Денежки бывают разные

Как говорил мой отец, деньги должны работать. Работа эта может проявляться различными способами, а ее эффективность определяется значительным числом показателей. Преинтереснейшим из них является оборачиваемость, то есть средняя частота использования денег для приобретения товаров и услуг в определенную единицу времени. Проблема в том, что часть денег неизбежно выводится из оборота, используясь как средство накопления, и тем самым выключается из экономики. Что можно сделать? Варианты есть у нас, об одном из них и поговорим.

Существует концепция так называемых свободных денег, используемых только как средство обмена и при этом свободных от процентов, разработанная немецким предпринимателем Сильвио Геззелем. Сами деньги при этом облагаются так называемым демереджем – специальным налогом, призванным ускорить движение денег (иногда встречается термин «балансовая стоимость денег»). Раньше было лучше, деньги государство могло печатать или чеканить покуда была нужда или хватало наглости, а в ХХ веке проверенные методы уже приходилось применять с оглядкой, поэтому и тяга к экспериментам имела место и иногда давала неожиданный результат.

Сильвио Геззель, автор концепции
Сильвио Геззель, автор концепции

В маленькой европейской стране Австрии, в городишке Вергле жил-был бургомистр с великолепной фамилией и знанием трудов Сильвио Геззеля, и предложил он презабавнейший эксперимент. 31 июля 1932 года выпустили 5000 свободных дензнаков с покрытием их в банке на аналогичную сумму, а плата за пользование ими составляла один процент в месяц или 12 % годовых. Вносилась плата тем, кто имел банкноту в конце месяца, соответственно смысл заключался в том, чтобы до срока уплаты процента от этой банкноты избавиться. Все гос- и муниципальные служащие получали этими знаками 50% зарплаты, а вновь поступившие – полностью. Что же получилось в итоге?

Городишко Вергль
Городишко Вергль

Получились мост, бассейн, лыжный трамплин, ремонт дорог и общественных зданий, сокращение безработицы на 25 %, сокращение задолженности по бюджетным платежам и оплата налогов вперед (!). Свободные дензнаки оборачивались в течение года 463 раза, обычные всего 213 раз, что логично – любой, получив на руки благословенные дензнаки, стремился избавиться от них практически моментально ("деньги карман жгут" -- оно самое) и тем самым лишний раз простимулировать местную экономику. К сожалению, эксперимент продлился не так чтобы долго, а когда 300 общин сказали: «Мы тоже хотим!», Центробанк ответил: «Фиг вам, а не собственные дензнаки и бесконтрольная эмиссия!». Геззель придумал классную штуку, но вот с точки зрения экспериментального подтверждения есть ряд вопросов – один город это не вся страна, экономический подъем может быть обусловлен не учитываемыми в эксперименте факторами, и рост оборота в условиях кризиса вовсе не обязательно приводит к росту экономической стабильности в нормальных условиях.

Свободный шиллинг
Свободный шиллинг

Тем любопытнее было узнать о том, что в России в одном из районов Башкортастана тоже реализовывалась похожая концепция. Закредитованность и отсутствие денежной ликвидности у фермерского предприятия ООО «Шаймуратово» после финансового кризиса 2008 года и засухи 2010 года привели к многомесячной задолженности по зарплате, что резко увеличивало риск банкротства. Изначально товарные талоны выдавали вместо зарплаты или её части, но после вмешательства прокуратуры и судебных разбирательств схема была переформатирована в программу лояльности. На данный момент талоны приобретаются добровольно в местных магазинах «Ассорти», там же их можно реализовать (эти магазины принимают и рубли, и товарные талоны).

Каждые 28 дней номинал талона уменьшается на 2 % от изначального номинала. На каждом талоне указаны даты (расписание) его поэтапного обесценивания. Обесценивание товарных талонов стимулирует его держателей к реализации талонов, что увеличивает местный товарооборот. В общем, все по заветам Михаэля Унтергуггенбергера. Вергль 2.0 существует, и тем интереснее то, что существует он у нас в России.

2
Начать дискуссию