{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Акции ТЗА (TUZA): прогноз, справедливая цена и дивиденды 2023

скриншот из группы в ВК ПАО "ТЗА"

Когда меня подписчики спросили про акции ТЗА — первая реакция была «А кто это вообще?". Не, ну понятно, что раз спросили — оно торгуется на бирже. Но что это за компания я, если честно, вообще не представляла. Посмотрела по верхам: сначала показалось "ужас-ужас» — капитализация никакущая, коммуникация с инвесторами — и подавно, из отчетности давно уже только РСБУ, да и та с перерывом в 2022 году. Но потом, по мере чтения информации, я свое мнение поменяла. Поэтому предлагаю сегодня посмотреть на компанию повнимательнее и тоже с ней познакомиться, потому что что-то мне подсказывает, что и вы, скорее всего, про эту компанию тоже ни разу не слышали:-)

Чем занимается ПАО «ТЗА»

Туймазинский завод автобетоновозов (ТЗА) — один из лидеров российского рынка бетонотранспортной техники и одно из крупнейших машиностроительных предприятий России. Компания основана в 1980 году и входит в состав группы компаний ПАО «КАМАЗ» с 2004 года.

ТЗА производит широкий ассортимент продукции, включая:

  • Автобетоносмесители
  • Автобетононасосы
  • Стационарные и линейные бетононасосы
  • Распределительные стрелы
  • Мобильные бетонные заводы
  • Самосвальные прицепы
  • Шторные полуприцепы
  • Автокраны
  • Пеноподъемники пожарные
  • Оборудование для сортиментовозов и культиваторы
  • Металловозы и мусоровозы

То есть компания проектирует и производит спецтехнику для строительной, коммунальной, сельскохозяйственной и нефтегазодобывающей отраслей. Поставки идут как по России, так и на экспорт (Беларусь, Армения, Азербайджан, Казахстан, Иран, Египет и другие — около 20 стран) .

Флагманская продукция компании — автобетоносмесители (доля рынка 52-70% по разным данным) и автобетононасосы (доля рынка — 23-35% по разным данным) . Реализация продукции осуществляется через дилерские центры Камаз.

Активы предприятия сосредоточены в городе Туймазы республики Башкортостан и представляют собой 10 производственных цехов: экспериментальный, заготовительный, сборочно-окрасочный, механический, технологической подготовки, сварочный, черного и цветного литья и вспомогательный, а также административный корпус и склады. То есть это достаточно небольшой завод по меркам компаний, торгующихся на рынке, даже для третьего эшелона.

Такое расположение представляет собой и дополнительные риски: это небольшой город с населением в 68 тыс. человек и у компании наблюдается кадровый голод. ТЗА приходится привлекать студентов и и вахтовиков из Удмуртии. Год назад компания писала, что готова принять на работу до 150 человек, в этом году уже 500 человек — это очень много для компании со штатом около 1200 человек.

В 2022 году ТЗА выпустил более чем в два раза больше бетонотранспортной и прицепной техники чем годом ранее. Быстрому росту объемов производства способствовал выпуск прицепной техники. В планах на 2023 год у компании также было увеличение объемов производства. Согласно заявления менеджмента для реализации этих планов планировалось приобретение техники и расширение производственных площадей:

В следующем (2023 — прим. автора) году мы арендуем площадки технопарка «Мастер».

Сейчас на заводе задействован буквально каждый квадратный метр рабочей площади. Наша прицепная техника отлично себя зарекомендовала, заказами на нее мы обеспечены на несколько месяцев вперед. Основной заказчик – ПАО «КАМАЗ». Но мы также активно сотрудничаем с Казахстаном.

интервью генерального директора ПАО «ТЗА» изданию Туймазинский вестник

Что с приобретением техники сведений я не нашла, а вот производство в 2023 году действительно расширили:

– На сегодняшний день на заводе выпускается порядка 30 видов полуприцепов: шторные, бортовые в разном исполнении. Также сейчас мы осваиваем производство зерновозов на четырехосных агрегатах и шторных полуприцепов премиум-класса – с усиленными бортами и подвеской. Наша продукция пользуется спросом не только у крупнейших торгово-транспортных российских компаний, но и в Казахстане и Белоруссии. Объем заказов очень большой, поэтому 1 июля (2023 года — прим. автора) на базе «ТЗА» мы запустили «Туймазинский завод полуприцепной техники». Он располагается на территории промышленного технопарка «Мастер». Благодаря новым площадкам в следующем году мы планируем выйти на объем в 460 полуприцепов в месяц.

интервью ком. дир-ра ПАО «ТЗА» Викторий Сенаторовой изд-ю Туймазинский вестник

Соответственно у компании есть приличный драйвер для роста котировок акций в виде увеличения объемов производства и, как следствие, — улучшения финансовых показателей компании.

Вторым потенциальным драйвером роста может быть запуск производства техники двойного назначения:

Уход с российского рынка зарубежных компаний только на первый взгляд показался невосполнимой утратой. На деле же для многих предприятий это оказалось на руку, так как позволило нарастить объемы и расширить географию поставок.

Новыми возможностями своевременно воспользовалось и ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Здесь в 2,1 раза выросло число заказов на прицепную и полуприцепную технику. А еще предприятие запустило производство техники двойного назначения.

интернет-издание Туймазинский вестник, 03.03.2023

Компания включена в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, а это говорит о том, что заказы от Минобороны у них действительно есть. Как правило такие заказы менее маржинальны, чем коммерческие, так как выполняются в рамках гособоронзаказа с нормируемой маржинальностью. Но за счет объема это вполне может быть интересно.

Судя по интервью главы Туймазинского района от 10.10.2023 года на ТЗА в 2023 году также произошло увеличение отгрузки продукции год к году в два раза. Я не очень уверена, что это так и есть и что порядок цифр именно такой — очень уж это звучит оптимистично второй год подряд отгрузки х 2 к предыдущему году. Но в оптимистичный прогноз на 2023 год по отгрузкам возьму увеличение отгрузок на 80% к 2022 году, так как думаю, что за счет серийного выпуска новой продукции и новых производственных площадей отгрузки в 2023 году действительно должны были еще увеличиться. Тем более, что и.о. министра промышленности, энергетики и инноваций Тимур Герасимов в марте 2023 года тоже обещал двукратное увеличение отгрузок продукции ТЗА в 2023 году относительно 2022 года:

«Итоги деятельности завода за 2022 год демонстрируют положительную динамику. Во многом этому способствовал перенос производства прицепов из "Нефтекамского автомобильного завода" ("НефАЗ"-ИФ). Так, в 2022 году вместо запланированных 1,5 тыс. прицепов было произведено 2 тыс. прицепов всех видов. В 2023 году планируется произвести еще больше прицепов и автобетоносмесителей, общим количеством 4,391 тыс. изделий»

interfax-russia. ru

Поэтому на операционном уровне у компании просматриваются отличные перспективы как на 2023 год, так и далее на ближайшие пару лет.

Финансовые показатели ТЗА, справедливая цена и дивиденды 2023

По итогам 1 полугодия 2023 года:

Выручка — 4,9 млрд. рублей (+81% г/г)

ebitda — 0,2 млрд. рублей (+312%% г/г)

Чистая прибыль – 0,1 млрд. рублей (-20% г/г)

Рентабельность ebitda – 4%

Чистая рентабельность – 2%

Чистый долг/ebitda – 0,3х

Рентабельность капитала ROE — 26,6%

Рентабельность активов ROA — 5.8%

EV/ebitda — 3.5

p/e — 8.2

p/b — 2.2

Из отчетности видно, что действительно в 2023 году продолжается рост показателей год к году, при чем с очень хорошим темпом роста. При этом рентабельность достаточно скромная, что по моему мнению свидетельствует о преобладании гособоронзаказа в структуре продаж. У Камаза для сравнения чистая рентабельность очень похожая, а вот рентабельность по ebitda гораздо лучше.

Очень большой вопрос как правильно правильно оценить компанию с учетом масштабов ее деятельности и темпов роста, которые она демонстрирует второй год подряд, а также с учетом отсутствующей коммуникации с акционерами и отсутствия дивидендов. Если брать среднее EV/EBITDA в секторе — то это 9, но там есть и крупные, и растущие компании, отлично коммуницирующие с акционерами. Да и рентабельность по EBITDA у большинства гораздо выше — 7-12%.

У Камаза среднее EV/ebitda 8 и вроде бы ТЗА можно оценить как Камаз, так как 51,8% акций ТЗА принадлежит Камазу и в его составе он оценивается по такому мультипликатору. Но Камаз гораздо крупнее и показатели у него лучше + коммуникация с акционерами более или менее нормальная хотя бы раньше была и иногда он платит дивиденды , поэтому напрашивается всё-таки дисконт хотя бы 30%. Еще больше увеличивать его я не буду, так как синергия с Камазом должна решать для ТЗА ряд проблем + ТЗА стал демонстрировать отличные темпы роста. Если на 2024 год у компании будут опять планы по увеличению производства и наладится коммуникация с акционерами — я скорее наоборот буду склонна снизить дисконт в оценке.

Таким образом, в расчет я возьму всё же как справедливый показатель EV/ebitda 5.0 и мультипликаторным подходом справедливая цена ТЗА на горизонте года оценивается в 280-290 рублей за акцию, апсайд 45%.

Дивиденды компания не платит уже очень давно и навряд ли она вернётся к их выплате в этом году, поэтому на их выплату я бы не рассчитывала.

Выводы

С одной стороны апсайд выглядит неплохо, тем более, что держим в уме потенциальную дальнейшую переоценку на увеличении производства и продаж. С другой стороны — чтобы этот рост реализовался, надо чтобы компания радикально улучшила коммуникацию с акционерами, чтобы они про нее знали и спокойно могли ее оценить, исходя из данных, которые предоставляет компания, а не читая Туймазинский вестник за последние два года.

Риски тут достаточно приличные: компания маленькая, ликвидность никакущая, триггеры роста вполне могут не реализоваться и рынок ТЗА просто никогда не сможет адекватно оценить. Но с другой стороны пока ТЗА выглядит одной из немногих ставок на оборонку, которые еще не переоценены рынком на тысячи процентов. Поэтому над идеей не зайти ли мне на небольшую долю в ТЗА я, пожалуй, всё же подумаю.

PS Лайк - если понравилась статья :-)

Подписывайтесь на мой блог на VC и телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

***Меня нет на других ресурсах кроме VC и telegram. Если вы видите мою статью на другом ресурсе без ссылки на меня - ее туда незаконно позаимствовали. Политика по копированию материала с данного канала здесь***

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Stas

Интересно. Спасибо!
Посмотрите ещё на ЧКПЗ и Нижнекамскшину.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Постараюсь, но это не быстро)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Белова

А как насчет тех, кто не может себе этого позволить?

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Не очень поняла вопрос?

Ответить
Развернуть ветку
Сабина Никифорова

Прогноз? Больше похоже на дикую догадку.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

А Вы полагаете, что стоит применять какой-то другой показатель EV/EBITDA? Какой? Почему? Свою логику расчетов я пояснила. В EBITDA FY - не сомневаюсь вообще до той степени, до которой в принципе можно не сомневаться при том объеме информации, что я перелопатила.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашин

не понятно зачем это здесь на vc...

Есть же проф.социальные сети на смартлабе, Пульс и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

А че б и нет, тут же дело добровольное, и отписаться от автора можно легко

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

На VC если почитать описание раздела деньги - там есть слово «инвестиции». Поэтому тематика раздела допускает публикацию статей про инвестиции.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда