От «Фабрики звёзд» до stories: как реалити-шоу перекочевали с ТВ в интернет и почему до сих пор актуальны

Поём, ностальгируем и разбираемся, как на реалити-шоу зарабатывают бизнес и блогеры — и у кого этому можно поучиться.

От «Фабрики звёзд» до stories: как реалити-шоу перекочевали с ТВ в интернет и почему до сих пор актуальны

Как зародились реалити-шоу

Первое реалити «Скрытая камера» появилось в 1948 году в США. Зрители наблюдали, как люди реагируют на странные ситуации, например если ящики стола выдвигаются сами собой. При этом участники не знали, что их снимают.

Со временем реалити-шоу стало так много, что их начали разделять на виды:

  • Выживание. Участники выживают в экстремальных условиях. Например, «Последний герой».
  • Подглядывание. Героев помещают в изолированное пространство, например дом, напичканный камерами, а зритель может следить за их жизнью. Самое известное шоу подглядывания в России — «Дом 2».
  • Обучение или поиск талантов. Участники должны освоить новую профессию или просто улучшить навыки — как на «Фабрике звёзд».
  • Обновления. Участнику делают ремонт в квартире или тюнингуют машину. Например, «Тачка на прокачку» или российский вариант — «Алло, гараж!»
  • Преображения. Команда профессионалов работает над внешним видом или манерами героя, чтобы сделать его жизнь лучше. Например, как в проекте «Пацанки».

Как формат стал популярен в России

Впервые российские зрители познакомились с реалити-шоу осенью 2001 года, когда на экраны вышли «За стеклом» и «Последний герой».

В 2002-м в России вышло первое музыкальное реалити — «Фабрика звёзд». Зрителям дали возможность не только смотреть выступления начинающих знаменитостей, но и следить за их жизнью в «Дневниках звёздного дома». Ничего подобного до этого на ТВ не было, поэтому реалити побило все рейтинги.

Так, в 2003 году до 27% россиян смотрели один из эпизодов «Фабрики» одновременно. Это на 7% больше, чем у конкурирующего музыкального шоу «Стань звездой», где не было элементов реалити.

Если до сих пор ностальгируете по «Фабрике», скоро будет концерт к её 20-летию. На сцене МТС Live выступят выпускники разных сезонов. А ведущей будет так же Яна Чурикова.

Популярность формата не могли не заметить рекламодатели. Вспомните хотя бы заставку в «Последнем герое» — каждый раз логотип спонсора J7 появлялся на спутнике.

Тогда же появились нативные интеграции или продакт-плейсмент. Например, участники «Фабрики звёзд» мыли волосы Head & Shoul­ders и пользовались косметикой Mia. И зрители верили героям — только благодаря рекламе на «Фабрике» продажи Mia выросли в четыре раза.

Интеграции стоили немало — product-placement суммарно принёс «Фабрике звёзд» около 3 млн долларов.

В чём феномен популярности реалити-шоу, и что он даёт бизнесу

Реалити-шоу популярны, потому что дают возможность подглядеть за чужой жизнью. Это легальный способ удовлетворить любопытство и потребность в эмоциях — особенно на фоне жизненной рутины.

Несмотря на бум реалити в нулевых, их смотрели далеко не все. Так, в 2008 году ФОМ узнал, что с жанром знакомы только 38% респондентов, а 29% — «что-то слышали». Тем не менее большинство зрителей верило происходящему на экране. Только 4% опрошенных заявили, что участники — это актёры.

Через десять лет похожий опрос провёл Институт общественного мнения «Анкетолог». Оказалось, что 95% не просто знают о реалити-шоу, а хоть раз в жизни их видели. Однако доверие к формату пропало: 85% респондентов посчитали, что все шоу — сценарий и постановка.

Парадокс — люди не верят, но продолжают смотреть.

С точки зрения телекомпаний всё просто: если шоу рентабельно, его продолжают снимать. Лоран Сайяр, директор по развитию продюсерской компании Endemol в России, в интервью 2005 года рассказал, что реалити-шоу получают рейтинги выше, чем у сериалов, а затрат на них меньше.

На тот момент производство неплохого реалити стоило 2-3 млн долларов, а затраты легко окупались рекламой. Можно было вставлять ролики и небольшие атрибуты спонсоров, делать нативные интеграции. Только одна сцена поедания лапши «Роллтон» в «Последнем герое» обошлась рекламодателям в десятки тысяч долларов.

Судя по количеству реалити на ТВ, положение дел не изменилось даже спустя 18 лет. Зрители наблюдают, как участницы «Пацанок» мажутся кремом «Клензит-С», а герои шоу «Звёзды в Африке» едят крупы бренда Prosto.

Когда реалити перешли в интернет

Первопроходцем считается американский проект The Next Internet Millionaire — реалити-шоу появились в интернете в 2007 году. Вскоре формат подхватили блогеры и бизнес.

Когда инфлюенсер ежедневно записывает stories — это тоже своего рода реалити. Зрителю разрешают подглядывать за всем, что происходит. И если в этом реалити появляется реклама, подписчик охотнее ей верит. Согласно исследованию компании Nielsen, интеграциям у блогеров доверяют 53% пользователей.

На stories реалити не заканчиваются. Шоу выживания перекочевали в экстремальные блоги, где люди показывают, как преодолевают разные трудности. А обучение или поиск талантов используют на YouTube крупный бизнес — например, Русская медная компания.

Инфобизнес тоже давно в реалити. Сейчас, например, предприниматель Аяз Шабутдинов ведёт Telegram-канал, где показывает, как помогает девушке открыть бизнес с нуля. За процессом наблюдают почти 170 тыс. человек.

5 примеров реалити в интернете, на которых можно поучиться их делать

Реальные кейсы с результатами, которые показывают, что реалити делают не только гиганты рынка.

1. Реалити в Twitch для OMEN by HP

Для продвижения своей продукции компания HP организовала реалити-шоу для геймеров по League of Legends. Десять игроков вместе с профессиональными тренерами жили в специальном кампусе и соревновались на выбывание на технике OMEN by НР.

Зрители наблюдали за шоу в соцсетях и одновременно знакомились с продукцией бренда. В итоге реалити-шоу посмотрела 221 тыс. человек, а с брендом проконтактировали больше 10 млн раз.

2. YouTube-шоу от AXE

В 2014 году бренд AXE создал YouTube-шоу «AXE Остров Анархии». 20 участников жили и развлекались на Ибице. Ведущими стали популярные на тот момент блогеры вроде Макса +100 500 и Kate Clapp.

За 10 дней шоу привлекло 70 000 новых подписчиков на YouTube-канал бренда, а суммарное количество просмотров эпизодов шоу достигло 1,8 млн.

3. Интернет-реалити «Дикий DIY» от ВсеИнструменты.ру

Онлайн-гипермаркет товаров для дома и дачи хотел найти новую лояльную аудиторию. И YouTube-шоу «Дикий DIY» стало частью стратегии. Его герои, блогеры в тематике «сделай сам», выживали в лесах Карелии, работая только подручными материалами.

После выхода первого сезона компания получила 1,5 млн просмотров и 4 тыс. новых подписчиков на YouTube. Общий охват проекта — 6 млн упоминаний.

4. Шоу о моде в YouTube Shorts от телеканала «Суббота!»

Первые серии шоу «Плачем от лука» вышли в декабре 2022 года. В нём фешн-эксперт Даниил Грачёв комментирует образы знаменитостей — Рианны, Леди Гаги, Ким Кардашьян и других.

В конце ролика зрителям предлагают выразить мнение о луке звезды и получить возможность выиграть айфон. Сейчас на YouTube-канале «Субботы!» до 70% просмотров приходится на короткие вертикальные видео.

5. Реалити в Telegram от студии дизайна Jeevaa design

В основном канале студия часто показывает разные этапы работы над проектами. В какой-то момент команде пришла идея сделать платный закрытый канал, где будет весь процесс — от первой встречи с клиентом до результата.Проект анонсировали на аудиторию 17 000 человек — столько подписчиков было у студии во ВКонтакте и в Telegram. Еще купили рекламу у блогеров на 10 000 рублей. Подписка на канал стоила от 990 до 7 990 рублей — в зависимости от срока. Один раз проводили акцию и продавали подписки по 99 рублей. Реалити длилось полгода, за это время на подписках удалось заработать 360 000 рублей.

Если вы пробовали элементы реалити, запускали полноценное реалити-шоу в своём бизнесе и круто попали (или не попали) в ЦА, поделитесь идеями и результатами в комментариях.

2525
43 комментария

Интересно, что за дебил ведет блог МТСа? Казалось бы, где компания и где реалити? Следующая заметка будет о колоноскопии? Ну а почему нет))

1
Ответить

Связь посредственная (если не сказать хуже), в поддержке одни боты, новых разработок нет, 5G мимо. Что тут еще расскажешь. Ну можно про историю телефонной связи постить еще.

2
Ответить

Если до сих пор ностальгируете по «Фабрике», скоро будет концерт к её 20-летию. На сцене МТС Live выступят выпускники разных сезонов. А ведущей будет так же Яна Чурикова.

Как можно ностальгировать по шоу про идиотов и для идиотов? С шоу вышел хоть один достойный коллектив или певец?

Ответить

Гагарина, Корни, Савичева, Тимати, Темникова

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

"Если до сих пор ностальгируете по «Фабрике», скоро будет концерт к её 20-летию." -как здорово послушать старые хиты фабрики ,в то время это было легендарно

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить