Сказ про робота-стрельца удалого сверщика счетов, актов, договоров и много другого

Robotic process automation или RPA — «роботизированная автоматизация процессов», если переводить дословно. Это не столько и не только про дронов, доставляющих пиццу или заказы со склада, сколько о программных решениях: ботах и специальных компьютерных алгоритмах, помогающих сотрудникам высвободить время для реализации интеллектуальных и творческих задач. По сути, они ориентированы на автоматизацию рутинной деятельности: обработка страховых требований, начисление заработной платы, закупки, выверка банковских счетов, расчетно-кассовое обслуживание, выставление счетов-фактур и многое другое. Программными роботами не всегда стоит полностью заменять человека, но это точно отличный способ быстро и существенно ускорить и/или перестроить внутренний бизнес-процесс. Например, компания может использовать RPA, чтобы уменьшить зависимость от аутсорсинга и интеграции своих тяжелых кастомных legacy-систем или снизить нагрузку на сотрудников внутри организации. Согласно внутренним исследованиям, в зависимости от процесса RPA позволяет сократить время на его выполнение минимум на 30%, а в некоторых случаях счет переходит с часов на секунды. Ключевые преимущества технологии RPA: точность, комплаенс, диагностика.

Сказ про робота-стрельца удалого сверщика счетов, актов, договоров и много другого

В России драйверами развития RPA всегда были финансовый сектор и телеком – сферы, где наиболее часто приходится платить за недостаточную скорость и совершенные ошибки не только «рублем», но и репутацией. Однако, если телеком действительно энтузиасты роботизации, то в финсекторе еще все восприняли плюсы RPA. Это связано с огромным количеством наследуемых систем. До сих пор есть, например, банки, где операционисты вручную переносят показатели из АБС-системы в Excel. Про промышленные компании и ТЭК стоит сказать, что роботизацию оценил по достоинству и развивает достаточно малый процент компаний. Есть и приятные исключения, например, концерн Росэнергоатом, который активно продвигает цифровизацию атомной отрасли.

Как связаны КРОК и RPA?

Все началось в далеком 2017 (полгода удаленки сейчас кажутся бесконечностью), когда КРОК решил погрузиться в анализ нового тренда – программной роботизации. Тогда на рынке было меньше вендоров (отечественных не было вовсе) и какую пользу роботизация приносит компании точно никто не знал. Чтобы оценить перспективы новой технологии мы решили храбро испытать ее на себе! Мы выделили 6 процессов внутри компании, которые показались нам абсолютно рутинными. В это же время мы столкнулись с 2 главными барьерами роботизации.

Первый – высокая вариативность реального устройства самого процесса. Даже те сотрудники, которые годами выполняли работу по процессу не всегда могли вспомнить и перечислить все возможные варианты последовательности шагов роботизируемого процесса. Сейчас для решения этой проблемы и облегчения поиска процессов под роботизацию разработаны решения класса Process mining и Process Discovery, часть из них даже использует нейросети для этого. Они отслеживают целевые действия сотрудников, а потом просто рисуют подробную блок-схему на базе которой можно легко запрограммировать робота. Но раньше приходилось устраивать глубинные интервью, двухнедельные воркшопы, чтобы понять, какой процесс в принципе возможно отдать RPA.

Второй – страх сотрудников. Он даже более важен, чем первый. Потому что люди довольно часто боятся, что их заменят роботы. Подобные настроения могут саботировать внедрение роботов и помешать их эффективной интеграции в системы компании. К роботизации первого процесса коллеги из финансового отдела подходили с опасениями и страхами. С другой стороны, соблазн перестать вручную сверять счета-фактуры был слишком велик. Индивидуальная работа с пользователями и участниками процессов, разъяснение выгод применения убедили сотрудников в том, что RPA поможет снять с них скучную, не вызывающую развития и удовлетворения работу. Другими словами, благодаря RPA у сотрудников появилось больше времени для того, чтобы посвятить себя решению важных интеллектуальных, стратегических или творческих задач. Сейчас они воспринимают программных роботов как еще один инструмент сродни 1С.

Сказ про робота-стрельца удалого сверщика счетов, актов, договоров и много другого

Делегирование задач роботам позволяет полностью исключить фактор человеческой ошибки, когда число вносится не в ту графу, либо не там ставится запятая — когда сотрудник выполняет в день сотни похожих операций взгляд неизбежно замыливается и кажется, что всё одно и тоже.

Что пользователи процессов получили после внедрения?

● Работа со сверкой актов. Благодаря использованию электронного документооборота в компании эта функция была полностью передана RPA. Теперь робот сам проводит сверку актов используя, например, системы СБИС или Контур. Кроме того, другой робот по выгрузке актов сверки из 1С за 3 дня формирует 2000 документов и рассылает нужным людям. Раньше эту операцию выполняли 3 человека в течение 2-х недель. Сейчас же сотрудник просто готовит список людей, кому нужно отправить информацию на утверждение, и отдает роботу.

● Работа с финансовой отчетностью. Каждое утро робот загружает в систему 1С все платежи клиентов. Их нужно не только сопоставить с реализацией проектов, но и найти в системе проделанную работу по проекту, проанализировать, проверить корректность счета, сумму НДС и т.д. С этой задачей он справляется всего за 40 секунд.

● Робот-помощник. В какой-то момент мы решили провести эксперимент и совместили чат-ботов и RPA. Так появился CrocLiveBot в Telegram с помощью которого любой сотрудник компании может заказать пропуск, командировку, забронировать переговорку, взять отпуск, получить юридическую или психологическую помощь.

Сказ про робота-стрельца удалого сверщика счетов, актов, договоров и много другого

И еще 11 роботов, которые решают самые разные задачи:

● Сверка товарных остатков

● Рассылка информации должникам по неподписанным договорам

● Проверка остатков товаров на складах

● Рассылка сканов актов

● Выверка спецификаций

● Сверка данных ЗУП-HRMS

● Разнесение оплат по клиентам

● Рассылка курса валют

● Распечатка из СЭД книги продаж

● Рассылка нотификаций заказчикам, о необходимости вернуть подписанные оригиналы актов

● Внесение в 1С комментариев к дебиторской задолженности

Робот-помощник

В 2018 году команда по роботизации внедрила в корпоративную систему Крок сервис, с помощью которого каждый сотрудник может заказать себе личного робота и роботизировать однообразные рабочие процессы. Для этого нужно нажать всего одну кнопку в системе, а дальше внутренняя служба по роботизации берет всю работу на себя. Цель – облегчить сотруднику работу. К примеру, ему нужно раз в неделю обрабатывать 50 листов текста и находить в нем по 80 серийных номеров. Он тратит на эту задачу 1-2 часа, когда у робота на это уходит всего 30 секунд. Зачем это нужно? Многие специалисты в КРОК слишком ценны, в прямом и переносном смысле. Сняв с них рутинные задачи, мы повышаем их лояльность и ускоряем собственные бизнес-процессы.

В ритейле, банковском секторе, промышленности и других отраслях повсюду ручной труд постепенно роботизируется. В некоторых банках роботы анализируют документы, которые клиенты присылают для открытия расчетных счетов, в супермаркетах появляются кассы самообслуживания, а на заводах программные роботы создают расписание и координируют работу сотрудников. RPA стало не только нормой и драйвером ускорения бизнес-процессов, но и инструментом быстрой роботизации и адаптации в условиях кризиса и посткризиса.

P.S. Если интересно почитать подробнее про RPA-роботизацию – подписывайтесь на телеграм-канал «Роботизировал!».

1717
1 комментарий

Многобукв, можно было просто картинку запостить

Ответить