Как сделать бизнес финансовой машиной? 5 советов

Как устроены доходные операции вашего бизнеса? На каких действиях вы зарабатываете, а на какие тратитесь?

Как сделать бизнес финансовой машиной? 5 советов

Запустив собственный бизнес, вы стремитесь к финансовому успеху. Но каким образом ваш бизнес зарабатывает деньги? И на что именно следует потратить эти заработанные средства, чтобы бизнес рос и развивался? В этой статье я расскажу о ключевых компонентах (вопросах), которые надо идентифицировать (найти ответы) в вашем бизнесе, чтобы заложить основы успеха вашего бизнеса.

Глава 1: Ключевые компоненты доходных операций

1.1. Идентификация источников дохода

Сначала давайте разберемся, откуда берутся деньги в вашем бизнесе. Источники дохода могут быть разнообразными, и это зависит от вида вашей деятельности. Например:

  • Продажи продукции. Допустим, вы владеете магазином, где продаете модную одежду. В этом случае ваш основной доход будет исходить от продажи товаров. Каждая проданная вещь приносит вам прибыль.
  • Лицензирование. Если у вас есть уникальное программное обеспечение, которое может быть полезно другим компаниям. Вы можете предоставить им лицензии на использование и получать за это лицензионные сборы.
  • Аренда. Если у вас есть недвижимость, вы можете арендовать ее другим бизнесам или частным лицам. Это также может стать источником дохода.

Совет №1: Необходимо знать в любой момент времени ответ на вопрос: «Сколько, какого товара вы продали и на нём заработали?»

Знать ответ на этот вопрос можно 2 способами:

  • Ручной сбор данных. Ведение журнала сделок онлайн в таблицах, в чатах или в тетрадке шариковой ручкой. Главный минус, что анализ собранных данных приходится делать самостоятельно.
  • Автоматизированный сбор информации. НО только после правильно описанных бизнес-процессов. Для реализации подойдет BPMN и Camunda, а потом можно выбирать систему автоматизации. Главным плюсом систем автоматизации, я считаю, наличие стандартных отчетов, которые формируются нажатием нескольких кнопок на экране и дают очень важную информацию для принятия уверенных решения.

1.2. Определение ценности продукта/услуги

Теперь, когда мы знаем, откуда берутся деньги, давайте поговорим о том, как определить ценность вашего продукта или услуги. Это критически важно для успешного бизнеса.

  • Продуктовая ценность. Представьте, что вы производите органические продукты питания. Ваши клиенты могут видеть ценность в вашей продукции, так как она здорова и экологична.
  • Услуги ценности. Допустим, вы предоставляете услуги по созданию веб-сайтов. Ваши клиенты ценят вашу экспертизу и профессионализм, что делает ваши услуги ценными для них.

Совет №2. Не только вы, но и ваш персонал обязан знать как и чем определяется ценность вашего продукта или услуги.

Что делать:

  • Создать документ с описанием продукта, где будут отражены все выгоды и ценность - можно привлечь исполнителей на аутсорсе. Лучше, если команда будет участвовать в процессе, иначе могут саботировать.
  • Регулярно проверяйте знания ценностей продукта у вашей команды. Либо за чашкой чая, держа разговор в рамках обсуждения ценностей продукта. Либо регулярными тестами (офлайн или онлайн), влияющими на мотивацию.
  • Регулярно замерять разницу в продажах до и после внедрения, чтобы оценить эффект. Про сбор данных мы говорили выше.
  • Написать мне на сколько % увеличились ваши продажи через 3 мес после внедрения!!! (на nurulla@inbox.ru или в комментах)

1.3. Создание и удержание клиентской базы

Как только вы поняли, почему ваш продукт или услуга ценны, необходимо научиться привлекать и удерживать клиентов.

Совет №3. Изучите гугул запрос «LTV (Lifetime Value)». Вкратце - это совокупная прибыль, которую получает компания от клиента за все время сотрудничества с ним.

Что важно проработать:

  • Программы лояльности. Многие компании внедряют программы лояльности, предлагая своим клиентам скидки или бонусы за повторные покупки. Это создает мотивацию для клиентов оставаться верными, повторно возвращаться к вам, рассказвать о вас и рекомендовать знакомым.
  • Обратная связь клиентов. Нужно всего лишь как то интересоваться мнением клиента и отвечать на его запросы. Это повышает возвращаемость и привязанность к вам. Советую прочесть Фицпатрик «Спроси у мамы».

Глава 2: Структура расходов

2.1. Распределение затрат по категориям.

Не все деньги, которые вы зарабатываете останутся в вашем кармане. В бизнесе есть разные виды расходов, которые необходимо учитывать. Их можно крупно разделить на инвестиционные и опрерационные расходы.

Структура расходов <i>(источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Finvestprofit.info%2Fcompany-expenses%2F&postId=848116" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://investprofit.info/company-expenses/</a>)</i>
Структура расходов (источник: https://investprofit.info/company-expenses/)

Тема учета большая, нужно погружаться самому (требуется время, но дешево) либо нанимать бухгалтера (быстро, средняя стоимость) и выращивать из него финасового директора (долго, дорого).

Совет №4. Погрузитесь в финансовый учет. Наёмный финдир работает на зарплату!

2.2. Оптимизация операционных расходов

Чтобы бизнес был прибыльным, важно непрерывно оптимизировать операционные расходы. Ниже несколько вариантов оптимизации.

  • Автоматизация процессов. Если ваш бизнес включает в себя рутинные задачи, их автоматизация может сэкономить время и ресурсы. Например, вместо того чтобы нанимать сотрудников для ручной обработки заказов, вы можете использовать программы. Я рассказывал про правильную оптимизацию бизнес-процессов в этой статье
  • Аутсорсинг. Иногда стоит задуматься о том, можно ли некоторые функции или процессы передать внешним поставщикам, что может быть более эффективным и экономичным.

2.3. Инвестиции в развитие и масштабирование

Чтобы расти и развиваться, бизнес должен инвестировать в развитие.

О каких инвестициях следует задуматься:

  • Расширение производства. Если у вас растут продажи, вы можете инвестировать в расширение производственных мощностей, чтобы удовлетворить растущий спрос.
  • Маркетинговые кампании. Инвестиции в маркетинг могут помочь привлечь новых клиентов и расширить аудиторию вашего бренда.

Глава 3: Связь между доходами и расходами

3.1. Расчет точки безубыточности

Чтобы бизнес стал прибыльным, вам нужно знать, когда он достигнет точки безубыточности. Представьте, что вы открыли ресторан. Вы должны знать, сколько блюд нужно продать ежедневно, чтобы покрыть все операционные расходы, включая аренду, зарплаты и сырье.

Рассчитать точку безубыточности можно по формуле:

Как сделать бизнес финансовой машиной? 5 советов

3.2. Анализ финансовых показателей

Для эффективного управления бизнесом необходимо анализировать финансовые показатели. Вот три самых главных отчета руководителя компании:

  • ДДС - отчет о движении денежных средств - содержит все приходы и расходы средств компании за период. ДДС показывает, сколько денег компания получила и сколько заплатила, сколько у нее было и сколько осталось. В него заносят каждую операцию — приход или расход; отмечают, кому заплатили и откуда получили деньги; делят движения средств по категориям.
Пример отчета ДДС
Пример отчета ДДС
  • ОПУ - отчет о прибылях и убытках показывает, что происходит с деньгами: компания их сжигает или увеличивает. Отчёт помогает проанализировать обязательства компании — если ей должны больше, чем она, то всё идёт хорошо. Если наоборот — пора что-то менять. ДДС и ОПУ полезно рассматривать в связке. Первый отчет показывает фактическое движение средств, а второй — обязательства, которые взял на себя бизнес.
Пример ОПУ
Пример ОПУ
  • Балансовый отчет - помогает отслеживать финансовое положение вашей компании, включая ваши активы и пассивы.
Пример Балансового отчета
Пример Балансового отчета

Совет №5: Научитесь анализировать свой бизнес, определять его ценность и оптимизировать операционные процессы, и вы будете на верном пути к финансовому успеху.

Заключение

Мы видим, что успешный бизнес зависит от вашего понимания того как формируются доходы и рационального управления расходами. Но помните, что каждый бизнес уникален, и что работает для одного, не обязательно будет работать для другого. Надо пробовать!

Не стесняйтесь делиться своими мыслями и опытом в комментариях. Совместное обсуждение - это ценный источник знаний для других предпринимателей и менеджеров.

Начать дискуссию