Как незрячий сотрудник VK водит экскурсии по офису и делает сервисы удобными для всех без исключений

Развивать цифровую доступность помогает принцип «Ничего для нас не должно делаться без нас».

Артем Плаксин на террасе офиса VK в Петербурге на улице Херсонская

Привет! Я Артем Плаксин, незрячий специалист по цифровой доступности в VK. Я делаю наши сервисы удобными для людей с ограниченными возможностями здоровья и работаю над социальными проектами. Ещё я веду блог — как пользователь той самой доступной среды, айтишник и просто живой человек.

То, как устроена моя работа, — отличный пример, как внимание к потребностям людей помогает менять мир к лучшему.

Делать что-то для нас нужно с нами: чем я занимаюсь в VK

Еще в школьные годы я общался с разработчиками из «ВКонтакте». Не как спикер или приглашенный эксперт — просто как незрячий пользователь, который разбирается в теме. Мы созванивались и обсуждали, как доступно сверстать мобильную версию сайта. Это была их личная инициатива — не какое-то задание сверху.

Уже тогда у меня возникала мысль пойти работать во «ВКонтакте». Я бесплатно делал вещи, за которые людям платят деньги. Но тогда вакансий не было, да и тема доступности была непопулярной.

В 2019 году, сразу после школы, я устроился в Everland. Это инклюзивный проект, который обучает и трудоустраивает людей с ограниченными возможностями. Людям дают профессию, а потом и работу: Everland занимается аутсорсом, разрабатывает и тестирует цифровые решения на заказ.

Меня позвали создавать направление тестирования цифровой доступности — я занимался им с 2017 года и уже имел определенный опыт. Мы работали над проектами заказчиков: оценивали, насколько их продукты подходят для людей с инвалидностью, давали рекомендации и помогали разрабатывать инклюзивные решения. В Everland я проработал до 2022 года — руководил отделом тестировщиков и сам занимался тестированием.

В 2023 году я получил приглашение в команду VK. Мы уже сотрудничали в рамках Everland: агентство работает со многими крупными клиентами. А конкретно я как руководитель отдела невизуальной доступности много помогал VK с адаптацией их продукта для незрячих.

Рабочее место Артема в опенспейсе

В VK я тестирую доступность сайтов и мобильных приложений наших сервисов — «ВКонтакте», «Одноклассников», Mail.ru и других. Я придумываю и реализую тестовые пользовательские сценарии, прохожу их как обычный пользователь и даю рекомендации по улучшению. А еще анализирую невизуальный дизайн: например, предлагаю идеи, как лучше спроектировать эту кнопку или тот инструмент.

Доступность — это не только пандусы: люди с инвалидностью тоже сидят в интернете и пользуются цифровыми услугами. Но они иначе воспринимают веб, и мы как создатели крупного ПО должны учитывать их потребности.

Например, незрячие и слабовидящие люди не пользуются мышью. Они перемещаются по сайтам с помощью клавиатуры. А теперь представьте сайт, где кнопки реализованы как блоки, «невидимые» для клавиатуры. На них можно только нажать мышкой — незрячий человек не может этого сделать.

Пример выше — то, как быть не должно. Моя задача — не допускать подобного. Мы делаем продукт таким, чтобы пользоваться им было удобно всем вне зависимости от особенностей восприятия:

  • Следим, чтобы элементы интерфейса откликались на клавиатуру;
  • Прописываем для картинок и видео замещающий текст, чтобы люди могли прочитать, что там изображено;
  • Адаптируем скрипты и визуальные решения;
  • Проверяем, насколько хорошо интерфейс читается со скринридера.

Конкретно моя работа — тестировать невизуальную доступность, то есть не связанную с визуальным дизайном. Я проверяю, насколько людям удобно пользоваться теми или иными функциями с клавиатуры, без мыши и монитора. Это одно из направлений доступности — в целом сфера куда шире: адаптация интерфейса для незрячих людей и, скажем, для пользователей с нарушенной моторикой — совершенно разные задачи.

Когда занимаешься такими проектами, важно понимать настоящие потребности людей, для которых это всё делается. Среди незрячих людей популярно выражение «Ничего для нас без нас» — не надо делать продукты для нас без нашего участия, надо делать вместе с нами. Если человек сам незрячий или слабовидящий, он лучше понимает, какие фичи ему нужны.

Как это — работать в VK, будучи незрячим

Большую часть времени я работаю удалённо и считаю, что возможность удалёнки — это мастхэв даже без инвалидности. Но 1–2 раза в неделю всегда стараюсь приезжать в офис и очень радуюсь этой возможности: обстановка настраивает на рабочий лад, да и живое общение — это здорово. Я всегда мечтал иметь возможность работать в офисе — теперь она у меня есть.

С самого начала коллеги организовали пространство так, чтобы у меня не возникало особых затруднений. Работать очень комфортно: ко мне прислушиваются и адаптируют среду.

Если кому-то из читателей понадобится нанять незрячего сотрудника — возможно, мой опыт поможет организовать пространство.

Вестибюль и говорящие лифты. Всё начинается с первого этажа бизнес-центра, а именно с лифтов: два из шести озвучены. Если вы встречали лифты, которые при каждой остановке объявляют этаж и направление движения — теперь вы знаете, зачем это нужно. Кнопки в лифтах тактильные, с выпуклыми цифрами этажей. Тактильная плитка, кстати, тоже есть: к ней у меня отношение неоднозначное, но порой она помогает.

Сейчас я настолько хорошо изучил офис и ориентируюсь на этаже, что вожу по нему экскурсии — например, для коллег из московских и других питерских офисов, а ещё для знакомых, друзей и ребят из «Додо Пиццы». Любой бизнес может оставить заявку на экскурсию в отдел маркетинга, а я её проведу.

Собственная техника. У меня своя техника: я выбрал её сам, и она тоже закреплена за мной и адаптирована. Экран мне обычно не нужен, так что большую часть времени он выключен, зато есть наушники — чтобы слушать скринридер.

К ноутбуку с выключенным экраном подключена отдельная клавиатура — Артему так привычнее

На всей технике есть наклейки с подписями шрифтом Брайля: коллеги помогли их нанести. А вот на клавиатуре и ноутбуке наклейки не нужны — я использую десятипальцевый метод слепой печати, так что обхожусь без подсказок.

Скринридер (программа экранного доступа) — специальный инструмент, который позволяет незрячим и некоторым слабовидящим людям пользоваться цифровыми продуктами. Он озвучивает компоненты, на которые наводится фокус — это другая модель понимания интерфейса, имеющая свои сложности.

Экранный доступ работает как на смартфонах, так и ПК и даже часах: логика работы не зависит от устройства. В веб-интерфейсах озвучивается элемент, на котором сейчас стоит фокус, а переключение происходит с помощью клавиатуры. На телефонах и планшетах используются свайпы или тапы (одним и несколькими пальцами). В ответ программа экранного доступа озвучивает текущее состояние интерфейса: на каком элементе мы сейчас находимся и что с ним можно сделать.

Скринридер не требует создания отдельной версии интерфейса для людей с нарушениями зрения, поэтому страницы можно сделать удобными и доступными сразу для всех.

Кофе-поинты и отдых. Я люблю пить кофе и читать книги, и в VK у меня для этого есть все условия. Кофемашины и микроволновки в офисе сенсорные, но мне и тут пошли навстречу: нанесли около кнопок наклейки шрифтом Брайля, чтобы я мог сориентироваться.

Рабочее место с держателем для трости. В опенспейсе за мной специально закрепили рабочее место, чтобы я мог легко добраться до любой локации. Около стола поставили держатель для трости. Так мне не приходится постоянно её складывать — я знаю, где она, и могу достать одним движением. Удобно, если надо куда-то пойти.

Трость вставляется в держатель и удобно фиксируется

И главное — люди. Наверное, важнейшая составляющая комфорта — то, что я всегда могу обратиться к коллегам за помощью. У нас невероятно отзывчивые офис-менеджеры: если мне чего-то не хватает, я просто говорю им — и на мой запрос обязательно откликаются. Так было с теми же наклейками с Брайлем или с держателем для трости.

Но офис-менеджеры не единственные. Меня очень поддерживают коллеги из бизнес-юнита и в целом люди, работающие в этом же офисе — даже незнакомые. Если вдруг сломается «моя» кофемашина, мне помогут сделать кофе. Если я запутаюсь в офисе, а такое бывало в самом начале работы — помогут и проводят. Всё с пониманием и заботой.

Кухня — всегда место притяжения: сходить за кофе, перекусить свежими овощами или поболтать

Бывает, некоторые боятся общаться с людьми с инвалидностью: ляпнуть что-то не то, повести себя невежливо. В итоге всем неловко. В VK такого нет и не было — я спокойно общаюсь со всеми на равных и могу по-настоящему быть частью коллектива без всякого напряжения.

Проекты и развитие за пределами VK

Направление цифровой доступности в России только развивается, и его главные «двигатели» — крупные компании типа VK. Они делают большой продукт и адаптируют его под всех. А вот специализированных, нишевых решений немного. Я стараюсь ускорить изменение веба к лучшему: создаю некоммерческие проекты, которые облегчают незрячим и слабовидящим работу с сетью.

Tiflo Host. Идея и реализация проекта мои: изначально он задумывался как хостинг сайтов, которым могут пользоваться незрячие и слабовидящие. Потом, кроме бесплатного виртуального хостинга, мы начали работать с VPS, FTP и регистрацией доменов. А с 2019 года начали расширяться: теперь название объединяет целую экосистему проектов для незрячих. В нее входят облако, конструктор сайтов, сервер для удаленного управления. Всего за последние четыре года мы поработали с пятнадцатью некоммерческими проектами — и это не предел.

Например, Tiflo Host дал ресурсы и серверные мощности проекту другого незрячего разработчика — Vision Bot. Это бот, который дает текстовое описание картинок: распознает на них объекты, людей, животных и надписи. Сейчас этим сервисом пользуются многие незрячие люди: удобно, если кто-то скинул в диалог картинку.

Данные в данные. Проект по моей идее, которую реализовала вся наша команда — доступный конвертер для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Поясняю: студентам чаще других приходится работать с многостраничными PDF, в том числе без текстового слоя, или со сканами учебных материалов — это вообще картинки. Скринридер не может их озвучить. Поэтому мы сделали сервис, который переводит картинки и PDF в текст, формат FB2 в TXT, а текстовый контент в речь. В отличие от других конвертеров, наш адаптирован под незрячих: в нем доступный интерфейс, которым удобно пользоваться с клавиатуры. Пользоваться им, конечно, могут не только студенты.

RHVoice Lab. RHVoice — это отечественный опенсорсный скринридер, который работает с русским языком. Сейчас это единственная такая разработка в России. Вместе с несколькими другими энтузиастами мы создали проект RHVoice Lab: записываем для скринридера новые голоса на русском и других языках, чтобы сделать опыт пользователей разнообразнее. Сейчас в нашей базе есть голоса радио- и телеведущих, актеров, блогеров.

Есть даже голос Артемия Лебедева: я написал ему вообще без особой надежды, а он мало того что ответил, так еще и с энтузиазмом взялся за дело.

Чтобы голос человека можно было использовать для скринридера, дикция и качество записи звука должны подходить под наши требования: например, важны четкая артикуляция и отсутствие посторонних звуков в записи. Если выполняются все условия, стать голосом RHVoice Lab может любой человек. Возможно, даже вы!

Терраса офиса на Херсонской открытая — подушки с диванов убирают, когда идёт дождь, и потом раскладывают обратно

В большинстве проектов я выступаю организатором, вдохновителем и тимлидом. Я нахожу ресурсы на реализацию, но без команды незрячих программистов и других специалистов многие проекты так и остались бы идеями.

Подробнее о том, что я делаю, можно почитать на моем сайте. Я не слишком активно его веду, но там есть ссылки на мои соцсети и проекты. А ещё я много саморазвиваюсь в профессиональном плане — читаю литературу, изучаю опыт российских и зарубежных коллег и слежу за трендами в области цифровой доступности. Курсы не покупаю: 80% информации оттуда знаю и так. Поэтому если и проходить, то ради сертификации.

Что дальше: делать мир лучше и доступнее для всех

Мои планы на будущее — развиваться в той сфере, которую я для себя выбрал, то есть в аналитике и тестировании невизуальной доступности. Сейчас я занимаюсь в основном техническими штуками, но планы у меня грандиозные: менеджмент. Я мечтаю однажды занять позицию CAO, или Chief Accessibility Officer. Это человек, который рулит всей политикой доступности в продукте. Такая должность обычно встречается в крупных компаниях уровня Google — или как раз VK. Но пока в России таких специалистов нет: это скорее мечты на далекое будущее.

Уходить из VK не планирую. Хотя и не зарекаюсь, что буду работать здесь всю жизнь. Мне нравится инхаус-разработка, у меня есть и возможности для самореализации, и достаточный уровень комфорта даже с учетом особых потребностей.

Развиваюсь благодаря людям вокруг. Сейчас я окружен замечательными людьми, которые меня поддерживают, и это одна из причин моего успеха. Если такие вокруг есть, то ограниченные возможности здоровья — не препятствие для профессионального развития. И если работодатель идет навстречу, как в моем случае — это тоже очень важно.

Фойе офиса VK на Херсонской с подсвеченными мягким светом нишами, где удобно посидеть с ноутбуком

Тут мы снова возвращаемся к теме доступности. Она развивается — везде, во всех сферах. Именно благодаря ей у меня есть возможность делать то, что я делаю. Мир начал понимать, что это важно: создавать инфраструктуру для людей с инвалидностью, помогать им с трудоустройством и развивать инклюзивные проекты. Поэтому дальше будет только лучше.

Посмотрите на зумеров: они растут в эпоху, когда на улицах озвучены светофоры, а тротуар в городе выложен тактильной плиткой. Незрячие одногруппники учат их подписывать картинки, которые они выкладывают в сеть. Для них доступная среда — это норма жизни с малых лет. Представить мир без нее уже нельзя.

Я считаю, мир станет куда доступнее, когда в топ-менеджмент крупных компаний войдут представители молодого поколения. Те, которые росли и уже понимали: это важно. А я и мои коллеги сделаем все, чтобы ускорить этот путь.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
mabgat

Артем классный!

Каждый раз радуюсь, когда еще одна компания начинает задумываться о доступности и инклюзивности. И каждый раз жалею, что мои незрячие старшие родственники не дожили до современных инклюзивных фич.

А вообще, прописывать условные alt'ы, не выключать tabindex'ы и делать нормальную семантическую разметку — это тот минимум доступности, который может каждый. И необязательно для этого быть гигантом. Нужно просто задумываться о людях.

Ответить
Развернуть ветку
А. Н.

Какая позитивная концовка статьи и какая классная мысль про зумеров и перемены, которые они принесут ❤️

Ответить
Развернуть ветку
mabgat

Вот да! Зумеры на самом деле внимательнее к таким вещам, чем более старшие поколения. Те же подписи к картинкам — типа «на этом изображении комикс, где белый мультяшный котик говорит...». Мб видели в соцсетях. Если не задумываться — кажется, что чудачество какое-то. А это не чудачество, это забота и уважение.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Лапанович

Артем крутой! Спасибо за рассказ и за экскурсию)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Лихачёв

В процессе работы над статьёй впервые воспользовался встроенным в macOS инструментом экранного доступа — VoiceOver, который голосом зачитывает текст на экране и позволяет понять, где сейчас находится курсор. Каждому рекомендую попробовать — например, попробовать открыть и прочитать эту статью с его помощью. На практике оказывается, что даже если ты всё видишь, это сделать непросто.

И отдельное спасибо Филиппу Концаренко: я случайно выяснил, что при загрузке картинок в статьи и нанесении подписей текст не дублируется в параметре alt, из-за чего войсовер при наведении на картинку говорит «Неподписанная картинка», а только отдельно зачитывает текст под ней. Фил обещал поправить 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Катя

Классно, что Артем столько делает для сообщества. Надеюсь, что должность CPA когда-нибудь станет привычной для российских компаний)
И про RHVoice интересно — вот прям вообще любой человек может поучаствовать в проекте? Я теперь хочу)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Плаксин

Да, если подойдет голос, и удастся найти место для записи - в идеале студийные условия.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

В восторге и от героя, и от его коллег. Артем, конечно, удивительный человек: талантливый, с интересом и любовью к жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Vasilina Gorovaya

Тёма - очень крутой! И просто чудесный человек :)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Конструктивная

Знакомы лично?

Ответить
Развернуть ветку
Ana Grun

Так много деталей и тонкостей, о которых даже не подозреваешь.. Очень вдохновляющий рассказ!

Ответить
Развернуть ветку
Elena Mulkakhaynen

Какая классная статья! Я и не задумывалась, сколько вопросов может встать перед незрячим человеком, когда нужно "всего лишь" зайти в интернет. Очень откликнулся принцип "делайте для нас с нами" - его можно вообще на многие взаимоотношения перенести.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Метелев

Безумно интересно было прочитать и узнать, что вообще происходит в этом направлении в целом и в российской компании в частности. Как в интернете, так и офлайн! Респект Артёму.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Чипсанов

Не думал, что кто-то работает над такими штуками. Круто, что этим занимаются те, кому это действительно важно! Кажется, ничего не может быть проще, чем пользоваться соцетями. А ведь есть люди, которые не могут свайпить и тапать. Точнее могут, но не получают никакой обратной связи. Интересно, насколько сейчас в целом адаптирован интернет для незрячих?

Ответить
Развернуть ветку
Vasilina Gorovaya

Сергей, привет!

Пока с этим ситуация не особенно радужная. По данным исследованиям WebAim 2020 года 98.1% главных страниц сайтов в Интернете имеют хотя бы одну ошибку доступности.
При этом на главной странице в среднем обнаруживаются около 60.9 ошибок. https://accessibility.day/

В этом смысле российские сервисы ровно также на старте развития.
В общем индустрия, где огромное пространство для развития.

Ответить
Развернуть ветку
mabgat

Насколько, ну... Реальный кейс: сервис для людей с ограниченными возможностями, среди которых есть и незрячие, и с затрудненной моторикой (они тоже мышью не пользуются). Доступность — близкая к нулю. При том, что это как бы основная ЦА ¯\_(ツ)_/¯

К счастью, не везде так. Некоторые задумываются, кто-то даже отдельную версию для слабовидящих делает. Но конкретно за тем клиентом бегала несколько месяцев с криками «исправьте!». Не исправили.

Ответить
Развернуть ветку
Асель

Очень интересная статья! Я вот задумалась: а как живут люди, у которых проблемы не только со зрением, но и со слухом? Есть ли хоть какие-то способы адаптировать интернет для этой категории пользователей?

Ответить
Развернуть ветку
Быкова Есения

Благодарю за рассказ, позитивно) Артем большой умничка!

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Аноним

Безмерно крутой чувак! Вдохновляет!

Ответить
Развернуть ветку
kova7ev

И сколько в год обходится содержание такого соотрудника Контакту?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Trushin

контакту – 0, вк – коммерческая тайна (как и зарплата любого другого сотрудника в любой другой компании)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
kova7ev

я про инфраструктуру и там навернок все 12-20 млн - это ж сколько можно детей вылечить

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

посчитайте сколько детей можно было вылечить на 100 млрд (цена дворца сами знаете кого). и это малая часть того во сколько обходится содержание такого сотрудника

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Вконтакте, а когда планируете внедрить возможность ставить реакции к комментариям от пользователей в записях сообщества от имени сообщества? Телеграм уже справился с задачей, а вы что-то не чешетесь.

Ответить
Развернуть ветку
Светуля

Прочитала и сердце порадовалось, удачи тебе во всем, Артем

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Киса Лариса

Очень интересная и вдохновляющая статья ❤

Ответить
Развернуть ветку
Калмыков

очень классная и теплая статья)вспомнил фильм "не смотря ни на что")

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда