Как развивают софт скиллы с помощью катамаранов

Софт скиллы — это навыки вроде способности строить коммуникацию, решать проблемы, оставаться в себе, когда ничего не понятно, и прочие полезные штуки. В жизни они помогают экологично общаться, отстаивать границы и не сходить с ума от маленьких передряг. А еще они очень важны в работе.

Харды — это база, а софты — бонус. Если с хардами что-то пошло не так, например, не попал в дедлайн, можно достать из рукава софты — аргументированно объяснить, что помешало уложиться в сроки, придумать план Б и проконтролировать альтернативное решение задачи. В общем, на одних хардах далеко не уплывешь. Тут-то и нужен катамаран. :)

При чем тут катамараны, расскажу на примере IT-компании TravelLine, в которой работаю. Компания 15 лет назад еще на старте работы выбрала свой метод прокачки софт скиллов и пользуется им до сих пор.

Как развивают софт скиллы с помощью катамаранов

Какие софт скиллы важны для TravelLine

Ключевая ценность TravelLine — это сервисность. Мы так называем вовлеченность в задачи клиентов — и внешних, и внутренних. А вот все пять софт скиллов, развитие которых важно для TravelLine:

  1. Сервисность

    Как проявляется: сотрудникам важно эффективно решать задачи клиентов — внешних и внутренних. Для нас внешние клиенты — это гостиницы, т. к. мы создаем софт для их работы, а внутренние клиенты — постановщики задачи, т. е. наши коллеги.

  2. Умение работать команде

    Как проявляется: сотрудники легко взаимодействуют друг с другом, способны найти компромисс, ценят работу каждого.

  3. Проактивность (бизнес-видение)
    Как проявляется: сотрудники видят общую цель команды и строят свои задачи в зависимости от этой цели.
  4. Готовность к изменениям

    Как проявляется: в условиях неопределенности или непредвиденных обстоятельствах сотрудники могут справляться с эмоциями, придумывать новые подходы и оставаться эффективными.

  5. Дисциплинированность

    Как проявляется: сотрудники умеют организовать себя и адекватно оценивать приоритетность задач.

Служба HR оценивает кандидатов на входе. Действующих сотрудников оцениваем по методике „оценка 360“: так мы понимаем, как эти навыки проявляются при взаимодействии с коллегами. Если софтовых компетенций не хватает, предлагаем онлайн- или офлайн-курсы, тренинги за счет компании.

Екатерина Блиняева, HR-директор TravelLine

Как обычно развивают софт скиллы

Есть несколько способов:

  • Учиться самому — искать информацию в удобных источниках.
  • Проходить готовые курсы.
  • Просить обратную связь — узнавать у коллег, как они оценивают твою работу.
  • Учиться на опыте других — найти успешные кейсы или просто наблюдать за коллегой, чьи софт скиллы хочешь взять за эталон.
  • Выполнять упражнения, которые помогают развивать определенные компетенции. Например, можно пользоваться методами когнитивно-поведенческой терапии.
  • Развиваться в процессе работы — по-разному действовать, рефлексировать и стараться закрепить максимально успешную модель поведения.

При чем тут катамараны

Помимо традиционных способов, у TravelLine есть свой рецепт: взять сотрудников, катамараны и реку, смешать, но не взбалтывать. :) Эта традиция старше компании: наш гендир Саша Галочкин ходил на сплавы в детстве, в студенчестве, когда TL еще был стартапом и когда компания уже стала известной на рынке.

Сплавы стали элементом культурного кода не только потому, что это весело. На сплаве классно проявляются и прокачиваются некоторые софт скиллы. У нас в Марий Эл реки не такие стремительные, как на Урале или Алтае, но и они могут унести еду, снарягу и коллег, если зазеваешься. :)

Сплав — это своего рода вызов. Неделю жить в лесу не так-то просто: снег, дождь, палящее солнце, отсутствие комфорта, привычной среды, необходимость двигаться по реке и организовывать быт на берегу.

В таких условиях человек раскрывается, показывает истинное лицо. Ты понимаешь, кто на самом деле твой сосед, коллега, подчиненный, понимаешь, какие обязанности и задачи можно на него возложить.

Это же понимаешь и о себе: «Вот здесь ты с ситуацией справился, а тут — не очень, надо бы проанализировать и потом поработать над собой». А на следующий год смотришь, что поменялось.

Захар Лучинин, senior-разработчик TravelLine

Этот парень на переднем плане и есть Захар. «Программист — это не только „писать код“, но и свобода общения, природа, преодоление стихий и себя», — из сборника цитат Захара. :)
Этот парень на переднем плане и есть Захар. «Программист — это не только „писать код“, но и свобода общения, природа, преодоление стихий и себя», — из сборника цитат Захара. :)

Как софт скиллы проявляются на сплаве

Давайте посмотрим, как пять навыков, важных для компании, проявляются на сплаве.

Сервисность

На сплаве тоже есть внутренний клиент и внешний клиент. Внутренний клиент — это твое желание не промокнуть, не оголодать и добраться до точки Б, а внешний клиент — коллеги, с которыми ты все это проходишь. Сплав помогает научиться искать баланс между этими двумя вещами и как-то подружить свои потребности с потребностями команды.

Работа в команде

В походе то самое чувство локтя нужно иногда даже больше, чем на работе. Есть риски, что если компромисс не нашли, остались голодными, лодка перевернулась, вещи унесло. Так что это экстремальная тренировка навыков договариваться, распределять задачи и ответственность и искать решения. 💪🏻

В обычной жизни программистам бывает сложно общаться, а в водном походе, чтобы продвинуться, ты просто вынужден это делать. Это выход из зоны комфорта, из своей привычной среды.

Захар Лучинин, senior-разработчик TravelLine

Проактивность или бизнес-видение

Это про то, что каждый участник процесса должен понимать общие цели и находить себе занятие, чтобы достигать их. Например, надо готовить ужин. Кто-то идеально режет лук и даже не плачет, кто-то — потрясающе собирает хворост. Так ты учишься оценивать, какой твой навык будет максимально полезным в общем деле.

Обычно на сплавах TL нет практики раздавать задания. Все понимают: есть определенное количество дел, которые обязательно нужно сделать перед тем, как лечь спать. Все разгрузить, развести костер, нарубить дров, приготовить еду. По сути это и есть негласное формирование эффективной команды.

Захар Лучинин, senior-разработчик TravelLine
Тем, кто хорошо поработал, полагается 5 минут посмотреть на костер :)
Тем, кто хорошо поработал, полагается 5 минут посмотреть на костер :)

Готовность к изменениям и стрессоустойчивость

Во-первых, майская погода в Марий Эл — Мисс Непредсказуемость. Может идти снег или дождь, ночью мороз, утром — жара. Во-вторых, реки каждый год тоже меняются: появляются заторы из деревьев или мели.

Нельзя предсказать и ход самого сплава. Всякое бывает: можно упасть в воду, порвать катамаран, утопить продукты. Может подняться сильный ветер, который будет мешать развести костер, кто-то может заболеть и выпасть из ритма. И вот в этом всем надо уметь справляться с эмоциями, придумывать какие-то креативные решения по разведению огня и продолжать работать на общую цель.

Кстати, о кострах. Мы как-то писали целую статью про блюда на костре от программистов.

Дисциплинированность

На сплаве всегда есть четкий график и ограниченное время. Не успел вовремя аккуратно собрать свой рюкзак и палатку — придется запихивать ногой, но успеть все равно придется. Не успел прийти на завтрак — можешь остаться без еды. Поэтому дисциплина и навык тайм-менеджента в походе прокачиваются молниеносно: кто не тайм-менеджит, тот не ест!

Только дисциплинированность и помогает не растерять все это добро по дороге
Только дисциплинированность и помогает не растерять все это добро по дороге

Так вот...

Конечно, никто не думает про софт скиллы, когда собирает вещи в поход, работает веслом или рубит дрова. Но традиция в компании потому и живет столько лет, что все это происходит естественно, а работать после таких походов легче: понятнее, чем тут все живут и как относятся к делу.

Шутки со сплавов переходят из года в год. Каждый новый сотрудник обязательно узнает, кто за прошлые годы куда упал, где облажался, что потерял. Все знают специальные походные слова, фразы и рифмы — специфический юмор программистов.

Поэтому сплав — это, конечно, не пятнадцать отдельных историй про походы. Это одна большая житейская мудрость. Многолетняя традиция и история TravelLine.

Захар Лучинин, senior-разработчик TravelLine

Фотографий немного, потому что, как сказал Захар, «все, что происходит на сплаве, — остается на сплаве». Там, видимо, еще есть первое правило сплава и второе правило сплава… Но их мы уже нарушили. ;)

1313
1 комментарий

Игорь Катамаранов в помощь

1
Ответить