От «Фабрики звёзд» до stories: как реалити-шоу перекочевали с ТВ в интернет и почему до сих пор актуальны
Поём, ностальгируем и разбираемся, как на реалити-шоу зарабатывают бизнес и блогеры — и у кого этому можно поучиться.
Как зародились реалити-шоу
Первое реалити «Скрытая камера» появилось в 1948 году в США. Зрители наблюдали, как люди реагируют на странные ситуации, например если ящики стола выдвигаются сами собой. При этом участники не знали, что их снимают.
Со временем реалити-шоу стало так много, что их начали разделять на виды:
- Выживание. Участники выживают в экстремальных условиях. Например, «Последний герой».
- Подглядывание. Героев помещают в изолированное пространство, например дом, напичканный камерами, а зритель может следить за их жизнью. Самое известное шоу подглядывания в России — «Дом 2».
- Обучение или поиск талантов. Участники должны освоить новую профессию или просто улучшить навыки — как на «Фабрике звёзд».
- Обновления. Участнику делают ремонт в квартире или тюнингуют машину. Например, «Тачка на прокачку» или российский вариант — «Алло, гараж!»
- Преображения. Команда профессионалов работает над внешним видом или манерами героя, чтобы сделать его жизнь лучше. Например, как в проекте «Пацанки».
Как формат стал популярен в России
Впервые российские зрители познакомились с реалити-шоу осенью 2001 года, когда на экраны вышли «За стеклом» и «Последний герой».
В 2002-м в России вышло первое музыкальное реалити — «Фабрика звёзд». Зрителям дали возможность не только смотреть выступления начинающих знаменитостей, но и следить за их жизнью в «Дневниках звёздного дома». Ничего подобного до этого на ТВ не было, поэтому реалити побило все рейтинги.
Так, в 2003 году до 27% россиян смотрели один из эпизодов «Фабрики» одновременно. Это на 7% больше, чем у конкурирующего музыкального шоу «Стань звездой», где не было элементов реалити.
Если до сих пор ностальгируете по «Фабрике», скоро будет концерт к её 20-летию. На сцене МТС Live выступят выпускники разных сезонов. А ведущей будет так же Яна Чурикова.
Популярность формата не могли не заметить рекламодатели. Вспомните хотя бы заставку в «Последнем герое» — каждый раз логотип спонсора J7 появлялся на спутнике.
Тогда же появились нативные интеграции или продакт-плейсмент. Например, участники «Фабрики звёзд» мыли волосы Head & Shoulders и пользовались косметикой Mia. И зрители верили героям — только благодаря рекламе на «Фабрике» продажи Mia выросли в четыре раза.
Интеграции стоили немало — product-placement суммарно принёс «Фабрике звёзд» около 3 млн долларов.
В чём феномен популярности реалити-шоу, и что он даёт бизнесу
Реалити-шоу популярны, потому что дают возможность подглядеть за чужой жизнью. Это легальный способ удовлетворить любопытство и потребность в эмоциях — особенно на фоне жизненной рутины.
Несмотря на бум реалити в нулевых, их смотрели далеко не все. Так, в 2008 году ФОМ узнал, что с жанром знакомы только 38% респондентов, а 29% — «что-то слышали». Тем не менее большинство зрителей верило происходящему на экране. Только 4% опрошенных заявили, что участники — это актёры.
Через десять лет похожий опрос провёл Институт общественного мнения «Анкетолог». Оказалось, что 95% не просто знают о реалити-шоу, а хоть раз в жизни их видели. Однако доверие к формату пропало: 85% респондентов посчитали, что все шоу — сценарий и постановка.
Парадокс — люди не верят, но продолжают смотреть.
С точки зрения телекомпаний всё просто: если шоу рентабельно, его продолжают снимать. Лоран Сайяр, директор по развитию продюсерской компании Endemol в России, в интервью 2005 года рассказал, что реалити-шоу получают рейтинги выше, чем у сериалов, а затрат на них меньше.
На тот момент производство неплохого реалити стоило 2-3 млн долларов, а затраты легко окупались рекламой. Можно было вставлять ролики и небольшие атрибуты спонсоров, делать нативные интеграции. Только одна сцена поедания лапши «Роллтон» в «Последнем герое» обошлась рекламодателям в десятки тысяч долларов.
Судя по количеству реалити на ТВ, положение дел не изменилось даже спустя 18 лет. Зрители наблюдают, как участницы «Пацанок» мажутся кремом «Клензит-С», а герои шоу «Звёзды в Африке» едят крупы бренда Prosto.
Когда реалити перешли в интернет
Первопроходцем считается американский проект The Next Internet Millionaire — реалити-шоу появились в интернете в 2007 году. Вскоре формат подхватили блогеры и бизнес.
Когда инфлюенсер ежедневно записывает stories — это тоже своего рода реалити. Зрителю разрешают подглядывать за всем, что происходит. И если в этом реалити появляется реклама, подписчик охотнее ей верит. Согласно исследованию компании Nielsen, интеграциям у блогеров доверяют 53% пользователей.
На stories реалити не заканчиваются. Шоу выживания перекочевали в экстремальные блоги, где люди показывают, как преодолевают разные трудности. А обучение или поиск талантов используют на YouTube крупный бизнес — например, Русская медная компания.
Инфобизнес тоже давно в реалити. Сейчас, например, предприниматель Аяз Шабутдинов ведёт Telegram-канал, где показывает, как помогает девушке открыть бизнес с нуля. За процессом наблюдают почти 170 тыс. человек.
5 примеров реалити в интернете, на которых можно поучиться их делать
Реальные кейсы с результатами, которые показывают, что реалити делают не только гиганты рынка.
1. Реалити в Twitch для OMEN by HP
Для продвижения своей продукции компания HP организовала реалити-шоу для геймеров по League of Legends. Десять игроков вместе с профессиональными тренерами жили в специальном кампусе и соревновались на выбывание на технике OMEN by НР.
Зрители наблюдали за шоу в соцсетях и одновременно знакомились с продукцией бренда. В итоге реалити-шоу посмотрела 221 тыс. человек, а с брендом проконтактировали больше 10 млн раз.
2. YouTube-шоу от AXE
В 2014 году бренд AXE создал YouTube-шоу «AXE Остров Анархии». 20 участников жили и развлекались на Ибице. Ведущими стали популярные на тот момент блогеры вроде Макса +100 500 и Kate Clapp.
За 10 дней шоу привлекло 70 000 новых подписчиков на YouTube-канал бренда, а суммарное количество просмотров эпизодов шоу достигло 1,8 млн.
3. Интернет-реалити «Дикий DIY» от ВсеИнструменты.ру
Онлайн-гипермаркет товаров для дома и дачи хотел найти новую лояльную аудиторию. И YouTube-шоу «Дикий DIY» стало частью стратегии. Его герои, блогеры в тематике «сделай сам», выживали в лесах Карелии, работая только подручными материалами.
После выхода первого сезона компания получила 1,5 млн просмотров и 4 тыс. новых подписчиков на YouTube. Общий охват проекта — 6 млн упоминаний.
4. Шоу о моде в YouTube Shorts от телеканала «Суббота!»
Первые серии шоу «Плачем от лука» вышли в декабре 2022 года. В нём фешн-эксперт Даниил Грачёв комментирует образы знаменитостей — Рианны, Леди Гаги, Ким Кардашьян и других.
В конце ролика зрителям предлагают выразить мнение о луке звезды и получить возможность выиграть айфон. Сейчас на YouTube-канале «Субботы!» до 70% просмотров приходится на короткие вертикальные видео.
5. Реалити в Telegram от студии дизайна Jeevaa design
В основном канале студия часто показывает разные этапы работы над проектами. В какой-то момент команде пришла идея сделать платный закрытый канал, где будет весь процесс — от первой встречи с клиентом до результата.Проект анонсировали на аудиторию 17 000 человек — столько подписчиков было у студии во ВКонтакте и в Telegram. Еще купили рекламу у блогеров на 10 000 рублей. Подписка на канал стоила от 990 до 7 990 рублей — в зависимости от срока. Один раз проводили акцию и продавали подписки по 99 рублей. Реалити длилось полгода, за это время на подписках удалось заработать 360 000 рублей.
Если вы пробовали элементы реалити, запускали полноценное реалити-шоу в своём бизнесе и круто попали (или не попали) в ЦА, поделитесь идеями и результатами в комментариях.
Интересно, что за дебил ведет блог МТСа? Казалось бы, где компания и где реалити? Следующая заметка будет о колоноскопии? Ну а почему нет))
Связь посредственная (если не сказать хуже), в поддержке одни боты, новых разработок нет, 5G мимо. Что тут еще расскажешь. Ну можно про историю телефонной связи постить еще.
Да куча тем) было бы желание как грится)
Как можно ностальгировать по шоу про идиотов и для идиотов? С шоу вышел хоть один достойный коллектив или певец?
Гагарина, Корни, Савичева, Тимати, Темникова
Тимати помню, это тот мажор, который на подпевках в Децла был, а потом решил в рэппера поиграть и неожиданно хлопнул бургер за здоровье Собянина и собрал рекордное количество дизлайков Ютубе
Остальные — просто вши в голове Бузовой
Достойность можешь определять сколько хочешь, от этого их популярность и доходы не уменьшатся.
Комментарий удален модератором
Ты один, я так понимаю, в белом пальто стоишь красивая?
Просто у всех разные понятия о качестве, причем это касается любой области. Точно также для кого-то что-то своровать разок - "ну один раз не тридварас же?!", а другие считают это зашкваром.
Ты приравниваешь воровство к песням, которые нравятся другим, но не тебе?
Я бы мог написать пример про продукты и то, как далеко не все люди смотрят на этикетки.
У чего угодно есть как формальные, так и реальные признаки качества/адекватности. Если вы говорите исключительно про субъективное "нравится и все тут", то так и скажите.
У музыки есть только субъективная оценка.
Ну да, и поэтому есть произведения, которые ценят все, а есть то, что нравится лишь людям с определенными чертами характера или социального уровня.
С вашей логикой тогда и действия правительства будут субъективны, бгг.
Я не знаю ни одного произведения, которое ценят все.
При чем здесь действия правительства? Ты вообще представляешь, что такое логика?
Музыкальный продукт априори оценивается субъективно, потому что на любой трек найдётся человек, которому он понравится. Объективно можно оценить такие вещи, как непопадание певцом в ноты, написанный не в тональности трек, рифма на глагол, являющаяся самой простой, но но ни один из этих фактов не является объективным признаком говняности.
Все - имеется в виду статистическое большинство. Бетховен, Бах, Моцарт, Чайковский и т.п. или там Абба какая-нибудь, если из того, что посовременнее - кто про это скажет "гавно"? Причины подобного кроются в науке под название гармоника (современное - гармония, отрасль музыкознания). Откройте, почитайте, вопросы исчезнут.
Большинство - это не все. Классику ценят далеко не все, Аббу тоже. Вообще нет ни одного произведения или музыканта, которых ценят все. Я рекомендую почитать для начала основы логики, а потом - про т.н. современное искусство, которое обожают миллионы последние несколько десятков лет, где о гармонике речи не идет в принципе.
Так никто и не спорит про миллионы мух. Если многие годы кормить говном - оно станет медом. Взять вон книжную или кино-индустрию. Она деградировала до черт знает чего, но те, кому не с чем сравнивать, не в курсе. Также и пропаганда работает, кстати. Еще Геббельс говорил, что "ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой". И у вас перед глазами масса примеров превращения черного в белое и наоборот.
Я не отрицаю, но ни у кого нет объективного права называть творческий продукт говном. Повторюсь: творчество может быть оценено ТОЛЬКО субъективно.
Если бы творчество было на 100% построено на субъективных принципах, то вы были бы правы. Однако это не так. Простейший пример - взять и записать крики людей под пытками и в качестве музыки это дело продвигать. Да, найдется какое-то количество больных ублюдков, в смысле людей с особо тонким чутьем на шедевры, которым подобное понравится. Но большинству это не понравится по причине того, что у людей имеются в мозге зеркальные нейроны. Этот факт объективный, а не субъективный. То же касается и законов гармонии - они объективны. Те, кому нравится дисгармония, нормальными не назовешь, потому что эти люди живут с принципами разрушения всего вокруг, ибо именно так видят благо.
Если кому-то такой творческий продукт нравится, то он не может считаться плохим. Вот это объективно. Откуда ты знаешь, кто с какими принципами живет? Основываясь на их музыкальных предпочтениях? Браво, зачёт. (Нет). А называть кого-то ненормальным - не твоя прерогатива, а врача. Это тоже объективно.
Из слов "нравится" и "плохой" вы сумели сложить слово "объективно". Гуманитарий, да?)
Когда нечего ответить по существу, переходят на личности. В целом, итог общения был понятен заранее, но интересно было последить за ходом мысли. Сейчас понял, что ничего интересного не было. Засим откланяюсь.
Когда нечего сказать - гуманитарии читают только диагноз, игнорируя причины его постановки. Гуляйте
1,4 миллиона дизлайков. Оценка конечно субъективная
Конечно, ведь она дана субъектами, причем что именно оценивали люди мы не знаем: песню, клип или кажущееся жополизание.
Тот самый город, что не проводит гей-парады
Тот самый город профицит которого ярды
Плитка сыпется с небес, тебе нравится
В пятом поколении коренной москвич
Не хожу на митинги и не втираю дичь
Пешком с Арбата и до площади Гагарина
Там хлопну бургер за здоровье Собянина
Песня на самом деле классная, просто люди, почему-то не заценили )
Я не знаю - не слышал, но и ты не можешь утверждать, что песня объективно говняная, только потому что она не нравится тебе и 1,4 млн. зрителей Ютуба.
это в мемориз )))
Попробуй аргументированно опровергнуть, я тогда тоже в мемориз твой коммент помещу :)
Тимати объективно плохой певец. Он не попадает в ноты. не попадает в ритм. Текст рекламный. Про музыку специалисты могут вполне объективно написать, почему она говно. Заноси в мемориз
Он попадает и в ноты, и в ритм. Рекламность текста не является основанием считать его говном. Про музыку я специалист, слив защитан.
Нет не попадает. Вы специалист по говну? — докажите.
Нет, я специалист по музыке, мне нужны твои достижения.
Комментарий удален модератором
Серьезно, я к фанатам Бузовой лучше отношусь. Хотя, она и популярней Тимы в разы. Ох не в том шоу Тимон участвовал.
Да какая мне разница, к кому и как ты относишься? Твое плохое отношение к творческому продукту не дает тебе ни фактического, ни морального права называть его любителей идиотами.
Комментарий удален модератором
С тобой могут поспорить миллионы любителей современного искусства. Они так видят, им так нравится.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Исход 20:4-11. Шучу, конечно. Макс Мартин мой кумир
Что такое Исход?
Альбом такой. Трек 20, тайм-код 4-11
"Если до сих пор ностальгируете по «Фабрике», скоро будет концерт к её 20-летию." -как здорово послушать старые хиты фабрики ,в то время это было легендарно
Мсье Жан знает толк в извращениях.
"Жил поэт Жан-Жак Де Жар
Он имел огромный дар.
А вот поэт Жан-Жак Де Жуй ...
Лучше "Голых и смешных" ничего еще не придумали.