Как российскому бизнесу выйти на зарубежные рынки? Меры поддержки от Фонда «Сколково», ФСИ и Минпромторга России

Многие компании заинтересованы в выходе на зарубежные рынки - это открывает широкие возможности для развития бизнеса. Однако, зачастую из-за недостатка понимания специфики работы в той или иной стране, отсутствия локальных партнёров и ограниченных бюджетов, компаниям не удаётся преодолеть возникающие барьеры и удержаться на плаву в выбранном регионе.

В этой статье рассказываем о том, как российские институты развития поддерживают отечественные компании при выходе на зарубежные рынки, помогая им развивать нетворкинг и адаптироваться к локальным бизнес-особенностям.

Как российскому бизнесу выйти на зарубежные рынки? Меры поддержки от Фонда «Сколково», ФСИ и Минпромторга России

Фонд «Сколково»

Фонд «Сколково» реализует всесторонние меры поддержки высокотехнологичных проектов. Своим резидентам он предоставляет ряд налоговых льгот, доступ к специальным грантовым возможностям и инфраструктуре. Также Фонд развивает инициативы, направленные на поддержку компаний-резидентов, заинтересованных в выходе на международный рынок. Ниже рассказываем о них подробнее.

Зарубежные бизнес-миссии

«Сколково» предоставляет своим резидентам услугу по организации отраслевых B2B и B2G встреч с потенциальными партнёрами в рамках международных мероприятий или выездов в целевую страну. Участие в бизнес-миссиях особенно актуально для компаний, которые хотят ближе познакомиться с выбранным регионом, узнать тренды в целевой индустрии, найти новые возможности сотрудничества.

Услуга включает формирование списка релевантных партнёров и сопровождение переговоров. Отдельный плюс - участники «Сколково» могут возместить затраты на логистику за счет микрогранта. Что интересно, участникам также доступна возможность пройти бизнес-миссию онлайн, без выезда за рубеж.

Стоимость услуги варьируется в зависимости от условий договора (существует бесплатный формат). Срок подготовки к бизнес-миссии составляет 2–12 недель (в зависимости от активности). Подробности - здесь.

Отметим, что один из наиболее популярных в данный момент - регион ЮВА: последние бизнес-миссии проходили в Индии и Индонезии.

Программа «Международное развитие бизнеса»

Инициатива реализуется Департаментом международного сотрудничества совместно с представительством «Сколково» в КНР в Пекине. В рамках программы участникам предоставляется широкий спектр возможностей поддержки для развития на международных рынках, в том числе рынке СНГ. Участие в программе будет актуально для компаний, заинтересованных в масштабировании: адаптации продукта под локальные нужды и поиске заинтересованных в сотрудничестве партнёров (в России и за рубежом).

Программа длится от 6 до 12 месяцев и включает в себя два направления:

  • Стратегия международного развития (разработка стратегии по продвижению продукта за рубежом)
  • Развитие бизнеса (комплекс активностей: от консультаций по выбору рынка и целевых партнёров до кастомизации маркетинговых материалов)

При заключении договора компания может выбрать подходящие сервисы и услуги в зависимости от запроса. Подробности - здесь.

Программа «Содействие в выходе на региональные рынки и рынки стран СНГ»

Программа реализуется Департаментом регионального развития и представляет широкий спектр возможностей поддержки продвижения компаний в регионах России и странах СНГ. Особенно актуальна для компаний, стратегия которых предполагает поэтапный выход на зарубежные рынки: от стран СНГ к регионам дальнего зарубежья. Программа рассчитана на 6-18 месяцев и включает несколько сервисов:

  • Масштабирование бизнеса (комплекс активностей: от поиска партнёров до содействия в сертификации продукта в странах СНГ)
  • Стратегия развития бизнеса в регионах (разработка стратегии по продвижению продукта)
  • Привлечение инвестиций (консалтинг по привлечению финансирования для международной экспансии бизнеса)

При заключении договора компания может выбрать подходящие сервисы и услуги в зависимости от своего запроса. Подробности - здесь.

Напомним, что у «Сколково» есть сеть партнёров в регионах и СНГ, а также действующие Соглашения с регионами РФ и странами СНГ, что обеспечивает высокую эффективность программы.

Программа «Китай. Выход на рынок и привлечение инвестиций»

Инициатива реализуется Офисом «Сколково» в Китае (Пекин), её цель - продвижение компаний на рынок КНР и привлечение к сотрудничеству китайских инвесторов. Сроки и стоимость участия в программе варьируются в зависимости от договора.

Инициатива включает несколько сервисов, которые преимущественно представляют собой набор услуг по выбору:

  • Консультации и исследования (анализ продукта и его потенциала, анализ маркетинговой кампании, рекомендации по продвижению)
  • Разработка стратегии выхода на рынок КНР (анализ рынка и конкурентов, рекомендации по выводу продукта на рынок)
  • Сопровождение процесса выхода на рынок (консультации по выбору рынков, организация В2В-встреч с потенциальными партнёрами)
  • Организация приземления на китайский рынок (консультации по выбору акселераторов, инкубаторов, технопарков Китая, анализ возможностей получения грантового финансирования)
  • Привлечение инвестиций (консалтинг по привлечению финансирования для международной экспансии бизнеса)

Компания может выбрать подходящие сервисы и услуги в зависимости от своего запроса. Подробности - здесь.

Как видите, для резидентов «Сколково» открыто много интересных возможностей поддержки развития бизнеса на зарубежных рынках. Если хотите узнать больше об особенностях получения статуса резидента и других льготах и привилегиях, которые он даёт - посмотрите наше короткое видео.

Фонд содействия инновациям (ФСИ)

Напомним, что ФСИ оказывает поддержку проектам и компаниям, ориентированным на инновационную деятельность. В рамках программы «Интернационализация» Фонд поддерживает развитие международного сотрудничества в научно-технической сфере. Грантовую поддержку в размере до 30 млн рублей могут получить компании, которые реализуют совместные проекты по разработке и освоению выпуска новых видов продукции с участием зарубежных партнёров.

В зависимости от особенностей конкретного конкурса, срок реализации проекта варьируется от 18 до 24 месяцев. А объём внебюджетного софинансирования, как правило, составляет не менее 15% от суммы гранта. Принимать участие в конкурсе могут юридические лица, у которых нет открытых договоров с Фондом. Опыт зарубежных поставок является преимуществом.

Конкурсы по данной программе проводятся 1–2 раза в год. Один из последних был ориентирован на развитие сотрудничества между российскими и узбекистанскими инноваторами. Мы писали о нем здесь. Обязательно посмотрите материал: он даёт хорошее понимание особенностей работы программы «Интернационализация».

Следующие конкурсы по этой программе мы ожидаем увидеть в 2024 году. Подписывайтесь на наш Тг-канал: мы всегда следим за информацией об актуальных конкурсах и разбираем особенности работы с ними.

Минпромторг России

У Минпромторга также есть ряд инициатив по поддержке бизнеса, заинтересованного в выходе на международную арену. Например, ежегодно ведомством формируется сводный план участия в выставочных и конгрессных мероприятиях на территории России и за рубежом, который публикуется на официальном сайте (также список официальных мероприятий и деловых миссий публикуется на портале «Мой экспорт»).

Компания может выбрать интересующую выставку, связаться с контактным лицом, указанным на сайте и обсудить возможности участия в мероприятии, запросив информацию об условиях участия в качестве экспонента/участника деловой программы. Минпромторг возмещает расходы компании на аренду выставочной площади, обязательные сборы организаторов мероприятия и регистрационный сбор. Поддержка предоставляется юридическим лицам или ИП, при условии, что они являются непосредственными производителями или официальными поставщиками продукции. Больше информации о мерах поддержки Минпромторга - здесь.

Спасибо, что прочитали эту статью! Если интересуетесь возможностями развития бизнеса на зарубежных рынках - загляните на наш YouTube-канал. В этом плейлисте полезные видео о том, как открыть бизнес за рубежом и какие страны наиболее лояльны к российским стартапам.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях!

11
Начать дискуссию