Геймификация, которая реально работает
Геймификация процессов переживает вторую молодость. В профессиональных сообществах регулярно рассуждают о пользе для бизнеса, измеримых эффектах, видах и инструментах игрофикации. Меня зовут Анатолий Бабкин, я product owner корпоративного портала компании IBS. Сегодня я хочу поделиться опытом и рассказать о геймификации на портале IBS Life.
О компании и портале
IBS — одна из первых ИТ-компаний, появившихся в России, лидер множества рейтингов лучших работодателей и крупнейших представителей сегмента информационных технологий. В компании работают более 4000 человек из 200+ городов. Свыше 800 — дистанционно из самых разных (по размеру и удаленности) населенных пунктов. У IBS 15 офисов в крупнейших городах России. Разумеется, такая географическая разобщенность влияет на процессы компании, а также на концепцию корпоративного портала.
Интранет в IBS появился в далеком 2011 году. За это время технологический стек и формат портала неоднократно менялись. Сейчас он работает на «1C-Битрикс». Команда портала — это семь человек, которые решают годовой пул задач из порядка 20 крупных и 130 небольших доработок. Плюс проектная работа по ходу года — до трех крупных проектов с численностью каждой команды от пяти до 15 человек.
Роль геймификации
В 2022 году мы определили главную цель корпоративного портала так: создание единого цифрового инструмента для автоматизации процессов, объединения сотрудников и нивелирования географических границ. Среди пяти ключевых задач была и одна по геймификации — внедрение современных инструментов и практик для нематериальной мотивации персонала.
Продолжая декомпозировать план развития портала, мы определили, какую пользу геймификация несет для бизнеса. Если вы еще на пути выбора или согласования этих изменений, наш опыт может быть полезен.
Итак, игровые механики помогают решать самые разные задачи:
Для HR — участвовать в развитии сотрудника (игровые элементы в адаптации и аттестации).
Для корпоративного университета — делать процесс обучения интереснее.
Для внутренних коммуникаций — повышать вовлеченность в любые активности компании (онлайн и офлайн).
Для ИТ — мотивировать сотрудников через игру использовать автоматизированные инструменты для решения задач (чат-бот или сервис протоколирования встреч на основе ИИ).
Для компании в целом — развивать корпоративную культуру (в нашем случае акцент был на корпоративных ценностях) и поддерживать инициативы сотрудников по улучшению процессов («Фабрика идей»).
Мы определили для себя следующие принципы геймификации:
Система геймификации
Когда мы разрабатывали концепцию геймификации, в уме держали главное: нам не нужна игра ради игры. Важно интегрировать в нее элементы корпоративной культуры, наше стремление к постоянному развитию и улучшению.
Сегодня система геймификации состоит из трех элементов: сервис «Спасибо», раздел с сувенирной продукцией, а также ачивки (или достижения).
«Спасибо» как элемент продвижения корпоративных ценностей
Сервис «Спасибо» — популярный в среде интранетов инструмент выражения благодарности своим коллегам. Мы внедрили его в конце 2022 года, первым полноценным годом работы стал 2023-й.
У нашего сервиса ряд особенностей:
«Спасибо» привязано к корпоративным ценностям. Вы не просто благодарите кого-то, а сначала выбираете ценность, которую, на ваш взгляд, проявил сотрудник, видите ее содержание или описание и на основе этой подсказки пишете благодарность. Например, можно сказать спасибо за доверие, ответственность и др.
Наличие текста благодарности — еще одна особенность. Просто нажать пару кнопок, не оставив сообщения, не получится — придется чуть-чуть постараться.
Объем текста тоже важен, поэтому есть ограничения по минимальному количеству знаков. Простое «Спасибо» в комментарии не пройдет, равно как и «Спасибо тебе». Конечно, есть находчивые сотрудники, которые не скупятся на число восклицательных знаков или просто зажимают какую-то клавишу. Для таких мы ввели ограничение на повтор — не более трех одинаковых символов подряд. Пусть коллеги знают, чем заслужили похвалу! Всем будет приятно.
Ну и главное. В месяц у каждого сотрудника есть только пять «спасибо». Не успел сказать — они сгорают. Их нельзя передарить, они не суммируются.
В 2024 году мы добавили еще одно ограничение в сервис: эти пять «спасибо» надо сказать пяти разным людям. А то как получалось: месяц начинается, коллеги в первый же час говорят друг другу по пять «спасибо» и довольные расходятся. Так не пойдет!
Добавлю также, что тексты «Спасибо» видят только отправители и получатели — это личная информация, которую мы не выносим на всеобщее обозрение. Однако количество «спасибо» можно посмотреть в профиле каждого сотрудника. На главной странице портала также доступен виджет с информацией по самым популярным категориям «спасибо» и лидерам рейтинга в разрезе разных временных периодов.
Несмотря на все эти ограничения и особенности, число «спасибо» у нас выросло. В 2023 году было сказано 65 000+ «спасибо». Это 30% от максимума. Мы берем число сотрудников, умножаем на 12 месяцев и на пять «спасибо» в месяц — так получаем максимум. В 2024 году сотрудники поблагодарили друг друга уже более 77 000 раз (34% от максимума).
Раздел с сувенирной продукцией
«Спасибо» конвертируются в баллы — либсы (life + IBS = либсы), которыми можно воспользоваться на специальной геймифицированной платформе. Названия придумывали сами сотрудники в рамках конкурса, они же голосовали за варианты-финалисты. Кстати, название портала — IBS Life — тоже придумали и выбрали сотрудники.
По внутреннему курсу каждое «спасибо» равно десяти либсам. За 2023 год сотрудники «заработали» 650 тысяч либсов, а в 2024 году — более 770 тысяч.
Достижения и ачивки
Перед запуском системы ачивок мы переложили на бумагу все активности корпоративной культуры. У нас получилось порядка 40 достижений, но после согласования с руководством в первый релиз попали только десять из них.
Чтобы получить ачивку, нужно что-то сделать. Например, стать участником клубов и внутренних сообществ. Тогда получаешь плюс одно достижение. Количество получаемых достижений не ограничено.
Разберем на примере. Если пользователь поставит 30 «лайков» новостям, то получит один уровень ачивки «Обозреватель», за каждые десять комментариев — плюс один уровень к ачивке «Мастер слова». Если выступит на студенческом мероприятии, то получит сразу плюс пять уровней к достижению «Спикер IBS».
Начисление ачивок возможно в рамках трех сценариев: автоматически (портал сам ведет учет действий), ручное (загрузка Excel-таблицы) и гибридное (оба сценария).
В течение года мы обычно добавляем несколько новых ачивок, которые отражают изменения в компании. Так, например, появились достижения «Профессионал» (поощряет обучение сотрудников) и «Новатор IBS» (за принятую в реализацию инициативу «Фабрики идей»).
В 2023 году сотрудники получили больше 2800 достижений (14 ачивок в системе), в 2024 году набрали более 10 000 достижений (в каталоге уже 20 ачивок).
Основные итоги
Когда я пришел в команду IBS в 2022 году, показатель MAU портала (уникальная ежемесячная аудитория) был на уровне 30%. Мы переделали главную страницу, добавили несколько новых блоков и начали постепенно внедрять геймификацию. Наш MAU постепенно рос и через четыре месяца после начала работ достиг 60%, а после анонса сервиса «Спасибо» как первого из трех элементов геймификации подскочил до 80%. Затем случился небольшой откат до 73–75%.
По мере развития портала мы не забывали наполнять блок геймификации новыми элементами. В итоге с января 2024 года MAU не опускается ниже 90%, а в июле 2025-го мы установили очередной рекорд — 99,7% сотрудников хотя бы раз зашли на портал.
DAU (уникальная ежедневная аудитория) с 2022 по 2025 год выросла с 20 до 52%.
При этом портал никогда не устанавливался в качестве главной/стартовой страницы браузера. Этим я очень горжусь — сотрудники сознательно переходят на IBS Life, потому что мы создали красивый, удобный и функциональный инструмент для работы и коммуникации.
Если смотреть на примере новостей, размещенных на портале, то за год благодаря геймификации:
в 10 раз выросло число комментариев,
в 5 раз увеличилось количество лайков,
в 2,2 раза выросло число просмотров.
При этом количество сотрудников (4000+), а также новостей для них (320+) осталось примерно на том же уровне. Мы просто «раскачали» коллег, создали на портале ту самую коммуникационную среду, в которой хочется общаться, соревноваться, делиться мнениями и идеями.