Акции ТЗА (TUZA): прогноз, справедливая цена и дивиденды 2023
Когда меня подписчики спросили про акции ТЗА — первая реакция была «А кто это вообще?". Не, ну понятно, что раз спросили — оно торгуется на бирже. Но что это за компания я, если честно, вообще не представляла. Посмотрела по верхам: сначала показалось "ужас-ужас» — капитализация никакущая, коммуникация с инвесторами — и подавно, из отчетности давно уже только РСБУ, да и та с перерывом в 2022 году. Но потом, по мере чтения информации, я свое мнение поменяла. Поэтому предлагаю сегодня посмотреть на компанию повнимательнее и тоже с ней познакомиться, потому что что-то мне подсказывает, что и вы, скорее всего, про эту компанию тоже ни разу не слышали:-)
Чем занимается ПАО «ТЗА»
Туймазинский завод автобетоновозов (ТЗА) — один из лидеров российского рынка бетонотранспортной техники и одно из крупнейших машиностроительных предприятий России. Компания основана в 1980 году и входит в состав группы компаний ПАО «КАМАЗ» с 2004 года.
ТЗА производит широкий ассортимент продукции, включая:
- Автобетоносмесители
- Автобетононасосы
- Стационарные и линейные бетононасосы
- Распределительные стрелы
- Мобильные бетонные заводы
- Самосвальные прицепы
- Шторные полуприцепы
- Автокраны
- Пеноподъемники пожарные
- Оборудование для сортиментовозов и культиваторы
- Металловозы и мусоровозы
То есть компания проектирует и производит спецтехнику для строительной, коммунальной, сельскохозяйственной и нефтегазодобывающей отраслей. Поставки идут как по России, так и на экспорт (Беларусь, Армения, Азербайджан, Казахстан, Иран, Египет и другие — около 20 стран) .
Флагманская продукция компании — автобетоносмесители (доля рынка 52-70% по разным данным) и автобетононасосы (доля рынка — 23-35% по разным данным) . Реализация продукции осуществляется через дилерские центры Камаз.
Активы предприятия сосредоточены в городе Туймазы республики Башкортостан и представляют собой 10 производственных цехов: экспериментальный, заготовительный, сборочно-окрасочный, механический, технологической подготовки, сварочный, черного и цветного литья и вспомогательный, а также административный корпус и склады. То есть это достаточно небольшой завод по меркам компаний, торгующихся на рынке, даже для третьего эшелона.
Такое расположение представляет собой и дополнительные риски: это небольшой город с населением в 68 тыс. человек и у компании наблюдается кадровый голод. ТЗА приходится привлекать студентов и и вахтовиков из Удмуртии. Год назад компания писала, что готова принять на работу до 150 человек, в этом году уже 500 человек — это очень много для компании со штатом около 1200 человек.
В 2022 году ТЗА выпустил более чем в два раза больше бетонотранспортной и прицепной техники чем годом ранее. Быстрому росту объемов производства способствовал выпуск прицепной техники. В планах на 2023 год у компании также было увеличение объемов производства. Согласно заявления менеджмента для реализации этих планов планировалось приобретение техники и расширение производственных площадей:
Что с приобретением техники сведений я не нашла, а вот производство в 2023 году действительно расширили:
Соответственно у компании есть приличный драйвер для роста котировок акций в виде увеличения объемов производства и, как следствие, — улучшения финансовых показателей компании.
Вторым потенциальным драйвером роста может быть запуск производства техники двойного назначения:
Компания включена в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, а это говорит о том, что заказы от Минобороны у них действительно есть. Как правило такие заказы менее маржинальны, чем коммерческие, так как выполняются в рамках гособоронзаказа с нормируемой маржинальностью. Но за счет объема это вполне может быть интересно.
Судя по интервью главы Туймазинского района от 10.10.2023 года на ТЗА в 2023 году также произошло увеличение отгрузки продукции год к году в два раза. Я не очень уверена, что это так и есть и что порядок цифр именно такой — очень уж это звучит оптимистично второй год подряд отгрузки х 2 к предыдущему году. Но в оптимистичный прогноз на 2023 год по отгрузкам возьму увеличение отгрузок на 80% к 2022 году, так как думаю, что за счет серийного выпуска новой продукции и новых производственных площадей отгрузки в 2023 году действительно должны были еще увеличиться. Тем более, что и.о. министра промышленности, энергетики и инноваций Тимур Герасимов в марте 2023 года тоже обещал двукратное увеличение отгрузок продукции ТЗА в 2023 году относительно 2022 года:
Поэтому на операционном уровне у компании просматриваются отличные перспективы как на 2023 год, так и далее на ближайшие пару лет.
Финансовые показатели ТЗА, справедливая цена и дивиденды 2023
По итогам 1 полугодия 2023 года:
Выручка — 4,9 млрд. рублей (+81% г/г)
ebitda — 0,2 млрд. рублей (+312%% г/г)
Чистая прибыль – 0,1 млрд. рублей (-20% г/г)
Рентабельность ebitda – 4%
Чистая рентабельность – 2%
Чистый долг/ebitda – 0,3х
Рентабельность капитала ROE — 26,6%
Рентабельность активов ROA — 5.8%
EV/ebitda — 3.5
p/e — 8.2
p/b — 2.2
Из отчетности видно, что действительно в 2023 году продолжается рост показателей год к году, при чем с очень хорошим темпом роста. При этом рентабельность достаточно скромная, что по моему мнению свидетельствует о преобладании гособоронзаказа в структуре продаж. У Камаза для сравнения чистая рентабельность очень похожая, а вот рентабельность по ebitda гораздо лучше.
Очень большой вопрос как правильно правильно оценить компанию с учетом масштабов ее деятельности и темпов роста, которые она демонстрирует второй год подряд, а также с учетом отсутствующей коммуникации с акционерами и отсутствия дивидендов. Если брать среднее EV/EBITDA в секторе — то это 9, но там есть и крупные, и растущие компании, отлично коммуницирующие с акционерами. Да и рентабельность по EBITDA у большинства гораздо выше — 7-12%.
У Камаза среднее EV/ebitda 8 и вроде бы ТЗА можно оценить как Камаз, так как 51,8% акций ТЗА принадлежит Камазу и в его составе он оценивается по такому мультипликатору. Но Камаз гораздо крупнее и показатели у него лучше + коммуникация с акционерами более или менее нормальная хотя бы раньше была и иногда он платит дивиденды , поэтому напрашивается всё-таки дисконт хотя бы 30%. Еще больше увеличивать его я не буду, так как синергия с Камазом должна решать для ТЗА ряд проблем + ТЗА стал демонстрировать отличные темпы роста. Если на 2024 год у компании будут опять планы по увеличению производства и наладится коммуникация с акционерами — я скорее наоборот буду склонна снизить дисконт в оценке.
Таким образом, в расчет я возьму всё же как справедливый показатель EV/ebitda 5.0 и мультипликаторным подходом справедливая цена ТЗА на горизонте года оценивается в 280-290 рублей за акцию, апсайд 45%.
Дивиденды компания не платит уже очень давно и навряд ли она вернётся к их выплате в этом году, поэтому на их выплату я бы не рассчитывала.
Выводы
С одной стороны апсайд выглядит неплохо, тем более, что держим в уме потенциальную дальнейшую переоценку на увеличении производства и продаж. С другой стороны — чтобы этот рост реализовался, надо чтобы компания радикально улучшила коммуникацию с акционерами, чтобы они про нее знали и спокойно могли ее оценить, исходя из данных, которые предоставляет компания, а не читая Туймазинский вестник за последние два года.
Риски тут достаточно приличные: компания маленькая, ликвидность никакущая, триггеры роста вполне могут не реализоваться и рынок ТЗА просто никогда не сможет адекватно оценить. Но с другой стороны пока ТЗА выглядит одной из немногих ставок на оборонку, которые еще не переоценены рынком на тысячи процентов. Поэтому над идеей не зайти ли мне на небольшую долю в ТЗА я, пожалуй, всё же подумаю.
PS Лайк - если понравилась статья :-)
Подписывайтесь на мой блог на VC и телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
***Меня нет на других ресурсах кроме VC и telegram. Если вы видите мою статью на другом ресурсе без ссылки на меня - ее туда незаконно позаимствовали. Политика по копированию материала с данного канала здесь***
Интересно. Спасибо!
Посмотрите ещё на ЧКПЗ и Нижнекамскшину.
Постараюсь, но это не быстро)
А как насчет тех, кто не может себе этого позволить?
Не очень поняла вопрос?
Прогноз? Больше похоже на дикую догадку.
А Вы полагаете, что стоит применять какой-то другой показатель EV/EBITDA? Какой? Почему? Свою логику расчетов я пояснила. В EBITDA FY - не сомневаюсь вообще до той степени, до которой в принципе можно не сомневаться при том объеме информации, что я перелопатила.
не понятно зачем это здесь на vc...
Есть же проф.социальные сети на смартлабе, Пульс и т.д.
А че б и нет, тут же дело добровольное, и отписаться от автора можно легко
На VC если почитать описание раздела деньги - там есть слово «инвестиции». Поэтому тематика раздела допускает публикацию статей про инвестиции.