Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Пользователи Айфонов, признавайтесь: веб-версии банков кажутся непонятными и менее удобными, чем приложения. Но я, как продуктовый маркетолог, не мог отказаться от соблазна сделать краткий путеводитель + обзор четырёх веб-версий банков. Узнаем же, кто из них молодец, а где дизайнеров и программистов поругать надо!

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

У всех крупных российских банков за последние полтора года пропали приложения из магазинов гугла и эпла. Им пришлось срочно дорабатывать мобильные веб-версии (про которые все давно забыли) и пытаться сделать их неотличимыми от нативки.

Кто-то старается адаптировать обычную вебку, кто-то делает всё с нуля, чтобы было совсем похоже на приложение. Получается у всех по-разному. Я в своё время успел попользоваться всеми банками «большой четвёрки» (Сбер, Альфа, ВТБ, Тинькофф). Теперь решил проверить, как они справляются с новыми вызовами.

Буду изучать базовые фичи и ставить за них оценки по пятибалльной шкале. За уникальные — начислять один экстра балл.

Кому лень читать — в конце сводная таблица с баллами. Весь лонгрид скорее для дотошных любителей докопаться.

Сбер

Вход и авторизация — 4. Название вебки Сбера — СберБанк Онлайн. Но если просто вводишь «СберБанк» в поисковике, то ссылку на неё видно сразу, так что интуитивно понятно, куда идти.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Когда входишь в вебку, Сбер, как и многие банки, напоминает, что ссылку можно превратить в иконку на экране Домой.

Авторизация в Сбере по логину/номеру телефона и паролю, но, как и у конкурентов, есть «Быстрый вход» с помощью FaceID. Фича заработала не сразу, пришлось проходить все этапы заново. Но это ещё не всё.

Через несколько дней пробовал опять зайти «по лицу». Вебка как ни в чём ни бывало опять предлагает вход только по логину/телефону и паролю.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

В любом другом браузере, кроме Safari, по лицу не зайдёшь вообще, а значит нужно вспоминать пароль или входить по ПУШу (!!!) из приложения. Зачем эта функция в вебке — совершенно не понятно.

Пуши — 0. Пушей в мобильной вебке Сбера нету. По крайней мере, как их настроить, я так и не понял.

Переводы — 3. Как и в приложении, у Сбера есть все варианты переводов: на карту, между своими счетами, СБП. Последний — самый популярный, поэтому сосредоточимся на нём.

Все шаги для перевода нужно пройти по очереди сразу на одном экране — они схлопываются после заполнения (зачем?), но легко можно пойти назад.

При выборе банка сразу не высвечиваются самые популярные. Есть поиск, но тем не менее было бы удобно, если бы первыми были крупные банки или те, в которые переводишь чаще всего. Как это реализовано у всех конкурентов.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Главный и самый жирный минус сберовского варианта СБП — телефоны не подтягиваются из записной книжки и не запоминаются. Каждый раз нужно вводить заново.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Ещё я не нашёл переводов в страны, которые подключены к СБП. Например, Киргизию, Таджикистан или Узбекистан. У конкурентов такая функция есть.

Переход в разделах — 0. Чтобы вернуться на какой-то экран, приходится нажимать «Назад» в браузере, то есть нет сквозного перехода по разделам. Это замедляет работу с вебкой, но не очень сильно.

Оплата услуг, кредиты, инвестиции и другое — 4. В сберовской вебке стандартный набор платежей — от мобильного до детского сада. Есть раздел с пенсиями, страховками, вкладами и неплохой анализ расходов. Правда нет довольно стандартной функции, которая есть у всех, — платежи по QR-коду.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Кредиты видны на специальной вкладке, где можно как подобрать займ, так и отслеживать те, что уже есть, вносить платежи и т.д.

Мне, как инвестору, важен раздел с инвестициями, и у Сбера он довольно странный. Кроме открытия нового брокерского счёта, больше ничего не увидел. Ни сделок, ни самого рынка.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Дизайн — 4. Тут у Сбера в отличие от приложения всё довольно минималистично, но на удивление неплохо. Похоже на приложение, даже есть красивые заставки. Правда нет сторисов.

Вердикт по Сберу

2,5 балла

Альфа-Банк

Вход и авторизация — 4,5. Начнём с того, как вообще попасть в веб-версию. Представим, что я новый клиент, никогда не пользовался и ищу её просто в поисковике. Набираю Альфа-Банк и сразу же вижу нужную ссылку. Она логично идёт первой в списке.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Самое главное, что реализовали вход по FaceID, который довольно легко настраивается через специальное приложение AKEY.

Хоть у конкурентов и нет дополнительного шага с переходом в банк через отдельное приложение, FaceID часто нужно настраивать заново. То есть ты просто пользуешься, пользуешься, а потом его как ни бывало. У Альфы это больше похоже на вход в приложении.

Можно долго не завершать сессию — это громадный плюс к удобству, потому что не нужно постоянно логиниться.

Пуши — 1. Круто, что, есть пуши. Потому что это большая проблема, что теперь с отсутствием приложений не приходят уведомления об операциях. Знаю точно, что такое мало у кого есть из конкурентов. Тебе приходят самые обычные пуши, как в обычном приложении.

Переводы — 7. Здесь всё стандартно, как и у всех, но есть две уникальные фичи. Самое крутое — можно переводить деньги по номеру телефона, который сканируешь камерой. Причём даже если цифры написаны рукой. Это дополнительный балл.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

И вторая — можно подтвердить платёж по FaceID. Такого тоже ни у кого не встречал. И здесь тоже дополнительный балл.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Ещё круто, что можно перевести себе деньги из другого банка по СБП. То есть фактически «запросить» деньги с другой карты.

При переводе показывает, сколько ещё можно отправить денег до истечения лимита — классная и удобная история.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Если переводишь по номеру карты, то сразу, как и в приложении, то сразу присасываются карты, на которые ты уже переводил раньше.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Класс, что если переводишь на новую карту, то не нужно вводить номер — её можно просто отсканировать.

Сквозной переход в разделах — 5. Можно возвращаться на предыдущий экран после какой-то операции не через «Назад» в браузере, а в самой вебке.

И кидает тебя не куда-то далеко, а реально на предыдущий экран. Без багов и сбоев.

Оплата услуг, кредиты и инвестиции — 5. У Альфы тоже довольно стандартный набор услуг за исключением пенсий. Однако гораздо больше внимания уделено кешбэку, есть удобные и понятные баннеры с полезными разделами. Благодаря ним не нужно шариться по экранам, чтобы найти нужную функцию.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Ещё один плюс — очень удобный и наглядный анализ расходов. Наверное, лучший среди всех конкурентов.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Раздел с инвестициями лучше, чем у Сбера и ВТБ — видны бумаги и сделки. Но торговать можно только через веб-терминал — это ну такое себе.

Дизайн — 4. Здесь у Альфа-Банка всё впорядке. Приятный дизайн, всё понятно и удобно. Нету сторис, как были в приложении, игр и всяких финтифлюшек, но тем не менее всё сделано неплохо.

Вердикт по Альфа-Банку

4,4 балла

Тинькофф

Вход и авторизация — 1. Ищу вебку Тинькофф в поисковике, и занятие это непростое. Ссылки сразу на переход в неё нету. А после нажатия на страничку банка ещё нужно догадаться, что вход спрятан за иконкой в верхнем правом углу.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Конечно, интуитивно понятно, куда надо нажимать, но далеко не сразу. Лучше, когда есть ссылка после поиска. Большой минус у «Тинька» в том, что когда заходишь, тебе не напоминают, что можно вынести ссылку на вход отдельной иконкой на экран «Домой». Я этого и не сделал, что в итоге скажется на скорости.

Быстрый вход у «Тинька» — через четырёхзначный пароль.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Кажется, что это не совсем безопасно, но в целом удобно. Огромный минус — нету входа по FaceID. И что совсем напрягает — ты постоянно остаёшься авторизованным. То есть если потерял телефон, то у тебя легко могут украсть деньги. А как принудительно выйти из вебки, я вообще не нашёл.

Пуши — 0. Как настроить пуши — не нашёл. По умолчанию предполагаю, что их просто нету.

Переводы — 4. Раздел переводов стандартный. Но есть два главных отличия. Первое и самое главное — у Тинька огромный лимит переводов: 1 млн в месяц. Такого нет ни у кого. Второе — есть SWIFT-переводы в некоторые страны (пока ещё). Не знаю, как они работают, но это ещё один лишний балл.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

В остальном всё, как и у всех. Традиционно пристальнее рассмотрю СБП.

Вся информация, которую нужно ввести для перевода, есть на одном экране — это удобнее, чем пошаговый путь Сбера.

Круто, что появляются счета разных банков, которые есть у адресата. Даже если до этого ему ничего не переводил.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Ещё есть синхронизация адресатов из контактов. Но её нужно отдельно настраивать.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

На главном экране платежей и переводов есть раздел «Избранное» — это небольшой плюс. Почему небольшой — потому что если не часто переводишь, то переводов там может и не быть. Жаль, что их нет отдельно в разделе с переводами.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Ничего не нужно подтверждать смской или как-либо ещё, что, конечно, ускоряет процесс (тут плюс), но это минус к безопасности.

После перевода легко можно вернуться назад и сделать новый — в отличие от Сбера. К тому же удобно, что можно сделать шаблон перевода или настроить автоплатёж.

Переход в разделах — 0. Бесшовного перехода по экранам нет. Из-за этого приходится пользоваться кнопками «Назад» и «Вперёд» в браузере. Они не всегда нормально работают — это большой минус.

Оплата услуг, кредиты, инвестиции и другое — 6. Здесь у Тинька довольно стандартный набор услуг. Нет правда пенсий, как у ВТБ и Сбера. Главное отличие от остальных банков — полноценный раздел с инвестициями — за это лишний балл. Можно пополнять счёт, торговать и не ходить в отдельное приложение.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Дизайн — 5. Тут Тинёк тоже выгодно отличается от конкурентов. Всё очень похоже на нативное приложение. Даже есть сторисы и геймификации.

Вердикт по Тинькофф

2,7 балла.

ВТБ

Вход и авторизация — 5. Вебку ВТБ также легко найти в браузере, как и у Сбера с Альфой. Сразу понятно, куда нажимать.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Есть авторизация по FaceID. Работает без сбоев. В отличие от других банков, нормально настраивается сразу во всех браузерах без установки дополнительного приложения.

Тоже можно долго не логиниться заново после выхода из вебки. Удобно, но опять же есть вопросы к безопасности.

Самое приятное, что когда добавляешь иконку на экран «Домой», она фактически превращается в приложение. После нажатия ты не уходишь в браузер, а работаешь с банком как будто бы прямо в приложении.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Пуши — 0. Как и у Сбера с Тиньком, пушей в вебке я не нашёл.

Переводы — 4. У ВТБ раздел почти ничем не отличается от Тинька или Альфы. Всё, что нужно заполнить, — на одном экране. Это удобно. Как и у Альфы, есть синхронизация с книгой контактов.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Самых частых переводов отдельно нет, они есть только в истории, как и у Сбера с Тиньком. У Альфы плюс, что они отдельно вынесены в раздел с СБП.

Можно вернуться назад после перевода, чтобы сразу перевести опять, но это есть у всех, кроме Сбера.

Сквозной переход в разделах — 5. Есть бесшовный переход по разделам, как у Альфы.

Оплата услуг, кредиты и инвестиции — 4. С оплатой услуг опять же всё стандартно, как и у всех банков. Минус, что нет хорошего анализа расходов — мне сервис показался довольно примитивным. В инвестициях есть только готовые стратегии, нету самого рынка.

Веб-версии банков: топовая замена приложениям или полный отстой? Обзор «большой четвёрки»

Дизайн — 3. Ставлю дизайн ВТБ на третье место. Сбер вне конкуренции, но у других банков всё сделано повеселее и поинтереснее. В тексте лишнего нет, но и ничего выдающегося.

Итоги

  • Сбер — 2,5
  • Альфа — 4,4
  • Тинькофф — 2,7
  • ВТБ — 3,5

Подводя итог, можно сказать, что выгодно отличается от всех конкурентов только Альфа. Она очень похожа на приложение и мало чем уступает ему по функционалу.

Нравится, что есть много уникальных фичей, которые облегчают и ускоряют работу. Не нравятся комиссии, здесь был разочарован. Но мы не о них, а больше о функциях вебки. Есть и вклады, и рассрочки, довольно много документов и даже инвестиционные продукты.

1818
35 комментариев

Здравствуйте.

Чтобы создать веб-приложение, нужно зайти на сайт tinkoff.ru в браузере Safari и нажать на кнопку «Поделиться» в нижнем меню браузера → выбрать «Домой». После этого создадим иконку Тинькофф на рабочем столе. Если нажать на нее и войти в личный кабинет, то предложим разрешить отправку пуш-уведомлений.

Для выхода из личного кабинета нужно нажать на три полоски в правом верхнем углу и нажать «Выйти из всех сервисов».

Большое внимание уделяем безопасности. В настройках вы можете указать через какое время автоматически выходить из личного кабинета. Для этого нажмите на кнопку «Еще» в правом нижнем углу → «Безопасность» → «Автоматический выход из банка».

Непрерывно работаем над тем, чтобы сделать личный кабинет максимально удобным. Спасибо вам за обратную связь.

2
Ответить

У тебя есть приложение?
Нет, лучше. У меня есть рисунок приложения

15
Ответить

Даже есть сторисы и геймификации. На сториз вообще какой-то нездоровый тренд сейчас. Я в приложение захожу, чтобы денюшки переводить за ипотеку и плакать, а не сторизы смотреть

7
Ответить

Так они еще и буллят меня за то, что я не кушаю. До рпп меня довести хотят

3
Ответить

Вообще не согласен. Сбер точно не хуже ВТБ, как и Тинькофф. По альфе вопросов нет

2
Ответить

А можно не возиться с ними и выбрать банк, который не под санкциями.

1
Ответить

Нет, автор видимо не знает, что банки приложение каждые 2-3 месяца выпускают)

3
Ответить