Гибкие процессы или жёсткие правила: выбираем лучшее для бизнеса. Часть 1

За тысячелетия существования человечества бизнес прошёл целый путь от жесткого рабовладельчества до появления лояльности к персоналу и социальной ответственности. Если не впадать в крайности, то жёсткие и гибкие процессы в управлении имеют свои и преимущества, и недостатки.

Бизнес-сообщество МДС (Московское Деловое Собрание) рассказывает о недостатках и преимуществах двух способов ведения бизнеса. В первой части мы проанализируем гибкие процессы управления бизнесом, а во второй - жесткие (классические).

Гибкое управление подразумевает больший упор бизнеса на отношения с клиентами и персоналом и качественный продукт вместо разложенной по полочкам документации и отчётности.

К гибким процессам управления мы можем отнести Кайдзен и Agile.

Кайдзен - философская система гибкого подхода к работе, придуманная в Японии. В большинстве случаев она используется на производствах.

Agile - система, строящаяся на философии Кайдзен. Этот подход требует особой гибкости в отношении клиентов, персонала и продуктов. Agile предполагает постоянное совершенствование и развитие в сторону изменений во внешней и внутренней среде. Используется в основном в разработке.

Ещё среди гибких систем мы можем упомянуть холакратию.

Холакратия - совершенно новый подход, отвергающий классическую иерархию в управлении. Все правила холакратии сводятся к одному: принятие всех решений от одного руководителя переходит к команде.

Преимущества гибких процессов управления

1. Качество продукции

Один из важнейших процессов гибкого управления бизнесом - тестирование продукции и постоянное ее обновление.

2. Повышение удовлетворенности клиентов

В гибком управлении клиенты напрямую участвуют в процессах купли-продажи. Клиентов извещают о каждом шаге, прислушиваются к требованиям и пожеланиям.

3. Повышение морального духа команды

За счет гибкого управления каждый член бизнес-команды максимально защищен от внешних воздействий, а также принимает участие в обсуждении проектов и в решении задач разного рода.

4. Больше практики, меньше документации и администрирования

При использовании гибкой методологии у вас может быть 10% рабочего времени, доступного для планирования и администрирования, и 90% рабочего времени, доступного для выполнения проекта.

Недостатки гибких процессов управления

1. Маленькое количество документации

С одной стороны, это значительная экономия времени. Но если посмотреть на это с точки зрения ведения записей, соблюдения сроков и выставления счетов, то здесь могут возникнуть сложности.

2. Переменные цели

Поскольку само название гибкого процесса наталкивает на гибкие решения, то здесь можно полностью исключить стремление к одной единственной цели.

Во второй части статьи мы рассмотрим преимущества и недостатки жесткого (классического) подхода к управлению бизнесом.

Начать дискуссию