Пять сюрпризов фондового рынка в 2023 году, которые заинтриговали инвесторов

freepik.com
freepik.com

Фондовые рынки предсказали девять из пяти последних рецессий, пошутил однажды Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевки по экономике. В прошлом году на фондовых рынках снова произошло падение и трейдеры наперебой предсказывали неизбежную рецессию. Но рецессии не случилось, а обозреватели The Economist отметили пять сюрпризов, которые финансисты пытаются понять.

После крайне турбулентного 2022 года на фондовых рынках США и Британии говорили о скорой «Большой Рецессии» как о чем-то само собой разумеющемся. Но большинству крупных экономик, за исключением Германии, удалось совершить «мягкую посадку» — центральные банки смогли сдерживать инфляцию, не подавляя роста. Исключением стала лишь Британия.

Финансовые обозреватели The Economist воспользовались летним затишьем и сформулировали основные пункты, которые уже проработали инвесторы по итогам 9 месяцев финансового года. Привожу саммари материала Five things investors have learned this year

В ФРС серьезно поработали. И победили

С октября 2022 года в ФРС резко ужесточали кредитно-денежную политику, причем самыми быстрыми темпами за последние сорок лет. Однако инвесторы не верили в твердость ФРС и рассчитывали, что процентная ставка в первой половине 2023 года будет ниже 5%, а затем начнется плавное снижение. В ФРС же настаивали, что ставки в конце года будут выше 5% и никакого снижения до 2024 года. В итоге победили «твердые орешки» из регулятора — сейчас на рынке ожидают окончание года со ставкой на уровне 5,4%. Для ФРС это серьезная репутационная победа, отмечают обозреватели. Поскольку прежняя бессистемная реакция регулятора на рост цен подорвала к нему доверие.

Многие заемщики все еще нервничают

Резкий рост процентных ставок в перспективе казался кошмаром, который подобно снежной лавине погребет под собой многих заемщиков c высокорисковыми кредитами. Но в этот раз высокие ставки оказались не так страшны, как их малевали — уровень дефолта среди высокодоходных облигацией вырос до 3%, что неприлично мало если сравнить с уровнем 2007-2009 года — тогда уровень дефолта был выше 14%.

Хотя радоваться рано, возможно худшее на фондовых рынках еще впереди, предупреждают обозреватели.

Банкротство не каждого банка означает повторение 2008 года

После банкротства Silicon Valley Bank в марте на рынке началась паника. А последующий крах Signature Bank, First Republic Bank и ошеломляющее банкротство Credit Suisse вызвали у многих финансистов дежавю 2008 года. В какой-то момент казалось, что Deutsche Bank тоже зашатался. К счастью, полномасштабного финансового кризиса удалось избежать благодаря поддержке ФРС. Но экономисты, которые почти никогда не соглашаются друг с другом, на этот раз единодушно признают: старейшая финансовая проблема — эффект домино в банковском секторе — до сих пор не имеет общепринятого решения.

freepik.com
freepik.com

Фондовые инвесторы снова ставят на big tech

В течение прошлого года пять техногигантов — Alphabet, Amazon, Apple, Microsoft и Tesla — пережили много неприятных минут: их стоимость падала, падала и в итоге упала на 38%. Но теперь они снова в деле и вместе с Meta и Nvidia с начала года доминируют на американском фондовом рынке. Цены на акции «magnificent seven» выросли настолько, что к июлю на них приходилось более 60% стоимости индекса NASDAQ 100, что побудило Nasdaq уменьшить их вес, чтобы индекс не стал слишком тяжелым.

Инверсия кривой доходности — еще не финансовый апокалипсис

Традиционно считается, что перевернутая кривая доходности или инверсия кривой - это аномалия и верный признак скорой рецессии. Такая странность возникает, когда процентные ставки по краткосрочным облигациям оказываются выше, чем по долгосрочным. Подобная инверсия отмечалась восемь раз за последние 50 лет и каждый раз следовал спад в экономике.

Инверсия кривой наблюдается на американском рынке с октября прошлого года. Но, сюрприз (!), США удалось обойтись без рецессии. Теперь финансисты рассуждают так: если ставки по краткосрочным облигациям высоки, вероятно это связано с ужесточением денежно-кредитной политики ФРС для охлаждения экономики и сдерживания инфляции и в будущем.

Обозреватели настроены оптимистично, но признают что в теории что-то может пойти не так до того как в борьбе с инфляцией ФРС начнет снижать ставки. Но одновременно растет вероятность того, что, казалось бы, надежный индикатор в этот раз не сработал.

***

Привет, я Лина, economics writer. Цель моих публикаций на VC: поэкспериментировать с форматами и стилями. Буду благодарна за фидбэк.

22
1 комментарий

Очень интересно вы пишите 👍🏻

1
Ответить