Анализ современного медиабизнеса в РФ

Фото: Институт медиа Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ
Фото: Институт медиа Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ

В 2025 году медиабизнес в России, можно сказать, уверенно стоит на позиции под влиянием масштабных изменений в потребительском поведении. В нашем с Вами потреблении. Так что же повлияло на такое устойчивое закрепление? Давайте разберемся. Конечно же это наши привычки, тренды, которым мы все так подвластны.

Ключевые тренды медиабизнеса. Что же к ним относится?

· Импортозамещение платформ: Постепенный отказ от зарубежных платформ в пользу российских (ВК Видео, Rutube и тд).

· Монетизация через подписки: различные платформы, такие как Premier, Wink, Кинопоиск, Иви «существуют» в большинстве своем за счет подписчиков. Для того, чтобы потреблять видео контент людям приходится оформлять платные подписки.

· Развитие отечественного производства: сейчас идет большой фокус на патриотическую киноленту («Подольские курсанты», «Девятаев», «В списках не значился»), исторические драмы (сериал «Великая»), на адаптации русской классики (фильм «Пророк»), жанра комедии («Бес попутал»), детектива (сериалы «Тайга», «Трасса», «Метод»). Медиакомпании вынуждены адаптировать свой контент и выстраивать правильную монетизацию под логику современного потребителя.

· Тотальная цифровизация: по данным Mediascope - более 80% населения ежедневно пользуется интернетом. Да даже больше, сейчас не то, чтобы каждый второй «ходит в обнимку» со своим смартфоном, а просто каждый. Для нас сейчас телефон — чуть ли не основной и часто единственный девайс для потребления контента.

Фото: Mediascope
Фото: Mediascope

Если говорить о наших с Вами платформенных предпочтениях, то это конечно же:

· Социальные сети и мессенджеры (куда нам без них!): это конечно же ВКонтакте, TikTok, Instagram (запрещен на территории РФ), Telegram, WhatsApp, теперь уже и Max — мы же просто не представляем своей жизни без соцсетей. Там абсолютно все: рабочие чаты, личные переписки, записи в салоны, врачам и прочее.

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia

Что касаемо нынешних трендов медиапотребления, то это:

· Видео-контент: Короткие вертикальные видео (шортсы), игровые стримы или длинные видео.

· Аудио-контент: кто бы что ни говорил, но подкасты сохраняют свою популярность. Т.к. современное поколение, в частности в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург бОльшую часть своего времени проводят в дороге, и аудиоконтент, зачастую, потребляется чаще, чем видеоформат. Не будем забывать и о том, что сборы на учебу, работу или просто на встречу с подругой, как правило, сопровождаются подкастами. Включил на фоне интервью с известной персоной и слушаешь отрывками, пока собираешь свой модный образ)

· Жажда позитивного контента: современная аудитория активнее потребляет занимательный или «уютный» контент. Около 65% россиян потребляют контент развлекательного характера. Чаще всего это кино, сериалы и мультфильмы, а также музыкальные клипы, шоу, стримы компьютерных игр и смешные ролики.

· Многоплатформенность: Параллельное потребление нескольких медиа (например, просмотр подкаста + переписка в мессенджере).

Фото: Информационно-аналитический журнал «Университетская книга»
Фото: Информационно-аналитический журнал «Университетская книга»

Если подводить краткий итог, то медиабизнес в России в 2025 году – это динамичная отрасль, успех которой определяется не только креативным подходом к глубинным запросам потребителей, но и способностью к быстрой адаптации и выстраиванию доверительных взаимоотношений с аудиторией.

1
1
Начать дискуссию