Р7 команда как корпоративный коммуникатор: миссия выполнима?
В нынешние непростые времена пользоваться какими-либо зарубежными ИТ-решениями становится всё более затруднительно и небезопасно, и конечно, сектора мессенджеров/ВКС-решений эти тенденции коснулись также. Даже WhatsApp и Telegram, пусть ещё не выключены окончательно, уже заметно ограничены по функционалу в России. А их, кстати, многие используют и для корпоративных коммуникаций. Однако альтернативы есть, и вполне функциональные. Я решил взглянуть на сервис Р7 команда — понять для себя, что ему по силам, а что — нет.
Р7 команда на сегодня является частью экосистемы для совместной работы Р7 офис. Но часть значимая, ведь это не только ВКС-мессенджер, де-факто Р7 команда здесь берет на себя роль супераппа, связующего звена для всей платформы. В последней версии десктопного клиента даже появились закладки для доступа к диску, календарю и др. Но главное — приложение берёт на себя основные коммуникативные функции: текстовые сообщения, аудио- и видеосозвоны в самых разных форматах (и с возможностью назначения ролей участникам конференции), и даже есть интеграция с редакторами Р7 офис (можно прямо в чате создавать документы и заниматься совместной работой над ними).
Р7 команда, как и родительская платформа Р7 офис, доступна в массе вариантов. Во-первых как онлайн-сервис, во-вторых — в серверной версии, которая разворачивается на мощностях клиента, что гарантирует максимальный уровень безопасности данных. И даже в закрытом контуре, без доступа в Интернет. Что касается клиентских устройств, то тут, опять же, самый широкий спектр вариантов: сервисом можно пользоваться через браузер на ПК, через приложение для ПК, через мобильные клиенты для Android и iOS (поддерживаются в том числе CarPlay и Android Auto). Да, в свете периодических проблем с доступностью мобильного интернета в некоторых крупных городах России последние два пункта могут прозвучать как издёвка, но тут вопросы однозначно не к разработчику ПО. Да, и плюс, есть поддержка протокола SIP, благодаря которому Р7 команда может быть интегрирована с корпоративной АТС, а значит можно звонить на внешние номера, пользователи без приложения тоже могут присоединяться к беседе. Плюс, в качестве клиентских устройств можно задействовать видеотерминалы, SIP-телефоны, переговорные комнаты и т.д
ВКС как необходимость
Возможность проведения видеоконференций, наверное, это первое, чем сегодня интересуется потенциальный клиент. Со времён пандемии COVID-19 эта опция стала очень популярной, и хоть значительных ограничений на общение «вживую» теперь нет, востребованность ВКС высока.
Итак, что в этом плане может Р7 команда? На самом деле достаточно многое: доступны как видео- и аудиозвонки в формате «1 на 1», так и конференции в режиме вебинара с числом участвующих до 500. Можно созваниваться с коллегами и внешними участниками: подключить их по контактам в корпоративном мессенджере, внутренним и мобильным телефонным номерам. Помимо собственно видео доступна демонстрация экрана, при этом можно передавать и звук с устройства участника, что полезно при показе видео, презентаций с аудиотреком и т. п. Конечно, есть запись звонков. Администратор может настраивать для разных пользователей разные уровни доступа, управлять правами участников для повышения информационной безопасности. Основных ролей три: администратор (самый высокий уровень: может назначать других администраторов и распределять роли), докладчик (может выступать: показывать экран, быть спикером), слушатель — роль по умолчанию для всех участников, которые при создании конференции не назначены как администратор или докладчик. Кстати, в сеансе связи участвовать могут и гости по ссылке. Есть и комната ожидания, где желающие подключиться будут ждать одобрения админа.
Доступны также некоторые полезные функции, такие, например, как шумоподавление и размытие фона / виртуальные фоны.
Настроек в целом не очень много, никаких 3D-аватаров, ИИ-расшифровок и подведения итогов встречи, или других продвинутых возможностей система пока не предлагает. Но всем ли они нужны на самом деле?
Мессенджер как базис
Функционал конкретно текстовой части мессенджера в сервисе Р7 команда предлагает, в принципе, всё то, чего от него ожидают. Личная переписка, общение в группах, новостные каналы (с возможностью оставлять комментарии к конкретному посту) — все базовые возможности есть. Даже внешних пользователей можно подключать к обсуждениям, для этого предусмотрены гостевые чаты. Человека можно пригласить по ссылке, и доступно ему будет многое, например, переписываться с другими участниками группового чата, написать персональное сообщение другому участнику, просматривать профили, участвовать в групповом звонке (конференции). И даже инициировать групповой звонок, если в свойствах группового чата указана настройка «Звонок без модерации». Ради безопасности присутствие в чате гостевых пользователей всегда маркируется визуально, сотрудники должны осознавать, что обсуждать чувствительные темы в присутствие посторонних как бы не стоит.
Кстати, на мобильных клиентах здесь доступны голосовые сообщения. Не все пользователи, наверное, этому обрадовались (некоторые голосовые сообщения не любят). Но что есть, то есть. На сегодняшний день для многих эта функция must have.
Обмен сообщениями устроен привычно и в целом удобно: текст можно редактировать после отправки, сообщения можно пересылать, цитировать, снабжать тегами. И ставить реакции, да. Если к сообщению прикреплена ссылка, формируется аккуратный превью-блок, а сама ссылка сохраняется во вкладке «Ссылки» в шапке — облегчает поиск. Вложить можно практически любой файл: документ, фото, видео; если у пользователя есть права, документ из чата можно открыть и отредактировать прямо на месте. И в принципе уже это делает команду функционально супераппом. Допустим, мы обсудили с коллегами, что вот с этим отчетом надо поработать в таких-то направлениях, вот мы договорились, кто что будет делать — и сразу приступили к делу. Совместное редактирование, конечно, важная фишка Р7 офис, оно работает, и вполне неплохо.
Управление чатами вполне функционально: переписку можно закрепить наверху списка (как и отдельные сообщения в чате, кстати), можно выключить уведомления или покинуть чат. Администраторы получают больше контроля, например, могут удалять чат, регулировать поведение гостей или назначать, кто имеет право писать в канале.
Кстати, в отдельных сценариях доступен усиленный режим безопасности: можно запретить пересылку сообщений, копирование текста и даже создание скриншотов на мобильных устройствах. Тогда чат перейдёт в формат «только для мобильных устройств». Конечно, можно сфотографировать экран телефона другим телефоном, но лишние препоны к воровству информации могут оказаться полезными.
Поиск по истории сообщений работает в разных клиентах, а в мобильных приложениях можно фильтровать результаты по автору или дате. Плюс статусы и гибкие настройками уведомлений.
Вместо заключения
В целом Р7 команда продемонстрировала себя вполне функциональным инструментом. Наверное, организации, для которых видеоконференции это основной бизнес-процесс, предпочтут какое-то более продвинутое решение (со встроенными функциями расшифровки записей конференций и прочим), благо на российском рынке они доступны. А в случае, когда сервис-коммуникатор нужен скорее как связующее звено для сотрудников, работающих над совместными какими-то задачами — это, как мне кажется, неплохой вариант. Тем более, что платформа Р7 офис предлагает и множество других инструментов, с помощью которых, в принципе, можно построить вполне рабочую схему взаимодействия команды, участники которой находятся в разных городах, а возможно даже и в разных странах.