Темная сторона эмпатии

Почему «чувствовать людей» иногда опасно для бизнеса и психики?

Темная сторона эмпатии

Сейчас модно быть «прокачанным», пролеченным, с развитым эмоциональным интеллектом. Эмпатия возведена в культ главного soft skill современности. И я с этим согласен. Но лишь отчасти.

Простыми словами, эмпатия — это способность встать на место другого человека, понять его чувства и разделить его эмоциональное состояние. Казалось бы, что в этом может быть плохого? Оказывается, многое.

Эмпатия — это не жалость (и в этом проблема)

Важно не путать эти понятия.

  • Жалость: Вы стоите на краю глубокой ямы, в которой сидит человек. Вы смотрите на него сверху вниз и говорите: «Ох, как тебе не повезло! Бедняжечка». Вы остаетесь на своей безопасной высоте.
  • Эмпатия: Вы спускаетесь в яму, садитесь рядом с человеком в темноте и говорите: «Я вижу, как тебе плохо. Я здесь, с тобой». Вы разделяете его уязвимость.

Звучит благородно. Но давайте включим цинизм: а зачем? Как я помогу человеку, если буду сидеть с ним в яме? Теперь мы оба не можем выбраться.

Здесь и кроется дьявол. Эмпатия полезна в отношениях и дружбе, но в жестких реалиях бизнеса и управления она может стать ловушкой. И вот почему.

1. Прямой путь к выгоранию

Когда мы включаем «полную» эмпатию, мы буквально заражаемся чужой болью. Ваш мозг активирует те же нейронные цепи, связанные со страданиями, что и у собеседника.

Если вы руководитель, HR или менеджер по продажам, и вы постоянно «контейнируете» эмоции сотрудников и клиентов, вы не просто устаете. Вы истощаетесь физиологически. Это называется «усталость от сострадания» (compassion fatigue). О ней подробно пишет Пол Блум в своей нашумевшей книге «Против эмпатии» (Against Empathy). Пытаясь спасти всех, вы сгораете сами.

Темная сторона эмпатии

2. Эффект прожектора: искажение справедливости

Эмпатия работает как узкий луч прожектора в темноте. Она ярко освещает того, кто стоит перед вами прямо сейчас, но оставляет в тени всех остальных. Она отлично работает в формате «один на один», но отвратительно — с большими группами или статистикой.

Классический пример: Руководитель годами не увольняет токсичного сотрудника, потому что эмпатически «понимает» его сложную ситуацию (ипотека, развод, трое детей). Руководителю жалко конкретного Человека! Но в тени остаются 10 других сотрудников отдела, которые вынуждены доделывать работу за него и терпеть его токсичность. В этом случае эмпатия к одному блокирует справедливость для большинства и убивает бизнес-результат.

3. Ловушка «Свой — Чужой»

Эмпатия биологически заточена на своих. Нам физически легче сопереживать тем, кто похож на нас (раса, культура, бэкграунд, социальный статус).

Парадокс в том, что эмпатия усиливает агрессию к «чужакам». Защищая «своего», чью боль мы чувствуем остро, мы можем стать неоправданно жестокими по отношению к конкурентам или оппонентам. Это топливо для кроссфункциональных войн и офисных интриг, а не инструмент мира.

4. Оружие манипуляторов

Существует когнитивная эмпатия — способность холодно понимать, что чувствует другой, не проживая это эмоционально. Именно этот тип эмпатии развит у психопатов и «акул бизнеса».

Понимая боли, страхи и привязанности жертвы, они знают, куда ударить больнее всего. Те самые «эмоциональные вампиры» и жесткие переговорщики используют эмпатию как сканер уязвимостей. Они считывают ваш страх (потерять лицо, не успеть в срок) и строят на этом свой шантаж.

Так что, становиться бесчувственным роботом?

Если я вас напугал, то наверняка возник вопрос: развивать эмпатию или нет? Ответ — однозначно ДА. Но нужно уметь переключать тумблеры.

Эмпатию разделяют на три вида, и секрет в том, чтобы использовать правильный вид в правильной ситуации:

1. Когнитивная эмпатия («Я понимаю»)

  • Суть: Способность умом понять, что чувствует другой и о чем он думает, оставаясь холодным.
  • Где полезна: Переговоры, дебаты, стратегическое управление. Помогает предсказать поведение, не теряя голову.

2. Эмоциональная эмпатия («Я чувствую»)

  • Суть: Физическое ощущение эмоций другого («заражение»). Друг плачет — у вас ком в горле.
  • Где полезна: Близкие отношения, семья, дружба. Это клей, который соединяет людей. В бизнесе — использовать с осторожностью.

3. Сострадательная (действенная) эмпатия («Я хочу помочь»)

  • Суть: Золотая середина. Вы понимаете проблему, чувствуете боль человека, но не тонете в ней. У вас возникает импульс не «поплакать вместе», а совершить действие.
  • Где полезна: В ситуациях где важнее помочь человеку справится с ситуацией самому, а не сделать за него или оказать помощь своими действиям, например в обучении и развитии.

Вывод

В бизнесе и работе нам часто продают идею «эмоциональной эмпатии», но на самом деле эффективному лидеру нужна эмпатия когнитивная в сочетании с действенной.

Умение вовремя поставить «стеклянную стену» между собой и чужими эмоциями — это не черствость. Это техника безопасности, которая позволяет вам оставаться в ресурсе и принимать взвешенные решения. А как это делать можно почитать в моем телеграм-канале "Говори! Выжимай" Заходите, там много пользы "без воды".

А какой вид эмпатии чаще всего включается у вас? Случалось ли принимать неверные решения из-за того, что слишком «вошли в положение»? Пишите в комментариях.

2
4 комментария