Пример 3.
Кофейня за месяц продала 1000 стаканчиков кофе по 100 руб. Стоимость зёрен на один стаканчик и самого стаканчика – 25 руб. Зарплата баристы с отчислениями в социальные фонды – 45 тыс. руб. Аренда точки с кофемашиной – 40 тыс. руб. То есть на каждом проданном стаканчике владелец кофейни терпит убыток 10 руб. Что ему нужно сделать, чтобы максимально улучшить финансовый результат: удвоить продажи, уполовинить продажи или закрыть кофейню?
Нужно рассчитать маржинальный доход при разных стратегиях продаж. Стоимость зёрен на один стаканчик и самого стаканчика - переменные расходы. Они увеличиваются на 25 руб. при каждой продаже. Зарплата баристы и аренда - постоянные расходы. Они останутся неизменными, если объем продаж увеличится или уменьшится.
Маржинальный доход при текущем положении дел = 1000 стаканчиков * (100 руб. - 25 руб.) = 75 руб. Значит, на покрытие постоянных расходов остается 75 тыс. руб. Неплохо, но постоянные расходы составляют 85 тыс. руб., поэтому владелец кофейни терпит убытки.
Вариант 1: удвоить продажи.
Маржинальный доход = 2000 стаканчиков * (100 руб. - 25 руб.) = 150000 руб. Из них 85 тыс. руб. уйдет на покрытие постоянных расходов, оставшиеся 65 тыс. руб. - прибыль.
Вариант 2: уполовинить продажи.
Маржинальный доход = 500 стаканчиков * (100 руб. - 25 руб.) = 37500 руб. Постоянные расходы никуда не делись, поэтому убыток увеличится до 47500 руб.
Вариант 3: закрыть кофейню. Маржинальный доход = 0 руб. Постоянные расходы = 0 руб. Финансовый результат = 0 руб.
Интересная статья с простыми и понятными выкладками. Иногда нужно думать проще, а не размышлять сложными англоязычными терминами со стаканом матчи за маком.
Спасибо! Такая задумка и была. Если нравится такой формат, приглашаю в мой телеграм-канал "Переводчик с бухгалтерского" https://t.me/accwhisper - я там простым языком объясняю какую пользу можно извлечь из бухгалтерии.
Куда так много наклонного текста(
Примеры обычно наклонным шрифтом выделяю, чтобы от основного текста отделить. Думал, так удобнее читать.
А где "черные лебеди"? Когда четыре года бизнес показывает прибыль, а на пятый ловит иск, уходит в историю, а учредитель садится по субсидиарке. "Раз в год и палка стреляет".
Расчет точки безубыточности от "черных лебедей" не спасет, как и весь классический финанализ :(
с дивана оно виднее конечно, но
почему не учли Смешанные затраты (меняются скачкообразно в зависимости от роста продаж) например в случае с кофейней - при пиковой нагрузке затраты на ремонт оборудования.
И еще ряд спорных пунктов из-за примитивности примеров бизнеса, конечно не заслужили внимания. Но в случае серьезных примеров довольно важные...