проекта, ответив на все вопросы потенциального инвестора/ покупателя и вызовем интерес к вашему проекту.

3. Взять задачу по продаже бизнеса и привлечению инвестиций — я и команда возьмем все заботы по сделке на себя, вам останется продолжить развивать бизнес.

Остались вопросы — задавай в комментарии.

Еще больше животрепещущих вопросов, ситуаций и историй сделок по продаже бизнесов и привлечению инвестиций в нашем телеграм канале.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда