Как нанять первого сотрудника, если вы начинающий предприниматель

Как нанять первого сотрудника, если вы начинающий предприниматель

Нанимать всегда страшно, особенно когда вы делаете первые шаги в бизнесе. “Но один в поле не воин” — гласит народная мудрость, и я полностью согласна. Даже при условии, что вы автоматизируете всё, что можно и оставите себе самый смак и креатив, рано или поздно наступит момент, когда нужно начинать собирать команду. Лучше рано, чем поздно.

Итак, почему вы до сих пор не наняли вашего первого сотрудника? Потому что есть страхи и сомнения. Чем платить? А что если он будет всё делать не так, как я? (Спойлер: точно будет! Потому что он не вы). А если его такого прекрасного уведут конкуренты?! Примерно так я и думала на старте своего бизнес-энтузиазма. Но помимо этого, я была очень доверчива и благодарна людям просто за то, что они откликнулись и пришли ко мне на собеседование. Мне все очень нравились и хотелось устроить жизнь каждого! Как минимум, помочь с работой. Как вы понимаете, это путь в никуда. И последующие неловкие ситуации, в которых я оказывалась не раз, лишнее тому подтверждение.

На самом деле, найм сотрудника – процесс стратегический и поэтапный.

Во-первых, нужно снизить уровень тревожности на счёт денег. Призовите простую логику: вы берёте на работу человека, чтобы он приносил вам деньги, а не просто помогал на добровольных началах. В больших корпорациях деньги приносят сотни сотрудников, в микрокомпаниях — 2-3 человека. Объём и оборот разные, а суть та же: выплачивать зарплату вы будете из тех денег, которые принесёт вам ваш новый сотрудник. В случае, если этого не происходит, и каждый месяц вы ищете ресурс на выплату заработной платы, значит, вы наняли не того человека или плохо объяснили цель.

Во-вторых, заранее закройте вопрос регламентов и документов. Дабы не попасть в ситуацию, где кто-то кому-то что-то обещал и говорил, подготовьте договор. Шаблон можно взять в открытом доступе в Интернете, адаптировать под нужды и специфику компании и пользоваться много лет. Прежде чем допустить человека к работе, не забудьте проследить за тем, чтобы договор был подписан в двухстороннем порядке.

Не менее важно прописать должностную инструкцию. На первых порах бывает сложно структурировать то, чего нет и ещё не было. А должности ассистента, например, у вас точно не было. Поэтому распишите ваши задачи, которые собираетесь делегировать, примерные сроки на их выполнение и результат (с ориентировкой пока что на себя, дальше можно скорректировать). Таким образом, у вас будет готова должностная инструкция и стартовые ключевые показатели эффективности (KPI). Последнее поможет и вам, и сотруднику видеть динамику и прогресс в работе, либо не видеть, и что-то с этим делать.

В-третьих, подготовьтесь к выбору. Как показывает практика, пригождается любой опыт. Для начинающих спецов биржи фриланса — это возможность “набить руку”, для начинающих руководителей — практика делегирования и хорошая школа коммуникации с разными исполнителями. Если вы когда-то пользовались услугами биржи для разовой работы, возьмите на вооружение принципы, по которым она устроена. Кстати, там же можно позвать спецов на fulltime.

“Если вам что-то кажется, значит, вам не кажется”. Резюме необязательно должно быть блестящим, но по нему должно быть понятно, что человек умеет и подходит ли вам. На этом этапе отсортировывается около 50% резюме.

“Покажи, на что способен”. Тестовое задание — абсолютно нормальная история, при условии, что вы не изобретаете в нём работы на 2 дня и 2 ночи. По статистике, это ещё минус 50% процентов исполнителей.

“Если что-то непонятно, спроси”. На любом этапе работы всегда можно что-то обсудить и задать вопрос в чате. На биржах так не делают, конечно, но вне её можно немного схитрить и, например, запаролить гугл док с заданием. Здесь вы также потеряете нескольких бойцов, но те, кто останутся, начнут коммуницировать и решать проблему. По мне, так это чистый кайф — видеть человека в деле, а не на словах. Дальше — личная встреча. Включайте глаза, уши, интуицию! Если есть бюджет, обязательно наймите HR-консультанта, который бы посидел с вами, послушал. А вы смогли бы синхронизировать вашу интуитивность с его практическим опытом и сделать выводы. Дальше — больше, специалист найден, и вам предстоит не убить мотивацию потенциально хорошего сотрудника. Онбординг обязателен!. Но это уже другая история.

55
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Детей у меня двое и их я содержу, а сотрудников 56 и это люди, которые приносят прибыль компании. А еще размер текучки 0,15%. Жаль, что у вас другой опыт и вы раздаете "диагнозы" предпринимателям.

Ответить