Живой реквизит: как работает фотобизнес на животных

фотоархив Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы/Сергей Беляев
фотоархив Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы/Сергей Беляев

Мы идем в театр по улице Барклая, как вдруг на входе к нам подлетают молодые парни с совами на руках и предложением сфотографироваться с птицами. Настроение испорчено этим незапланированным событием, напоминающим о том, что живые существа с интеллектом и чувствами для кого-то — игрушки.

К сожалению, это бизнес. К таким животным их владельцы порой относятся с равнодушием, как к реквизиту. Да и горожане фото с милыми птичками нередко расценивают как развлечение. Многие пока не задумываются о том, в каких условиях содержатся животные.

Спрашиваю прохожих, как они считают, можно ли фотографироваться с птицами на улице. Мнения разные:

— Нет, это негуманно по отношению к птицам.

— Да, можно с белыми голубями. Они ручные, и, если улетают, то потом обязательно возвращаются домой.

Помимо уличных дельцов, которые подкарауливают наивных граждан возле театров, парков и цирков, найти подобных фотографов легко в интернете. Здесь около шести тысяч объявлений о фотосессиях с любыми птицами только в одной Москве — от ястребов и сов до экзотических попугаев и туканов.

Иногда попадаются совсем уж оригинальные способы выманивания денег у любителей животных — так, на днях в Северной столице женщина с уткой-кряквой на поводке собирала подаяние в метро.

— Живой «реквизит» раз в полгода–год умирает и заменяется новым, поскольку содержать правильно хищную птицу дороже, чем купить новую незаконно отловленную браконьерами из леса сову или ястреба. Нельзя содержать хищника в клетке вместо просторного вольера и кормить магазинным мясом. Но цель «бизнесменов» — не сохранить жизнь животного, а заработать как можно больше денег. И в этом все средства хороши, ведь «реквизит» должен себя окупать, — говорит ветеринар-орнитолог Мария Маркина, пишет «Вечерняя Москва».

Снегири не улетят

Я открываю интернет и изучаю различные студии, предлагающие фотосессии с животными. Если животные не краснокнижные, часто это вполне законно, и вопрос, скорее, касается этики и морали. Исключение — случаи контрабанды, когда под видом ручных разводных птиц предлагают диких жако и других пернатых, переправленных без документов в чемоданах самолетами.

Вот, к примеру, объявление об аренде снегирей. Снегири — дикие лесные птицы, в отличие от попугаев, выращенных в неволе. К слову, один какаду стоит около 150 тысяч рублей, и вряд ли владелец захочет подвергать своего питомца длительному стрессу. Зато снегирей отлавливают в лесу бесплатно, подрезают крылья, то есть превращают в инвалидов, чтобы не улетели. И все это безнаказанно.

Про сов фотографы говорят, что это ручные птицы, выращенные в неволе, — вот документы, вот кольца. И не придерешься ведь.

видео снято при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей города Москвы

— Совы и другие хищники, которых выдают за домашних, на самом деле выращены либо из яиц, незаконно собранных в лесу, либо это птенцы, также пойманные в природе, — комментирует Сергей Бурмистров, начальник отдела сохранения биоразнообразия Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы. — То есть налицо незаконное изъятие диких пернатых из природы, а также незаконная коммерческая деятельность — фотографы на улице не выдают кассовые чеки и часто не имеют разрешения на такую деятельность. Только за последнее время мы изъяли двадцать сов.

— Многие сознательные граждане переживают за судьбу животных, находящихся в неестественной среде обитания, и сообщают нам о таких случаях. Департамент оперативно реагирует на эти обращения. Так, за 2021 год нам поступило уже более 30 сообщений с вопросами о законности нахождения представителей животного мира. По данным фактам были проведены проверки, возбуждены дела об административном правонарушении. Виновные привлечены к административной ответственности, животные изъяты и направлены в Центр передержки и реабилитации диких животных департамента, — комментирует Денис Алексеев, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.

Спасите птицу

Что же делать, если вы заметили фотографов на улице, обнаружили кафе или контактный зоопарк, где совы выглядят потрепанными и больными?

Во многих странах существуют парки птиц, где посетители прогуливаются, а птицы сами подходят к ним для фото. Для пытливых пернатых это развлечение, никто не заставляет животных целый день в духоте сидеть на одном месте и слушать шум, что ведет к стрессу и болезням. Так, в парке птиц возле водопада Игуасу белошейный ибис теребил мои шнурки, попугай подлетел и сам сел на голову, а венценосные голуби бегали под ногами. Все это происходило не на шумной городской улице, а именно в парке, среди деревьев.

В случае с живым реквизитом это не так. Здоровые с виду животные могут только казаться такими. На деле же их постоянно заставляют работать, а взамен, как правило, — полное равнодушие. Владельцев мало волнуют условия содержания, режим отдыха и рацион питания подневольных питомцев.

При обнаружении птицы в качестве живого реквизита в городе необходимо звонить в полицию по номеру 102. Не стоит подходить к фотографам и спугивать их, заводя разговор. Лучше спокойно дождаться приезда полиции за углом и показать им «предпринимателей». Данные о нарушителях полиция перенаправит в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы самостоятельно.

Нередки случаи, когда совы и правда являются домашними любимцами и о них хорошо заботятся. Попадают обаятельные хищники к любителям с травмами и ранами или сиротами.

Действительно ли птенцы выпадают из гнезд?

В мае — июне нередко дети приносят домой слетков певчих птиц, чем их и губят. Слетки — это птенцы-подростки. В мае — июне у пернатых малыши нередко выпрыгивают из гнезд и рассеиваются по окрестностям, еще не умея летать. В свою очередь, дети по незнанию приносят таких птенцов домой, желая спасти найденышей. На деле это может губительно сказаться на дальнейшей судьбе птенцов. Выкормить таких малышей можно только насекомыми. Если это и удастся сделать в домашних условиях, то потом встанет вопрос, а куда девать ручную птицу, уже не способную выжить в лесу.

Исключение — стрижи. Человеческий уход в дальнейшем не помешает им присоединиться к своим сородичам. Так, если вы нашли птенца стрижа, то каждые два часа ему необходимо заталкивать в клюв брюшки банановых сверчков. Это лакомство можно заказать в зоомагазине по интернету. Когда стриж подрастет, он взлетит с возвышения и присоединится к стае, в августе улетающей в Африку.

Впрочем, выпадение из гнезд — не единственная причина потери птенцов. Повальное увлечение покосами травы и стрижкой кустарников в период гнездования привело к тому, что каждый год пернатые гибнут, когда их гнезда и птенцов демаскируют.

Дороги — еще один источник неприятностей для птиц. Когда вы находите здоровую дикую птицу, которую лишь оглушило от удара об автомобиль, не нужно ее спасать. Лучше всего отнести птаху подальше от шоссе и там оставить.

Если птица ранена, то ее помещают в коробку, а не в клетку. Затем найденыша следует как можно быстрее показать ветеринару-орнитологу либо отвезти в Центр реабилитации животных.

Важно

Если вы увидели на улице птицу или дикое животное, особенно такое, которое нуждается в помощи, позвоните на горячую линию единой справочной службы мэрии Москвы +7 (495) 777-77-77. Специалисты без замедления приедут на место и помогут ему. В других городах есть свои центры, например, «Велес» и «Феникс». Можно самостоятельно отвезти птенца ветеринару-орнитологу, который позднее уведомит департамент о происшествии.

55