Офлайн
NTI Platform
494

Как за год запустить успешный стартап по производству растительного мяса и заработать первые миллионы

В 2017 году двое молодых ребят – сотрудники одной из фирм по производству пищевых ингредиентов, а в прошлом выпускники юрфака – начали в свободное от работы время экспериментировать с рецептурами. Им хотелось создать что-то новое, чего на российском рынке никто не делал – полезное и качественное растительное мясо.

В закладки

Спустя два года они получили первые образцы продукции и решили, что пора играть по-крупному, позвали в команду своего друга, отвечать за развитие бизнеса, и уже втроем полноценно запустились. Сейчас производственная мощность компании Greenwise составляет 20 тонн в месяц, выручка за первый квартал 2020 года – более 6 млн рублей, кажется, что немного, но учитывая нишевость продукта и темпы роста рынка, очень даже. Как с нуля запустить бизнес в фудтехе и как в его развитии может помочь НТИ, рассказывает Артем Пономарев, сооснователь стартапа по производству растительного мяса Greenwise и будущий участник форсайта НТИ по направлению Фуднет, одного из самых ожидаемых новых рынков Национальной технологической инициативы.

Как возникла идея проекта? Почему именно растительное мясо?

Проект родился 3 года назад. Начну с того, что моя семья уже несколько десятилетий занимается производством растительных ингредиентов на базе сои, пшеницы, гороха и иных культур – у отца собственный завод – один из крупнейших по производству пищевых ингредиентов в России.

По образованию я юрист и долгое время просто наблюдал со стороны за тем, чем занимается отец, но постепенно начал вникать в процесс и позднее появилась идея сделать проект в сфере B2C. Причиной тому послужил опыт полученный в Голландии, где мы с Юлией Марсель – коллегой-маркетологом из компании отца – проходили обучение. Вдохновившись идеями раздельного сбора мусора, зелеными технологиями, разнообразными инновационными решениями в сфере питания, а также этичным обращением с животными, мы, в свободное от работы время, начали развивать эту историю: изучать, что можно сделать с ингредиентами, которые у нас есть, общаться с технологами, участвовать в европейских выставках.

Мы хотели создать качественную растительную альтернативу мясу. Спустя два года у нас получились первые образцы продукции, мы сами разобрались в рынке, поняли, как дальше он будет развиваться, изучили опыт зарубежных компаний. В конце 2018 года к нам присоединился мой друг, Георгий Железный, который сейчас занимается бизнес-развитием компании. Такой командой, два юриста и финансист, мы решили серьезно взяться за проект – подготовить бизнес план и стратегию развития. В январе 2019 года мы зарегистрировали компанию.

Расскажите немного про технологию производства.

Мы не изобретали чего-то сверхнового, просто взяли существующую технологию экструзии и при поддержке технологов разработали специальные режимы обработки сырья, а также подобрали правильную рецептуру – это позволило нам получить высоко-волокнистый продукт, который имитирует мясную структуру.

С какими сложностями столкнулись в самом начале?

Разумеется, без сложностей не обошлось, они нас поджидали на каждом шагу, поскольку у нас не было опыта. Например, мы пропустили Великий пост в 2019 году – наши продажи начались на четыре месяца позже запланированного – в конце апреля. Более того, мы могли рассчитывать только на свои средства, у нас не было привлеченного финансирования. Зато у нас была возможность использовать производственные мощности завода моего отца – нам был открыт доступ в производственный цех и мы могли попробовать в свободное время что-то сделать.

С какими компаниями вы сотрудничаете?

В январе 2019 мы заключили контракт со “ВкусВиллом”, позже, летом, с “Азбукой вкуса”. К осени 2019 года мы уже вышли в плюс и завели такие позиции как растительное мясо из сои и пшеницы и растительные джерки – кусочки имитирующие вяленое мясо, с этим мы вышли в регионы. К концу 2019 года мы продавали свою продукцию уже в 2,5 тысячах магазинов по России и странам СНГ, а также успели сделать несколько экспортных поставок в Венгрию, Латвию, Польшу.

В развитии нашего проекта нам помогло участие в стартап-инкубаторе ProVeg – международной некоммерческой организации, которая занимается поддержкой инициатив по производству растительных альтернатив разным продуктам животного происхождения – это растительное «молоко», «мясо», «сыры».

На одной из выставок по пищевым ингредиентам в Германии мы случайно познакомились с генеральным директором этого инкубатора: он за обедом попробовал наш продукт, ему понравилось и он предложил нам подать заявку на участие в стартап-инкубаторе. Так мы оказались первой российской компанией, которая участвовала в европейских стартап-инкубаторах в сфере пищевых продуктов.

За 4 месяца обучения мы полностью поменяли концепцию и адаптировали все европейские методики под российские реалии. Это и помогло нам успешно выйти на рынок. Мы подписаны с X5 Retail Group, работаем со “ВкусВиллом” и “Азбукой вкуса”, представлены на всех основных онлайн маркетплейсах – Wildberries, Яндекс.Беру, Ozon, 4Fresh. Плюс мы увеличили число поставок в страны СНГ: это Беларусь, Украина, Казахстан, Узбекистан. Продолжаем работу на европейском рынке: Латвия, Литва, Польша, Эстония и сейчас планируем выходить на рынок Германии. Также будем выходить в европейский онлайн: Amazon, Ebay.

Что касается продукции, то в ближайший месяц у нас появится новая линейка – растительные полуфабрикаты, это растительное филе. В третьем квартале планируется запуск производства растительных котлет, фаршей, митболов, а к концу года мы планируем вывести на рынок колбасы и сосиски.

Сколько они будут стоить? И какие есть аналоги?

Сегодня на нашем рынке есть крупная американская компания, которая производит аналогичные продукты – Beyond Meat. Полкило фарша в “Азбуке вкуса” стоит 2 тыс. рублей. Мы же планировали продавать упаковки растительных котлет весом 200 гр в районе 250-300 руб. У Beyond Meat аналогичный продукт почти в 3 раза дороже. Сейчас мы ждем оборудования, и как только оно к нам приедет, будем начинать процесс выведения продукта на рынок.

У вас хорошая нишевая и достаточно быстрая история успеха. Для чего вам НТИ, если вы и так неплохо развиваетесь?

Как я понимаю, НТИ это же не только про гаражные стартапы и идеи с нуля. Хотя и у нас есть много направлений развития - не только растительное мясо. Во-первых, для нас важен нетворкинг, важно понимать, как сфера будет дальше развиваться. Также мы сами хотели бы влиять на развитие рынка, потому что у меня есть ощущение, что сегодня на рынке растительных альтернативных продуктов у нас максимальная экспертиза и мы хотели бы участвовать в развитии отрасли в целом. Более того, скажу честно, что у нас есть идеи и по клеточному мясу – так что есть над чем работать.

Какая поддержка со стороны НТИ для вас актуальна?

Нам интересна поддержка от государства, которая позволяла бы внедрять больше растительных продуктов в повседневный спрос потребителей.

К сожалению, в нашем обществе с 80-90-х годов сложилось отрицательное отношение к продуктам из сои. У людей они ассоциируются либо с ГМО-продуктами, либо со временами, когда люди не могли позволить себе настоящее мясо.

Нам было бы интересно взаимодействовать с государством на уровне правильного преподнесения этой концепции. Политика нагнетания негативного отношения к продуктам из сои не совсем корректная и с этим надо что-то делать. В условиях, когда падает покупательская способность у людей, качественные высокобелковые продукты могут выигрывать у менее качественных мясных.

На сегодняшний день, в пищевой промышленности очень мало успешных инновационных проектов, стартапов. Есть различные IT-стартапы и направления поддержки фудтеха в части служб доставки и т.д. Но “пищевка” стоит особняком. Я много общаюсь с коллегами из индустрии – производителями, представителями институтов пищевой промышленности, молодыми командами, и мне обидно, на каком уровне находится развитие отрасли из-за отсутствия внешней поддержки, поэтому мы хотели бы привлечь внимание государства к этой области. Если сравнивать с европейским рынком, то у нас нет особых сложностей с производственными мощностями, кадрами, логистикой, сырьем – весь вопрос в создании комфортной среды для реализации своих идей.

Разумеется, кроме всего прочего, интересна и финансовая поддержка, но тут вопрос – на каких условиях она осуществляется.

Сколько у вас сейчас человек в компании?

Три основателя, менеджер по продажам, технолог, smm-менеджер и операционный менеджер. Первые полгода мы работали втроем, и большинство вопросов решали имеющимися силами, но бизнес растет, появляются новые операционные вопросы. Все, что мы не можем сами, стараемся максимально быстро отдать на аутсорс. Плюс семь человек работают на производстве.

На сегодняшний день, рынок растительных альтернатив в России развивается быстро, но все еще находится на ранней стадии своего формирования (в сравнении с мясной или молочной индустрией), поэтому имеющихся сотрудников и мощностей нам пока что достаточно. По моим ощущениям, от Европы российский рынок (в крупных городах) отстает лет на 7 и пока нам не требуются бОльшие мощности. Для покрытия существующего рынка наших мощностей достаточно.

Коронавирусный кризис по вам ударил или он скорее на руку? Или ничего не изменилось? Планируете ли как-то менять бизнес-модель?

Хуже не стало и я считаю, что это хорошо. Особенно на фоне того, с какими сложностями сталкиваются другие отрасли.

Сроки годности у наших продуктов большие, растительное мясо хранится до 24 месяцев, джерки – 12 месяцев. По моим ощущениям, в первые дни самоизоляции люди закупались текстуратом не меньше чем гречкой.

В целом кризис не очень нас затронул, поскольку мы изначально ориентировались на сети, а не на HoReCa. Объективно, в марте-апреле у нас был определенный рост. Однако проблема, как мне кажется, кроется в том, что у людей будут снижаться доходы и они будут переходить на более дешевые аналоги или даже будут себя ограничивать. Именно поэтому нам и другим производителям требуется это учитывать, чтобы предложить людям не только качественные продукты, но и по доступной цене.

{ "author_name": "NTI Platform", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 21, "likes": 5, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 125715, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 08 May 2020 13:17:13 +0300", "is_special": false }
Онлайн-марафон «2 шага до уровня pro в маркетинге авто»
28 мая Онлайн Бесплатно
Объявление на vc.ru
0
21 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Как фаната борща интересует вопрос - бульон наваристый будет из вашего мяса? Если да, я думаю взлетит

Ответить
1

Если говорить про "мясо" в сухом виде, то исходного "мясного" вкуса у него нет - это соево-пшеничный текстурат, которй в отличие от своих "предшественников" имеет волокнистую текстуру. Если говорить про джерки, то за счет уже имеющейся вкусоароматики, они позволяют придать блюду, которое готовится с их использованием мясной (или если говорить про суп - наваристый) вкус. 

Ответить
1

"у отца собственный завод – один из крупнейших по производству пищевых ингредиентов в России."
Как с нуля ага...

Ответить
0

Я понимаю, что наличие завода отца, разумеется предоставляет определенные возможности для роста, однако, в стенах данного завода, до начала нашего проекта, производилась лишь продукция для B2B - ингредиенты для различных направлений. Создание производства для B2C фактически велось с нуля. Если углубиться в проблематику, можно увидеть тот объем работы, который был проделан. Но, конечно, Вы правы, отцовский завод - весомое преимущество для начала какого-либо дела. 

Ответить
1

Я не преуменьшаю ваших заслуг и усилий, вы молодцы. Просто формулировка "с нуля" тут не корректная и вводит в заблуждение. Тем более что она применена почти в самом начале текста. Если бы это был кто то другой(без экспертов которые работают на заводе, без доступа к его лабораториями и мощностям, без поддержки родителя) то ему было бы сильно сложнее чем вам.
Но спасибо что развиваете это направление пищепрома. От души.

Ответить
0

Спасибо за Ваш ответ - Вы все правильно заметили. Я так понимаю, что название пыталось указать на то, что изначально в рамках существующего предприятия, такого проекта не было и он появился, но широта трактовок русского языка может создать некорректное впечатление. Учтем на будущее)

Ответить
1

Все кто пробуют искусственное мясо жалуются на то, что оно сухое, несочное. И самый главный минус - его стоимость, которая выше стоимости хорошей говядины. Максимум кого заинтересует - веганов с большим кошельком, коих с каждым днём всё меньше и меньше

PS. 227 Грам мяса стоят 900р в утконосе (beyond meat). За эти деньги можно купить мраморное вагью теленка, которое пасётся у подножия Фудзиямы и которого кормят кукурузой бондюэль. Главный вопрос - сколько у вас стоит кг мяса?

Ответить
0

Если говорить про "мясо" в сухом виде, то стоимость 150 грамм (во ВкусВилл) в районе 148 рублей. Но надо понимать, что в ходе приготовления из 150 грамм получится около 450 грамм, из-за гидратации. 
Что же касается фарша или котлет, то как мы говорили ранее - ценник планируем устанавливать ниже чем у Beyond Meat - около 250-300 рублей за 200 грамм (то есть 2 котлеты в упаковке). 

Ответить
1

Как за год запустить успешный стартап по производству растительного мяса и заработать первые миллионы...Спустя два года они получили первые образцы продукции...Как с нуля запустить свой бизнес в фудтехе...У отца собственный завод – один из крупнейших по производству пищевых ингредиентов в России...

Ответить
0

Сам стартап был запущен в 2019 году, с момента регистрации компании. До этого работа велась в большей степени факультативно. Возможно это также повлияло и на срок получения первых образцов продукции. Что же касается собственного завода отца, то я чуть выше постарался ответить на аналогичный комментарий.

Ответить
0

Не знал, что у нас Beyond Meat можно купить, наверное потому, что в АВ не захожу, хотя в Перекрёстке тоже не видел. В магазины Prisma или Лента не планируете поставлять?

Ответить
1

  Beyond Meat можно заказать также онлайн + их продукция продается в небольших магазинах, специализирующихся на растительных альтернативах - их полно в каждом городе. 
В Ленту уже поставляем, но пока что только для их кулинарии. В Prisma еще не выходили - с ними ведет общение наш дистрибьютор. 

Ответить
0

В США у Beyond Meat есть много альтернатив и цены уже несильно отличаются от обычного мяса. Мы покупаем и делаем бургеры дома - все прекрасно сочное, вкусное и без ощущения тяжести, как после мясной котлеты.

Вопрос авторам, как специалистам в сфере альтернативных источников белка. А что скажете по поводу перспектив развития белков и полуфабрикатов из насекомых?

Ответить
1

Сейчас идет бурный рост в сфере использования альтернативных источников белка. Соя, пшеница, горох являются далеко не единственными - нут, чечевица, рис и тд, включая, как Вы правильно написали, насекомых. Я считаю, что перспективы у этого направления есть, несмотря на некоторые этические аспекты, которые могут ослабить потенциал данного источника белка. Все зависит от того, какую цель перед собой ставят разработчики. Если упор будет делаться на "прокормить весь мир" - перспективно, если на "исключение животных ингредиентов из продуктовой корзины" - то есть нюасны. Это весьма тонкий момент, как, к примеру, использование кармина в качестве красителя - продукт может полностью исключать животные ингредиенты, но подкрашиваться кармином, а значит уже не соответствовать отдельных потребителей число которых с каждым годом увеличивается.

Ответить
0

Ты себе хоть представляешь сколько всего туда напихали чтоб оно тебе казалось сочным и вкусным?

Ответить
1

Они едят [под видом мяса] не только коренья, но и насекомых - извращенцы самый подходящий термин... Впрочем, после легализации марихуаны и гей-браков извращенчество стало, увы, мейнстримом.

Ответить
0

без ощущения тяжести, как после мясной котлеты

Это после скольких десятков котлет у Вас ощущение тяжести? Есть надо меньше, как бы это просто не звучало.

Ответить
0

))))))

Ответить
0

растительное Мясо...страшно то как звучит)

Ответить
1

А из мяса будут делать имитацию петрушки и укропа. Чем бы дитя не тешилось )

Ответить
0

Ни Beyond Meat, ни другие производители растительной мясозамещающей продукции не пока добились абсолютного сходства с "исходным прототипом". И скорее всего, не добьются. Отзывы "точь-в-точь, как натуральное мясо" - субъективный самообман, а мнение "не оставляет тяжести после приема пищи" корректируется советом "ребята, мясо нужно есть в меру".

Ответить

Прямой эфир