Как бизнесу избежать штрафов за рекламу в 2025 году
Практически любому бизнесу невозможно расти и развиваться без рекламы. Но в последнее время этот канал продвижения всё больше и жёстче ограничивают законодательно. Какие новые правила и запреты нужно знать и как бизнесу избежать штрафов за рекламу? Об этом расскажем в новой статье.
Что такое реклама и как ее маркировать
Реклама — это информация, распространяемая любым способом, направленная на привлечение внимания к товарам, услугам или идеям и способствующая повышению интереса потребителей и стимулированию спроса. Согласно новым правилам, важно маркировать рекламные материалы, чтобы пользователи могли легко отличить коммерческое предложение от обычной рекомендации.
Что нужно маркировать как рекламу?
С 1 сентября 2022-го в соответствии с законом «О рекламе» почти любая информация, размещённая с целью привлечения клиентов, должна маркироваться соответствующим образом. Это касается объявлений, публикаций, постов в социальных сетях, статей, видеороликов и даже отдельных сообщений в мессенджерах. Даже если объявление выглядит нейтральным или развлекательным, оно всё равно должно содержать пометку «реклама».
Как маркировать рекламу?
Для обозначения рекламных материалов необходимо получить специальный номер через операторов рекламных данных (ОРД) — уникальный идентификатор ЕРИР. Рядом с ним обязательно указывается слово «Реклама», индивидуальный налоговый номер (ИНН) рекламодателя. Запись должна выглядеть так:
ООО «Ромашка», ИНН 123456789, ERID (вставка токена, который выдали ОРД).
Такая маркировка должна быть хорошо заметна и располагаться рядом с самим объявлением или текстом публикации.
Штрафы за нарушение закона о рекламе
Важно знать, какие штрафы предусмотрены законом «О рекламе» и за что их можно получить. Вот основные из них:
- Неправильная маркировка или её отсутствие. Это считается серьёзным нарушением и наказывается штрафом до 200 тысяч рублей (для юр.лиц).
- Скрытая реклама. Компания публикует оплаченный рекламный материал, выдавая его за обычную новость или развлечение. За это бизнесу грозит штраф до полумиллиона рублей.
- Ложные данные о товаре или услуге. Например, в рекламе говорится, что пищевая добавка обладает уникальными свойствами, помогающими быстро сбросить вес, укрепить иммунитет и повысить работоспособность. В реальности же средство представляет собой простой витаминный комплекс. Штраф за данное нарушение — до 500 тысяч рублей.
Реклама запрещенных вещей. В России запрещено рекламировать азартные игры, казино и лотереи вне специальных зон, табачные изделия и сопутствующие товары, алкоголь (за некоторыми исключениями), наркотические вещества и медицинские препараты, отпускаемые строго по рецепту врача, огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, предметы порнографического характера и эротической направленности. За несоблюдение этого ограничения организации придётся заплатить штраф до миллиона рублей, а в некоторых случаях возможна уголовная ответственность.
Пропаганда вредных привычек. Если бизнес популяризирует нездоровый образ жизни, то за свою рекламу ему придётся заплатить до 500 тысяч рублей.
Игнорирование ограничений по возрасту. Например, рекламируемая компьютерная игра показывает жестокость и насилие, но предупреждение о возрасте игроков не указывается. Это может стоить фирме до 400 тысяч рублей штрафа.
ВАЖНО! С 1 сентября 2025 года российским компаниям запрещается размещать рекламу своих товаров и услуг на платформах, деятельность которых запрещена в стране. Речь идёт о ресурсах вроде Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta, включенной в перечень экстремистских организаций и заблокированной на территории России. Аналогичные ограничения распространяются и на прочие закрытые сервисы.
За данное нарушение предусмотрены следующие штрафы (статья 14.3 КоАП РФ):
Для физлиц — от 2 000 до 2 500 рублей.
Для должностных лиц и ИП — от 4 000 до 20 000 рублей.
Для юрлиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Штраф накладывается отдельно за каждое нарушение: будь то отдельная публикация, история или короткий видеоролик.
Правила для разных каналов рекламы
В зависимости от каналов продвижения есть специфические требования и запреты в отношении распространения рекламы. Рассмотрим основные из них.
Объявления и ролики в интернете
Кроме обязательной маркировки, важно избегать скрытой рекламы в интернете — той, что называется «нативной». Также не стоит размещать в рекламных материалах неподтвержденные факты: нужно объективно представлять преимущества презентуемого продукта. В Email-рассылках обязательным условием является наличие кнопки отписки, а на сайтах — возможность не только отписаться, но и настроить фильтрацию подписок.
Телефония
С 1 сентября 2025 года нововведения по рекламе коснулись и IP-телефонии: в России ужесточаются правила массовых звонков и SMS-рассылок. Теперь предприятия смогут отправлять своим потенциальным клиентам уведомления только после получения их официального разрешения. Если судом подтвердится факт несанкционированного звонка или отправки SMS, нарушителей ждут серьезные денежные взыскания:
- Индивидуальные предприниматели и руководители фирм заплатят от 20 000 до 100 000 рублей;
- Малый бизнес понесёт расходы в размере от 150 000 до 500 000 рублей;
- Средним и крупным организациям придется раскошелиться на сумму от 300 000 до 1 000 000 рублей.
Закон предусматривает исключение для государственных учреждений, таких как налоговая инспекция, полиция, пожарные службы и др.
Наружная реклама
Кроме общих требований к рекламе для наружной существуют правила размещения баннеров, вывесок и стоек. Их следует устанавливать так, чтобы они не создавали препятствий для движения пешеходов и автомобилей, не закрывали обзор водителям и не слепили их ярким светом.
Телевидение и радио
В рекламе на телевидении и радиовещании существует целый ряд абсолютных запретов. Они определены в ст. 14 и 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Ограничения касаются времени прерывания передач разных направленностей. Например, детские телепередачи общей продолжительностью менее 25 минут вообще не могут приостанавливаться рекламой. Если программа длится более 25 минут, перерывы допускаются не чаще одного раза каждые 15 минут.
Получение согласия на рекламу
Чтобы избежать штрафов за продвижение своих товаров и услуг через звонки и СМС, нужно заранее заручиться согласием потенциальных покупателей на получение рекламы. Для этого:
- Уведомьте клиента: объясните цель сбора данных и способы их использования.
- Заранее получите подтверждение: используйте форму с отметкой о согласии (галочку, электронную подпись).
- Предусмотрите вариант отказа: предоставьте клиенту возможность легко отменить подписку.
Можно ли автоматизировать процесс получения согласия? Да, это возможно несколькими способами:
- Формы подписки на сайте с необходимостью подтвердить согласие;
- Рассылка по email/SMS: отправьте письмо или сообщение с просьбой подтвердить согласие ссылкой или кодом подтверждения;
- С помощью IP-телефонии: создайте интерактивное голосовое меню (IVR), где покупатель подтверждает согласие нажатием клавиши телефона. После подтверждения сохраняйте запись разговора как доказательство разрешения.
Методы проверки соблюдения закона
Контроль над исполнением закона «О рекламе» осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Основные методы выявления нарушений:
- Мониторинг СМИ и интернета. ФАС регулярно отслеживает телевидение, радио, наружную рекламу и интернет-площадки на предмет соответствия законам.
- Жалобы граждан и конкурентов. Претензия гражданина или конкурирующей компании может стать основанием для инициирования проверки.
- Плановые проверки. Проводятся периодически в рамках надзора за рынком рекламы.
Что делать, чтобы не попасть под проверку или выйти из неё без штрафов?
Регулярный внутренний контроль поможет сохранить бизнес в безопасности. Предлагаем удобный чек-лист для оценки ваших рекламных материалов на соответствие законодательству:
- Убедитесь, что ваша реклама прозрачна и не содержит скрытых или замаскированных сообщений.
- Яркая и понятная маркировка поможет исключить обвинения в скрытой рекламе.
- Избегайте неопределенности и заведомо ложных утверждений. Проверяйте факты и цифры, используемые в рекламе.
- Грамотно составляйте договоры с рекламными площадками. По возможности обращайтесь с этим вопросом к опытным юристам.
FAQ: часто задаваемые вопросы
Что делать со старыми рекламными объявлениями?
Если ваше старое объявление нарушает новые нормы (например, не содержит необходимой маркировки или опубликовано на площадке, попавшей под запрет), рекомендуется оперативно удалить или обновить его.
Нужно ли маркировать ролики на YouTube?
Да, если ваш ролик на YouTube носит рекламный характер (призван привлечь внимание к товару, услуге или бренду), он подлежит обязательной маркировке надписью «реклама».
Обмен ссылками — это реклама?
Да, обмен ссылками может рассматриваться как форма рекламы, если преследует коммерческие цели. Если взаимный обмен осуществляется с намерением повысить узнаваемость бренда или привлечь новых клиентов, такие действия классифицируются как реклама и попадают под соответствующие нормы регулирования.
Заключение
Незнание закона, не освобождает от ответственности! Чтобы правомерно и без риска рекламировать свой продукт или зарабатывать на рекламе заказчика, необходимо тщательно изучить все требования и запреты ФЗ «О рекламе». В этой статье мы собрали основные моменты, с которыми вы можете столкнуться. Надеемся, что эта информация поможет вам лучше разобраться в теме рекламной деятельности и избежать штрафов.