Тренды будущего: Как пандемия изменит представление о рабочих пространствах

Пандемия перезагрузила работу многих общественных систем: и работавших вполне успешно, и тех, что уже нуждались в переустановке. К числу последних относятся, в том числе рабочие общественные пространства. С одной стороны, развитие технологий позволяет многим людям трудиться удаленно, с другой – технологии же заставляют работодателей сокращать рабочие места, с третьей, слабые темпы цифровизации производств тормозили оба эти процесса. В роли катализатора выступил вирусный кризис, меняющий рабочий ландшафт. Поговорим о наиболее ярких тенденциях.

Трансформация рабочей силы

Долгое время офис воспринимался как необходимое условие для организации производственного процесса, поддержания корпоративной культуры, а также победы в борьбе за таланты. лучшим специалистам – лучшее рабочее место. Он был носителем бизнес-кода, понятного предпринимателям всего мира – как единый язык, объединяющий деловых людей.

Тренды будущего: Как пандемия изменит представление о рабочих пространствах

Однако с началом пандемии большинство офисных сотрудников оказались переведены на удаленку. В апреле из дома трудились 62% работающих американцев по сравнению с 25% пару лет назад, подсчитал Gallup. И многим это понравилось.

Вынужденная цифровизация и необходимость экономить ставит топ-менеджеров перед необходимостью сокращать рабочие места. По данным IPSOS, работодатели ожидают, что к 2025 году число дублирующихся ставок сократится с 15,4% до 9%, а те, что создаются за счет появления новых профессий, вырастут с 7,8% до 13,5% от общей базы сотрудников. То есть без увольнений и переквалификации не обойдется.

Ожидается, что к 2025 году самыми востребованными навыками сотрудников могут оказаться критическое мышление и анализ, умение решать проблемы, а также навыки самоуправления, такие как активное обучение, гибкость и устойчивость к стрессу.

Мир после пандемии лишится ощущения стабильности и предопределенности. «Ведущие организации будут смело подвергать сомнению устоявшиеся предположения о том, как должна выполняться работа и о роли офиса. Не существует универсального решения. Ответ, индивидуальный для каждой организации», - говорится в обзоре McKinsey "Новый взгляд на офис и рабочую жизнь после COVID-19".

Компаниям придется создавать рабочие пространства, специально под те виды взаимодействия, которые не могут происходить удаленно. Если организация не «заточена» на индивидуальную работу, наверняка ей понадобится меньше кабинетов и больше общих зон. Востребованными окажутся и специальные пространства под переквалификацию.

Гибкий офис

Трансформация рабочих ролей изменит и предназначение офиса. По данным IPSOS, 85% работодателей настроены на быструю цифровизацию рабочих процессов, включая значительное расширение удаленной работы, с возможностью перевода 44% своей рабочей силы для работы удаленно. Это значит, что гибкий офис перейдет в категорию new normal.

Тренды будущего: Как пандемия изменит представление о рабочих пространствах

Как показывает исследование McKinsey, люди, принимающие решения об аренде офисных помещениях, ожидают, что в обозримом будущем процент времени, отработанного в главном и вспомогательном офисах, снизится на 12% и 9% соответственно, в то время как гибкое офисное пространство останется примерно постоянным, а работа из дома увеличится с 20% до 27%.

Сейчас 80% опрошенных сотрудников сообщают, что им нравится работать из дома, хотя и среди них есть люди, которые с нетерпением ждут открытия офисов. Сегодня им нравится работать из дома, а завтра они от этого устанут и им захочется сменить обстановку. McKinsey указывает на необходимость разрушения «границ между физическим нахождением в офисе и вне его». Уже сейчас российские компании проводят полувиртуальные советы директоров – кто-то сидит в московском офисе, а кто-то участвует во встрече по Zoom из своей квартиры в Лондоне или Нью-Йорке.

Технологии сыграют центральную роль в офисе будущего. Обеспечить «бесшовность» перехода из офлайна в онлайн помогут, в частности такие инструменты как видеоконференции и виртуальные доски. Будет востребовано все, что способствует асинхронной совместной работе. Подобные рабочие модели быстро перейдут от футуристических идей к стандартной практике.

Как это работает

Соучредитель Oracle Ларри Эллисон, занимающий 7 место в списке Forbes с состоянием $84,9 млрд, решил переехать на Гавайи, став последним грандом Кремниевой долины, покинувшим Калифорнию. «Я переехал в штат Гавайи и буду использовать возможности Zoom для работы с острова Ланаи. Махало, Ларри», - написал он своим коллегам. Ему принадлежит 98% острова вместе с роскошными отелями и курортами, и он является главным работодателем для 3000 аборигенов.

Сама Oracle, второй по величине производитель программного обеспечения в мире, приняла решение перевести штаб-квартиру из Калифорнии в Остин, штат Техас. Компания продолжит содержать офис в как калифорнийском Редвуд-Сити, так в других штатах. Этот шаг «означает, что многие сотрудники компании могут выбирать местоположение своего офиса или и дальше работать из дома частично или все время», говорится в заявлении Oracle.

Ранее из Калифорнии в Техас вместе со своей Tesla переехал друг Эллисона Илон Маск. Двумя неделями ранее штат покинула HP Enterprise, чей гараж, как считается, был основан первым в Кремниевой долине. В район Остина из Калифорнии перебрался и гендиректор Splunk Даг Мерритт.

Deutsche Bank сейчас рассматривает возможность перевода части из 4600 своих сотрудников в Манхэттене в другие узловые города США. Конкретные планы пока не презентуются.

Массовым исход из Калифорнии сделала пандемия с ее локдаунами и ограничениями. Именно виртуализация» рабочего пространства дала возможность выбора места своего физического пребывания. Однако Google открыл свой первый офис в Остине еще 13 лет назад, а менеджеры Apple решили вложить $1 млрд в строительство здесь новой штаб-квартиры еще в 2018 году. Другие, как например венчурный капиталист Дэвид Брумберг, выбирают Флориду и отправляются в Майами.

Тренды будущего: Как пандемия изменит представление о рабочих пространствах

Налоги, более доступная стоимость жизни для сотрудников, более низкая стоимость ведения бизнеса и меньшая конкуренция за таланты – это причины, заставляющие компании менять места прописки, отмечает TechCrunch.

Офисный ЗОЖ

Вирусный кризис сделал безопасность базовой ценностью. Это одна из причин, по которой будут появляться новые гигиенические ритуалы. Санитейзеры, воздушные фильтры, антибактериальные аппараты уже вписаны в офисные интерьеры.

Более безопасным рабочее пространство сделает и бесконтактность. Сенсорные датчики подачи воды и света - это то, на что постепенно будут переходить многие офисы. Тем более, что дозированная подача воды и света неизбежно повлечет за собой и экономичность, которую можно усилить энергосберегающими технологиями.

Пандемия с ее запретами и локдаунами подчеркнула и ценность эмоциональной составляющей в мире технологий. Это замечание позволяет рассуждать о многом. Маркетолога оно наведет на мысли об усилении значимости брендов. Дизайнера интерьеров убедит в необходимости «вложить душу» в создаваемые офисные пространства, наполнить их эмоционально, выделить не только рабочие, но и «восстановительные» зоны, где резиденты могли бы отдохнуть.

Вариативность будет главной ценностью посткризисного мира. Она предопределит как развитие рынка труда, так и приспособленных для него рабочих пространств.

55
Начать дискуссию