Микрофинансирование: игра по новым правилам

Рынок микрозаймов развивается довольно динамично. По данным СРО «МиР», по итогам III квартала этого года общий объем микрокредитов достиг рекордных 348,1 млрд рублей, что на 18,2% больше, чем год назад. Однако темпы роста постепенно снижаются, и в III квартале объем выданных займов вырос на 5,5%, тогда как во II — на 6,4%. Ситуацию, которая складывается в этом сегменте, перспективы его развития, важность внедрения цифровых сервисов и другие вопросы обсудили участники Евразийского Микрофинансового Конгресса

Виталия Чеснова и Алексей Чирков (Банк России) Фото: Евразийский Микрофинансовый Конгресс
Виталия Чеснова и Алексей Чирков (Банк России) Фото: Евразийский Микрофинансовый Конгресс

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВАЦИИ

Одним из важных факторов, оказывающих влияние на сферу микрофинансирования, становятся новые законы. Они вступят в силу в начале 2024 года и внесут изменения в закон «О потребительском кредите (займе) № 353-ФЗ. Об их содержании участникам мероприятия рассказала эксперт отдела разработки законодательных инициатив Департамента небанковского кредитования Банка России Виталия Чеснова.

«Первый — закон № 601-ФЗ, который на законодательном уровне устанавливает обязанность МФО и кредитных организаций по расчету показателя долговой нагрузки (ПДН) в отношении каждого заемщика. Это не новый показатель для регуляторного поля деятельности МФО. Он введен Банком России в 2019 году. На уровне Указания были даны рекомендации уведомлять заемщиков о расчете и назначении ПДН», — отметила она.

Закон № 601-ФЗ c основными изменениями

Установление обязанности МФО рассчитать ПДН по каждому заемщику

Цель: ограничение рисков, связанных с закредитованностью населения

- Расчет ПДН при предоставлении потребительского займа в сумме 10 тысяч рублей и более — ПДН рассчитывается также при выдаче займов в сумме менее 10 тысяч рублей

- Расширение перечня случаев расчета ПДН

- Обязанность МФО определить во внутреннем документе порядок расчетов сумы величины среднемесячного дохода заемщика

- Информирование заемщика о повышении ПДН

Источник: Банк России


Второй закон № 359-ФЗ направлен на уточнение порядка расчета полной стоимости кредита (ПСК). Он призван пресечь недобросовестные практики навязывания дополнительных платных услуг, а также обеспечить прозрачность механизма расчета ПСК.

«Содержание этого закона можно условно разделить на две части. Первая касается изменений в закон «О рекламе», которые устанавливают запрет на рекламу только привлекательных процентных ставок. Наряду с указанием информации о процентных ставках кредиторам также нужно будет указывать диапазоны значений ПСК. Достаточно только в процентах годовых», — продолжила Виталия Чеснова.

Кроме того, повышается уровень стандартной информированности заемщика о дополнительных платных услугах. Если кредитор предлагает такие услуги, то он обязан уточнить их полную стоимость. Красной нитью этого закона становится обеспечение права клиента на отказ от подобных услуг. Кредитор не сможет формировать условия, которые предполагают изначальное согласие заемщика на их получение.

Закон № 359-ФЗ с основными изменениями

Совершенствование порядка расчета ПСК

Цель: противодействие навязывания заемщику дополнительных платных услуг - обеспечение возможности точной оценки заемщиком своих расходов на получение и обслуживание потребительского займа

- Запрет на рекламирование только привлекательных процентных ставок; предоставление информации о диапазонах значений ПСК до информации о ставках

- Запрет на формирование кредитором условий, предполагающих изначальное согласие заемщика на дополнительные платные услуги

- Увеличение «периода охлаждения» для отказа заемщика от дополнительных услуг до 30 календарных дней

- Информирование заемщика о перечне, стоимости и праве отказаться от дополнительных платных услуг

Вступление в силу 21.01.2024

В настоящее время к публикации на cbr.ru готовятся разъяснения по применению положений 359-ФЗ

Источник: Банк России


Виталия Чеснова также рассказала о законе, в соответствии с которым в четырех Регионах России — Дагестане, Чечне, Башкирии и Татарстане — начался эксперимент по партнерскому (исламскому) финансированию. Он будет проходить в течение двух лет — с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года. В дальнейшем территория проведения эксперимента может быть расширена.

ОНЛАЙН-ЗАЙМЫ — ЭТО ВЫГОДНО

В начале лета 2023 года вступило в силу ограничение максимальной ставки по микрокредитам с 1% до 0,8% в день. При этом предельное значение стоимости займа снизилось с 365% до 292% годовых, а максимальный размер суммы переплат — до 130%. Центробанк также последовательно уменьшает макропруденциальные лимиты. С 1 октября 2023 года не более 15% заемщиков должны иметь ПНД выше 80% и не более 30% – от 50% до 80%.

Как отметил директор по развитию бизнеса CSBI Антон Соколов, эксперты прогнозируют снижение микрофинансового рынка на 5-10%. Из-за того, что регулятор ужесточает требования, многие МФО могут либо уйти с рынка, либо объединиться.

Артур Аванесян (Mandarin) Фото: Евразийский Микрофинансовый Конгресс
Артур Аванесян (Mandarin) Фото: Евразийский Микрофинансовый Конгресс

Директор департамента платежных сервисов Mandarin Артур Аванесян подчеркнул, что в ситуации, когда ужесточаются требования к МФО и снижается их доходность, игроки рынка могут сохранить маржинальность бизнеса посредством автоматизации своей деятельности, повышения эффективности платежных процессов и сокращения издержек. В этом им помогают современные финтех-платформы и их сервисы.

При этом на микрофинансовый рынок приходит все больше «качественных» с точки зрения риск-профиля клиентов. Заместитель директора по маркетингу НБКИ Владимир Шикин рассказал, что они интересуются займами как до 30 тыс. рублей, так и на более крупные суммы.

«Клиенты становятся восприимчивыми к условиям кредитования даже на коротких займах. Они выбирают лучшие предложения из представленных на рынке. Можно говорить о том, что заемщики становятся умнее. Другая причина изменения поведения потребителей — развитие маркетплейсов. В банковском секторе львиная доля трафика по заявкам на банковские кредиты формируется ими. У клиентов есть возможность выбирать лучшие условия. Это приходит и на рынок микрокредитования», — подытожил он.

Одним из важнейших конкурентных преимуществ МФО становится развитие онлайн-кредитования и внедрение современных цифровых сервисов. Сегодня доля микрокредитов, которые выдаются онлайн, составляет около 75%

«Выдача онлайн-займов становится все более популярной, этот тренд мы наблюдаем со времен пандемии. Люди привыкли получать товары и услуги через сайты, и им гораздо удобнее оформить кредит с компьютера или смартфона, чем ехать за ним в офлайн-офис. Работа с клиентами через интернет выгодна МФО. Благодаря автоматизации платежных процессов как на этапе выдачи займов, так и на этапе возврата и иным технологическим возможностям они могут увеличить свои бизнес-показатели минимум на 15% и обеспечить свое устойчивое развитие в новых условиях», — отметил Артур Аванесян.

Подключение к финтех-платформе Mandarin позволяет автоматизировать процесс выдачи и сбора средств без затрат, в том числе с использованием сложных и нестандартных платежных сценариев. МФО могут сократить комиссии на 20-100% за счет использования токенизации, умной маршрутизации и приема оплаты без комиссий за транзакции.

Платформа также дает возможность проверять и идентифицировать клиентов в соответствии с законом № 115-ФЗ, увеличивать количество займов и бесшовных дополнительных продаж, организовать выгодное и удобное погашение займов с помощью канала приема платежей card2account (ATF) и автоматизировать взыскание долгов.

Использование современных технологий приносит пользу и тем микрофинансовым компаниям, которые предпочитают работать в офлайн-среде. У них есть возможность выдавать займы не только наличными, но и на карту. По данным Mandarin, при оформлении кредитов переход на банковские карты в отделениях повышает собираемость по выданным займам минимум на 10%

Кроме того, благодаря онлайн погашению платежи по кредитам зачисляются на счет для выплат практически сразу, без перерывов на выходные и праздничные дни.Тем самым удается избежать кассовых разрывов и не отвлекать средства МФО на подкрепление ликвидностью – это позволяет сократить издержки еще минимум на 25%-30%. Заемщики, которые могут погашать их онлайн, не предпринимая каких-либо действий, становятся более лояльными к кредиторам.

СКОЛЬКО СТОИТ КЛИЕНТ

Участники Евразийского Микрофинансового Конгресса обсудили и такой важный вопрос, как инструменты, перспективы и ограничения в управлении стоимостью привлечения новых клиентов. Управляющий директор МФК «Лайм-Займ» Олеся Киселева поделилась опытом компании по гибкому формированию клиентского портфеля в изменившихся условиях. Она подчеркнула значимость беспроцентных займов для привлечения клиентов и сотрудничества с лидогенераторами, а также рассказала о возможной стратегии снижения стоимости привлечения заемщиков для крупных и средних МФО.

Уменьшить стоимость лида позволяет повышение качества верификации клиента. С одной стороны, это зависит от качества скоринговых решений, а с другой — от появления дополнительных регуляторных и государственных доступов, что обеспечит более высокий уровень идентификации клиентов

Качество идентификации заемщиков компанией приводит к повышению доли одобренных заявок. Второй подход, на реализацию которого потребуется гораздо больше времени, связан с консолидацией крупных игроков и работой над усилением собственных брендов.

«Сейчас клиенты в 90% случаев не привязаны к конкретной компании: они пользуются платформами-агрегаторами, где смотрят разные ставки и предложения. Это касается и повторных клиентов: только небольшая доля идет по своему цифровому следу и смотрит пришедшие ранее SMS и e-mail-рассылки или заходит в историю браузера, чтобы найти уже знакомую компанию. В основном, заемщики возвращаются к лидогенераторам. Поэтому, чем крупнее будут игроки и чем значимее будет название конкретной компании, тем меньше будет у клиента интерес к агрегатору и тем больше станет потенциально брендовый трафик», — рассказала Олеся Киселева.

На Евразийском Микрофинансовом конгрессе обсуждались и такие актуальные темы, как кибербезопасность, антифрод, тренды рынка инвестиций и другие.

44
4 комментария

Полезная информация

2
Ответить

Доброе утро! Спасибо!)

1
Ответить

с 21.01.2024 у МФО начнётся новая эпоха ))

2
Ответить

Добрый день! Согласна с Вами

Ответить