Как работать с саботажниками, внутри компании?

Что необходимо сделать, когда внедряешь изменения в компании, но не все сотрудники этому рады.

Привет, меня зовут Алексей. С 2003 я занимаюсь тем, что автоматизирую управленческий учет в компаниях: собираю запросы, нахожу разработчиков, внедряю, обучаю и все такое. Не все сотрудники клиентов рады этому. Ниже пример!

Обратился ко мне, где-то полгода назад собственник розничного магазина, хотел чтобы в отчетах все было видно, что ему там требовалось: прибыль, запасы товаров, финрезультат подразделений и прочее.

Для нас интересный клиент, классная задача и все такое. Только вот бухгалтер, как-то нас невзлюбила. Говорит: «Я сама могу все эти отчеты сделать! И инвентаризацию проведу!». Спрашивает «а где же ты была раньше?». Впрочем, мы быстро договорились, что нам нужны настоящие отчеты, которыми можно наслаждаться и всё-всё-всё видеть, а не те, что в налоговую уходят.

Про реальный учет: Скажем, поставщик подвел и не привез йогурт. Руководитель едет на ближайший оптовый склад и покупает пару ящиков, оплачивает со своей карты и ставит на полку магазина. Для бухгалтерии товара не существует, так как расплатились за него со счета физлица. А для предпринимателя это реальный товар, реальные деньги, которые итоже надо подсчитать и отразить в отчетах.

В общем, работаем. Инвентаризацию провели, навели в товарах порядок, в товарных отчетах все красиво, красных строк нет, видно, что и когда пришло, а когда ушло и так далее.

Начинаем работать с финансовым учетом. В России он с хитрецой, бухгалтер считает и показывает одно, а руководители хотят видеть всё-всё-всё реальное. Вроде настроили, сделали все необходимые инструкции «что, куда, как заносить, чтобы бухгалтерия работала с одним, а руководитель видел реально то, что его волнует». Начинаем в конце месяца проверять и сверять. Но не тут то и было! Бухгалтер правильно разносит свои цифры, а остальные игнорирует. Провели обучение вновь, переделали инструкции, разъяснили ценность. Через месяц проверям, опять не то!

Так я понял, что мы столкнулись с ожесточенной формой пассивной агрессии. Бухгалтер слушает, кивает, но не делает. Предлагаю собственнику наказать сотрудника — «выпороть». А он человек мягкий — я с ней поговорю… Ещё месяц, снова та же история. Это уже саботаж и вредительство! Три месяца просто ждём, программа готова, а отчётов по финансам нет. Бухгалтер начал шуршать с другими управленцами, качают лодку!

Я сообщаю руководителю, что скоро будет бунт. Уволить одного саботажника можно, уволить целую команду — не реально ☝.

Сейчас клиент наводит порядок внутри коллектива, чтобы появились отчеты и продолжилось наше внедрение...

А выводы такие:

- Руководитель должен внимательно относиться к любым формам сопротивления и оперативно на них реагировать. Разобраться и обсудить гораздо лучше, чем заставить и продавить.

- С самого начала строить со всеми честные и взрослые отношения, не притворяться, когда что то идет не так, а нести ответственность.

- Не тянуть с саботажниками. Они мутят воду. В общем, их увольнять.

- Стоимость проектов изменений, и проектов автоматизации гораздо сильнее зависит от команды и руководителя, чем от прорграмм, разработчиков и доработок.

- Руководитель проекта от заказчика — должен обладать влиянием, компетенцией, мотивацией и временем для проведения проекта.

А как вы бы работали с саботажниками? Поделитесь опытом?

Как работать с саботажниками, внутри компании?
88
12 комментариев

Я сам устраивал сабботаж в компании, сначала бегал и показывал вариации прибыли в отдельном проекте, потом показывал варианты оптимизации и упрощении работы, потом нашёл вариант сокращение/перераспределения сотрудников на другие области в которых они получат больше успеха и вовлеченности. Когда третью подряд идею не услышало руководство, решил что сам всё сделаю, да и руководство подтолкнуло к этому снизив финансово мою активность, методом кнута а-ля лишнее время у него есть. Когда уже реализовал проект на себя, стал независимым от компании и внедренные мной упрощения в работе оптимизировали процесс работы, что повлекло интерес и зависимость. Решение руководства: усложнить работу в 10 раз и выдавить. Выдавили, ушел по сж в свою же фирму. Работал несколько нет и теперь занимаюсь новым проектом более глобальным. Та фирма вернулась к рутине, пыталась пару лет воссоздать те упрощения что я делал, вложила в разработку комплекса немало усилий и даже перечистила сотрудников по тем предложениям что были от меня, но под эгидой руководство так придумало..
Коллектив конечно пострадал от этого, уже нет больших вложений в сотрудников, рационализаторов сразу убирают, да и не хочет ни кто стараться, оптимизация с психологом поддерживает дух в текучем коллективе.

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

да!

1
Ответить

Все что вы описали к 'саботажу' имеет очень слабое отношение, это скорее плохой менеджмент, в первую очередь ваш.

Насколько я понял, вы как подрядчик оказываете услуги компании, в рамках этих работ вам необходимо взаимодействовать с сотрудниками заказчика - ничего необычного тут нет.
Бюджет на вашу автоматизацию полагаю конечный, с оплатой по завершению и приемке работ?

В этом случае вам необходимо было сразу на уровне договора прописать этапы работ, так чтобы этап начинался после получения критически важных данных от сотрудника заказчика, прописать сроки этих этапов и штрафы за их срыв. По хорошему еще и оплату привязать к этим этапам.

Сотрудник заказчика по любой причине не предоставил данные?  - Уведомляете менеджмент,включаете счетчик.

Если вы сдали проект, внедрили вашу автоматизацию а ею не пользуются - забудьте, это не ваши проблемы.  

Забота о чужом для вас бизнесе заказчика также не входит в состав ваших работ, не надо этим заниматься, тем более лезть в операционную деятельность с советами 'выпороть' да еще блин главбуха.  Запросто может быть что этот главбух ведет еще десяток компаний собственника, про которые вы не знаете, он может помогать с обналом - а это совершенно другой уровень отношений.

2
Ответить

саботаж вот в чем — начальник говорит «надо делать вот эту задачу Y», бухгалтер отвечает «я сделаю» 
проходит очень много Х времени — ничего не делается, при этом не просто ничего, а именно в зоне задачи Y → как это еще назвать?

насчет остального — да, если я правильно вас понял, именно так мы и работаем. 
есть менеджер проекта изменений со стороны заказчика, есть с нашей стороны, они постоянно синхронизируются и уведомляют об изменениях: бюжета, условий, сроков. соотвественно мы трижды предупреждали начальника (он же менеджер проекта изменений) «бухгалтер продалбывает» и да, если со стороны заказчика ничего не меняется, мы с этим ничего не сможем сделать

Ответить

Естественно без управленческого учёта, особенно в крупной компании, ваще никак. Бухгалтер в какой-то степени обычно правая рука руководства в этом вопросе и скорее наоборот, должна только приветствовать это. Если бух годится только на белую бухгалтерию в 1с, то либо специалист некомпетентен, либо тупо сидит от звонка до звонка на окладе без малейшего интереса к обороту и прибыли компании. А без полного учета и белого и серого ты даже не поймёшь, где можно провести налоговую оптимизацию, найти ещё какие-то причины финансовых потерь и на чем-то сэкономить. Лучше тогда заменить специалиста на более вовлеченного. А что касается именно саботажников. Конечно, их желательно распознать максимально быстро, пока они не разложили коллектив. По хорошему, ярых саботажников надо бы публично на собрании придавать "кнуту" и позже увольнять. Но обычно так не делается, обычно сначала увольняют "по собственному", а после увольнения на собрании говорят за что, и почему, и грозят остальным пальцем, чтобы так себя не вели. Что такие сотрудники в коллективе не приветствуются.

Ответить

После публичного "придания кнуту" саботажника, оказавшегося настолько глупым, что его вычислили, оставшиеся более умные точно найдут способ воспользоваться воцарившейся в компании атмосферой страха и недоверия для того, чтобы и далее вести свою подрывную деятельность.

5
Ответить