Как перестать тушить пожары и начать планировать финансы?

Три этапа управления финансами

В финансах можно выделить три шага от тушения пожаров до планирования. Это относится как к личным финансам, так и к корпоративным.

Что это за этапы:

1. Фиксация прошлого

2. Контроль настоящего

3. Планирование будущего

Разберем каждый этап детальнее.

Этап 1. Фиксация прошлого

Почему речь именно о прошлом? Когда мы фиксируем траты, приходы, которые уже произошли, скажем, неделю назад, то мы не можем ничего сделать с этими деньгами. Прошлое невозможно изменить или контролировать, только можно его зафиксировать как произошедший факт. Можно поспорить, что есть возможность вернуть купленное, распределить доходы, но это уже управление последствиями.

На этом этапе мы учимся анализировать и принимать какие-либо правила. Например, больше тратить на маркетинг, если, потратив 5 000 руб, мы заработали 100 000 руб. Или не ходить в клуб с друзьями после зарплаты, если потрачена была половина этой зарплаты за вечер.

Мы здесь в роли догоняющих, все время находимся в состоянии позади происходящего. Большинство семей и компаний, ведущие свои финансы, зависают на этом этапе. Как ни странно, многие сдаются в учете финансов именно на этом этапе, так как нет ощутимых результатов. Приходят мысли: "Я вижу, что все плохо, но ничего поделать не могу".

Чтобы не зависать на этом и двигаться дальше, нужно скорее переходить к следующему этапу.

Этап 2. Контроль настоящего

Как вы поняли, на этом этапе мы контролируем, что происходит именно сейчас. Можно отсеивать какие-то траты или больше фокусироваться на заработке денег. Если представить денежный поток как воду в трубе, мы начинаем контролировать кран с приходящей водой и кран с уходящей водой.

На этом этапе учатся принимать решения в моменте исходя из принятых правил. Например, когда нужно оплатить зарплату, аренду офиса и корпоратив, мы оплачиваем только самое важно, зарплату. Или при выборе между купить продукты домой за 3 000 руб на несколько дней или сходить в ресторан за 10 000 руб, мы выбираем готовку дома.

На этом этапе у компаний появляется платежный день и ответственный за платежи. Либо правила оплаты счетов, критерии расставления приоритетов, а у семей приоритеты по тратам. Иногда здесь вводят систему фондов (конвертов). Мы в роли бегущего в ритме происходящего. Мы видим все, что происходит и принимаем решения прямо сейчас.

Этап 3. Планирование будущего

На этом этапе мы берем деньги под контроль. Мы решаем, как будет устроено будущее. Этот этап невозможен без контроля настоящего и фиксации прошлого. Если мы не будем понимать факты из прошлого, мы вряд ли нормально спланируем деньги. А если не контролируем траты в моменте, вряд ли план будет реализован.

На этом этапе мы учимся сонаправлять цель с финансовыми показателями и составлять правила принятия решений уже на основе плана. Например, я хочу купить себе автомобиль за 3 млн руб, поэтому мне нужно увеличить свой доход до 500 тыс руб и снизить расход до 150 тыс руб. Или мы ставим планку, вырасти в 2 раза за год, поэтому будем больше тратить на маркетинг и продажи.

Многие пытаются перепрыгнуть первые два этапа и начать сразу ставить планы, финансовые цели, но не достигают этого из-за отсутствия даже простого контроля трат. С такими условиями мы даже не поймем, движемся по плану или нет. Деньги тратятся неэффективно и доход не растет. Как минимум контроль происходящего нужно выстроить.

На этом этапе у компании появляются финансовые модели, а у семей финансовый план. При этом мы становимся уже довольно прокаченные в предыдущих двух этапах, чтобы эти планы реализовывать.

44
4 комментария
Комментарий удалён модератором

да прошлое точно лучше не вспоминать, а только строить будущее))

1
Ответить

Примерно так:)

Ответить

Было бы славно научиться контролировать эти ваши финансы...

1
Ответить

Вообще для этого есть хорошие эксперты по личным финансом и финансовые директора. Я сам несколько раз был финансовым директором компаний с выручкой от 200 млн до 2 млрд рублей в год

Ищите экспертов, если самим трудно)

Ответить