Экотакси в Москве: бизнес или благотворительная инициатива

Разбираемся на примере «Собиратора».

Экотакси в Москве: бизнес или благотворительная инициатива

Обычно, чтобы сдать мусор на переработку, его нужно вымыть и разделить на фракции, потом самостоятельно довезти до пункта приёма. Проверенные пункты могут быть далеко от вашего дома и принимать не все виды отходов.

Экотакси — сервис, который избавляет от необходимости везти мусор в пункты приёма самостоятельно. Пользователь заказывает машину, которая забирает разделённое и чистое вторсырьё у подъезда, а затем проверяет и отвозит на переработку.

Самый известный такой сервис в Москве — «Экомобиль» от проекта «Собиратор», некоммерческой организации, которая помогает людям и бизнесу стать экологичнее. Мы поговорили с руководителем проекта Леонидом Синицыным. Он рассказал, из чего складывается себестоимость услуги, можно ли разбогатеть на вывозе вторсырья, и объяснил, с какими трудностями сталкивается «Экомобиль».

Леонид Синицын
руководитель проекта «Собиратор»

Из «Экотакси» в «Экомобиль»

«Экомобиль» — часть большого проекта «Собиратор», которому понадобился вывоз вторсырья и вещей для благотворительных фондов на наш склад. Так мы могли накопить достаточные для передачи на переработку объёмы сырья и просто набраться опыта в вывозе и логистике.

Сперва проект назывался «Экотакси». Но мы отказались от этого слова, потому что устали отвечать на вопросы о скорости сбора: «Почему вы приезжаете только на следующий день, а не через полчаса? Это же такси!» Название «Экомобиль» оказалось в тему.

Около полугода мы бесплатно вывозили вторсырьё по заявкам из Москвы. Это обходилось в несколько сотен тысяч рублей каждый месяц. Мы делали это, чтобы укрепить авторитет нового проекта и поддержать другие экологические инициативы «Собиратора» — например, волонтёрские акции по сбору вторсырья или наши мероприятия.

Мы внимательно разделяем понятие «мусор» и «вторсырьё». Мусор — ненужное, грязное и неприятное, а вторсырьё — то, что заботливо разложено по видам и подготовлено к передаче переработчику. Проект «Собиратор» занимается именно вторсырьём.

Из чего складывается цена на вывоз вторсырья

По результатам нашего эксперимента мы решили, что будем вывозить вторсырьё по себестоимости — сейчас вывоз стоит 1400 рублей. Сюда входит зарплата водителя с собственным грузовиком и все расходы на его автомобиль. Также погрузки, разгрузки, хранение.

Ещё одна важная статья расходов — обработка уже отсортированного вторсырья. В среднем это стоит от 10 до 15 рублей за килограмм. К нам всё приезжает в маленьких пакетиках, собранных по инструкции. Допустим, пользователь аккуратно всё собрал и упаковал, то есть рассортировал все виды пластика по разным пакетам и подписал их, чтобы не было путаницы. На то, чтобы развязать, проверить и высыпать всё в большую ёмкость, которая копит сырьё, нужно время. На одной только этой операции у нас ежедневно занято два сотрудника, их базовая зарплата — 50 000 рублей, не считая премий.

Перед отправкой переработчику сырьё нужно спрессовать — это тоже затратная операция. Чтобы снизить издержки, наша команда работает даже по ночам — так оборудование не простаивает. Некоторые виды вторсырья (любой вид ПЭТа, кроме стандартных питьевых бутылок, а также, например, пенопласт) довозить до переработки приходится за свои деньги, потому что они обходятся дешевле логистических затрат. Бывает, батарейки, электронные сигареты, ветошь возим даже в другой город — например, если в Москве и ближайших городах нет ни одного переработчика какой-то фракции.

Но в вопросе себестоимости есть и другая важная деталь. Типичные виды вторсырья вроде бутылок или банок можно сдать во дворе. Мы всячески рекламируем городскую систему сбора вторсырья — синие баки. Но сами мы делаем упор не на три-четыре ликвидных вида вторсырья, которые легко собрать и продать, а на «редкие» типы: те, которые требуют денег на каждом этапе утилизации.

Количество вторсырья для нас не важно: мы не заработаем на нём, поэтому «копить» его специально для нас нет смысла.

Как привлечь пользователей новыми тарифами

Наш базовый тариф — 1400 рублей. За эти деньги грузовик с водителем заберёт вторсырьё прямо из квартиры. Люди сдают сырьё по-разному: от раза в месяц до раза в год, но каждый день 5–6 наших машин одновременно ездят по Москве и собирают заказы.

У нас есть тариф «Соседи»: один человек может сдать вторсырьё от нескольких семей и доплатить нам небольшую сумму за количество — порядка 150–200 рублей за семью. Конечно, никто не проверяет, сколько действительно семей живёт по одному адресу: всё работает на честности, наша аудитория не склонна обманывать. Все участвуют в одном общем деле и понимают ценность этого мероприятия.

Экотакси в Москве: бизнес или благотворительная инициатива

Также у нас есть тариф «Замкадье» — цена зависит от расстояния. В пределах 10 км — 1700 рублей, в пределах 45 км — 5000 рублей.

Есть тариф с консультантом: «Экомобиль Плюс»: к клиенту приедет «тренер по вторсырью», проанализирует его мусорку и расскажет, как правильно разделять именно те виды сырья, которые накапливаются у него постоянно. Затем он заберёт всё и отвезет к нам на склад. Если эксперт не выезжает за пределы МКАД, цена на услугу — 3500 рублей.

Как мы помогаем бизнесу стать экологичным

Работа с организациями — отдельный сегмент экономики «Собиратора». Большая часть наших сотрудников, около 50 человек, занята именно на работе с бизнесом. Но это не вывоз вторсырья — это обучение сотрудников, проведение экообразовательных мероприятий, позиционирование бренда, консалтинг, рекламные кампании, промоакции.

Вторсырьё в этом сегменте имеет очень небольшое значение, особенно в деньгах. Мы даже отказываемся от вывоза сырья из компаний, с которыми не работаем с образовательной точки зрения. Потому что обычно люди, которые не знают всех деталей, сдают мусор как придётся.

В обучении мы используем различные способы взаимодействия: лекции, тренинги, мастер-классы, квесты с сотрудниками компании. Мы проводим марафоны, записываем видеокурсы. Конечно, снабжаем офисы инфраструктурой для сбора. Например, красивыми боксами для типичного вторсырья или для всяких редкост��й. Для новичков важно, чтобы боксы не были похожи на мусорки, не отталкивали и в принципе мотивировали подойти к ним и рассортировать вторсырьё.

Некоторые компании приходят к нам через заявку на вывоз: «Заберите то, что мы уже собрали». Но большинство — с другим запросом: «Научите нас, сделайте нас экологичными». Теперь проект «Собиратор» делает даже рекламные кампании под ключ для любого бренда: промоакции, дизайн, креатив, съёмки и так далее. У нас есть собственный продакшен и партнёр — рекламное агентство OMNIMIX.

Мы поворачиваем маркетинговые бюджеты компаний и всю их экономику вообще в экологическую сторону. Так, чтобы бизнес не сделал ошибок и каждый рубль был потрачен эффективно. На каждом этапе мы обучаем сотрудников, при этом просвещение ведётся не за наш счёт, а за счёт маркетинговых бюджетов крупных компаний.

Мы постоянно работаем с бизнесом: на этой задаче ежедневно заняты два десятка менеджеров. В «Экомобиле» популярны промоакции, в которых пользователь получает что-то, сдавая сырьё. Например, Colgate давал бонусы за вывоз вторсырья и частично их оплачивал — заказов стало в два раза больше: их число увеличилось с 600 до 1200 каждый месяц.

Трудности «Экомобиля»

Основная сложность — плохо развитая транспортная сеть: далеко ездить по пробкам. Ведь «Экоцентр» и приём стольких видов вторсырья — предприятие, которое сложно организовать, его не создашь на каждом углу. А большой автомобиль, которым логично было бы подъехать, не может крутиться по дворам. Приходится на небольших грузовичках ездить, объём ограничен. Конечно, всё это увеличивает затраты в результате.

Ещё многие пользователи не понимают: почему я должен платить 1400 рублей за свой же мусор? Разве не должно быть наоборот? Мы объясняем, что если бы вторсырьё так покупалось и ценилось, то у нас бы планета была чистая и не замусоренная.

Сама тема мусора пока стигматизирована: для большинства мусор ужасен, он отталкивает.

Другая сложность связана с поиском новых водителей: это должен быть человек экологически мотивированный, понимающий, что он делает. Он — лицо компании и помощник для наших пользователей. Водитель должен с заботой принять собранное сырьё или, наоборот, вежливо и аргументированно отказать в приёме, не создав конфликта, если что-то собрано неправильно. Конечно, это часть нашей репутации.

Лучше присоединиться, чем пытаться повторить

Предприниматели редко спрашивают у нас, как создать что-то похожее. Да и нам здесь нечем поделиться: в проект вложены десятки миллионов, в нём работает 90 сотрудников. Мы можем только призвать объединить усилия. Например, мы сами создаём сеть по городам — отделения, которые, пользуясь всеми накопленными ресурсами, действуют на своей территории.

С предпринимателями, которые обращаются за экологизацией, нам будет где развернуться. Мы можем предложить им почти неограниченное количество вариантов взаимодействия: от консультаций до промокампаний.

Экотакси в Москве: бизнес или благотворительная инициатива

От сотрудничества с нами бизнес получает выгоду: на каждом этапе производства наша экспертность может помочь. Это продажи и позиционирование бренда, само производство товаров, стратегия устойчивого развития, экономичность предприятия и так далее.

Например, вместе с «Кухней на районе» мы разработали комплексную программу экологизации. Провели аудит упаковки, используемой компанией, обучили сотрудников обращаться со вторсырьём, наладили передачу сырья переработчикам. Пользователи могли заказать вывоз использованной упаковки за символические 9 рублей. Тару нужно было помыть и отдать райдеру при следующем заказе. Он забирал у клиентов «Кухни» упаковку, которая потом отправлялась на сортировку, а затем на переработку.

В московских бизнес-центрах SOK мы помогли наладить раздельный сбор отходов. Организовали сбор шести видов вторсырья, одежды и обуви на благотворительность, сделали красивые боксы. Обучили сотрудников и регулярно вывозим вторсырьё на переработку.

К нам можно обращаться с любыми вопросами о вторсырье, благотворительности, устойчивом развитии.

В Москве работает 11 станций по сортировке отходов. За первую половину 2021 года на переработку в столице было направлено 482 тысячи тонн вторсырья. Этот показатель на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сдать сырьё можно в серых и синих контейнерах во дворах домов. Отсортированное сырьё также принимают на природных территориях и в эколого-просветительских центрах ГПБУ «Мосприрода» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Также в столице действует централизованная система сбора, транспортирования и переработки люминесцентных ламп. Москвичи могут сдать их в районные диспетчерские службы, которых более 900: адреса размещены на портале открытых данных Правительства Москвы.

7
5 комментариев