Воинский учет: организовываем с нуля
Несколько лет назад ужесточились правила воинского учета. Коснулись они всех: и призывников, и запасников, и компаний. Военнообязанные должны самостоятельно сообщать в военкомат обо всех ключевых фактах в личной жизни, в том числе о карьерном росте. При этом, и работодатели должны это делать, а с момента выхода в свет Реестра такая обязанность будет у многих органов.
Неукоснительный долг любой компании – ведение дел по воинскому учету сотрудников, и он закреплен законодательно.
Правильная организация учета военнообязанных сотрудников помогает избежать штрафов и проверок со стороны военкоматов. Рассмотрим основные шаги, которые необходимо выполнить для постановки на воинский учет.
1. Назначение ответственного за воинский учет
Количество специалистов, ответственных за ведение воинского учета (ВУ), зависит от численности военнообязанных сотрудников в компании. Например:
- Если в организации менее 500 человек, достаточно назначить одного совместителя.
- Если военнообязанных от 500 до 2000, требуется выделенный сотрудник на полную ставку.
Это нормативы закреплены в одном из НПА, который называется «методические рекомендации». Возникает вопрос «можно ли при численности 501 человек принять специалиста на полставки?». Ответ получим исходя из потенциальных последствий, и вот в чем они заключаются: штрафа за это не будет, но оценку при проверке военкомат может снизить.
Для компаний, где количество военнообязанных превышает 500, аутсорсинг воинского учета может стать оптимальным решением, позволяющим сэкономить ресурсы и обеспечить compliance.
2. Определение круга военнообязанных сотрудников
На воинский учет ставятся:
– Мужчины, состоящие в запасе.
– Женщины, имеющие военно-учетные специальности (например, медицинские работники, операторы ЭВМ и другие).
– Транспортные средства (информация в военкомат должна поступать автоматически из ГИБДД).
После определения списка военнообязанных оформляется Форма Ф-18 — основной документ для постановки на учет.
3. Подготовка документов
Для организации воинского учета необходимо разработать пакет документов, включающий:
– Сопроводительное письмо о постановке на учет.
– Приказ о назначении ответственного за ВУ.
– Должностную инструкцию ответственного.
– Заявление о постановке на учет.
– План работ по ведению воинского учета.
Перечень документов вариативен и зависит от конкретного военкомата.
4. Взаимодействие с военкоматом и районной управой
Подготовленные документы необходимо подать в орган местного самоуправления и в военкомат. Подтверждением успешной постановки на учет служат:
Справка из органа местного самоуправления с регистрационным номером (исключение – г. Москва, частично – Санкт-Петербург). Согласованные с военкоматом план ведения ВУ и приказ об организации воинского учета. Отметка о принятии документов на форме 18.
Обращаем внимание: с конца 2024 года в Москве предварительно подавать документы в управы не требуется. Подавайте комплект сразу в территориальный Военкомат.
5. Организация документооборота
– Составить номенклатуру дел для хранения всех материалов по воинскому учету.
–Оформить и подписать карточки по форме 10.
– Своевременно направлять сведения в военкомат.
– Проводить ежегодную сверку.
– Сообщать в военкомат о нарушениях.
– Вручать повестки и отпускать работников на сборы.
– Вести разъяснительную работу с военнообязанными по вопросам соблюдениями ими законодательства о ВУ.
– Выполнять иные требования, в зависимости от ситуации.
На практике часто возникает вопрос «а надо ли подавать сведения о кадровых событиях, если компания еще не стоит на ВУ?». Ответ – «Однозначно да!».
Во-первых, если вы еще не стоите на ВУ, о вас все равно уже знают и военкоматы, и прокуратура. И если к вам еще не пришли, то это всего лишь вопрос приоритетов этих органов.
Во-вторых, обязанность выполнять определенные действия в рамках воинского учета не зависит от факта постановки или не постановки на воинский учет, а ответственность весьма ощутима для бюджета.
Автор
Валентина Яковлева
- Директор Департамента РЗПиКУ, эксперт по трудовому праву
- Налоговый консультант
- Автор более 200 публикаций в СМИ и в профизданиях на тему трудового и налогового права