Поправки в законодательство о рекламе. Штрафы до 500 000 руб
Еще 1 сентября 2022 года в России были введены поправки, касающиеся маркировки рекламы. Однако штрафы за нарушение новых правил вступили в силу только в этом сентябре. За нарушение предусмотрена система штрафов до 500 000 ₽.
Какие штрафы предусмотрены за нарушение законодательства о маркировке?
За непредставление в Роскомнадзор информации о рекламе в интернете, нарушение сроков ее предоставления либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации грозит штраф:
- Гражданам — на сумму от 10 000 до 30 000 ₽.
- Должностным лицам, предпринимателям и малым предприятиям — от 30 000 до 100 000 ₽.
- Средним и крупным компаниям — от 200 000 до 500 000 ₽.
За распространение рекламы в интернете без маркировки, либо нарушение требований к ее размещению могут оштрафовать:
- Граждан на сумму от 30 000 до 100 000 ₽.
- Должностных лиц, предпринимателей и малые предприятия — от 100 000 до 200 000 ₽.
- Средние и крупные компании — от 200 000 до 500 000 ₽.
Кто такие ОРД?
ОРД - оператор рекламных данных Это посредники между рекламораспространителями и Роскомнадзором. Есть список утвержденных ОРД, в него входят 7 компаний:
- Яндекс
- Озон
- VK
- Лаборатория Разработки
- ОРД-А
- ПЕРВЫЙ ОРД
- МедиаСкаут
Какие обязанности есть у рекламодателей и рекламораспространителей?
- Стороны обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о распространенной в Интернете рекламе в РКН через ОРД.
- Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в Интернете, содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
- Распространение рекламы в Интернете допускается при условии присвоения ОРД соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в Интернете рекламы и учета информации о такой рекламе
Какую рекламу нужно маркировать?
Любую рекламу в Интернете. Все, что согласно законодательству попадает под определение рекламы. В каждом конкретном случае необходимо обращаться к разъяснениям ФАС. Общее определение содержится в ст. 3 ФЗ “О Рекламе”. Но, например, справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке рекламой не являются, следовательно маркировать их не нужно.
Нужно ли маркировать саморекламу?
Да, все что является рекламой в Интернете необходимо маркировать, даже саморекламу.
Нужно ли маркировать обычные публикации о себе в своих социальных сетях?
Нет, важно разграничивать понятие рекламы и информирование о своей деятельности
Нужно ли маркировать рекламу в запрещенных социальных сетях?
Да, на круглых столах и общественных обсуждениях компетентные органы заявляли, что данная обязанность должна исполняться на любых сайтах в сети Интернет. Что касается Telegram, то Ведомство поясняет, что реклама в "Telegram" не требует маркировки в том случае, когда ресурс используется в качестве "мессенджера", для обмена конкретными пользователями сообщениями. В случае если "Telegram" используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие Закона о рекламе и требует маркировки.
Как маркировать рекламу?
Каждый рекламный креатив перед публикацией необходимо зарегистрировать в ОРД и получить идентификатор. В самой публикации необходимо разместить идентификатор, пометку “реклама”, а также указание на рекламодателя.
Процесс маркировки происходит перед размещением рекламы:
- Рекламодатель или посредник передает ОРД креативы и информацию о конечном заказчике.
- ОРД отправляет полученные данные в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы) и присваивает каждому креативу токен.
- Креатив публикуют на рекламной площадке с токеном и пометкой «реклама».
Как и какую отчетность надо подавать?
До публикации рекламы в ЕРИР нужно передать:
- Информацию о всех участниках рынка (ИНН).
- Информацию о заключенных договорах (между всеми участниками цепочки распространения рекламы).
- Информацию о рекламных объявлениях (образцы креативов, метаданные).
- Уникальные токены (идентификаторы) креативов.
После публикации рекламы в ЕРИР нужно передать: информацию о платежах по договорам (акты) и статистику показов рекламы (показы, даты, площадки, стоимость). Сделать это можно через ОРД.