Офлайн
Andrei Shaurko
337

Как пандемия провоцирует рост офис-шеринга

Месяцы работы на удаленке сделали свое дело и офисы больше не нужны в тех объемах и в той форме, как это было раньше. Кому захочется сейчас обратно в многолюдный опенспейс, поработать бок о бок с коллегой, даже здоровому виду которого уже не так доверяешь?

В закладки
Типичный open space TRUD

Но это вовсе не означает конец офисных пространств. Задумаемся вот о чём:

  • Пандемия - это надолго, возможно до конца года.

Не всем по силам работа в изоляции на месяцы. После первоначального восхищения люди отмечают эмоциональное выгорание из-за стресса и недостатка социальных контактов. Взаимодействие команд уже через 8-10 недель начинает страдать: кредит личного доверия, сложившегося в коллективе до карантина, сходит на нет. Понимание задач и общих целей искажается.

  • Офис это репутация.

Если географическую функцию офиса можно заменить домом, а коммуникационную - видео-чатом, то репутационную пока нечем. Как, например, объяснить партнерам, клиентам или новым сотрудникам, что у компании нет офиса и встречи будут проходить в кафе?

  • Полный уход на удаленку невозможен.

Многие корпорации вводят временные меры, разрешают работать из дома во время пандемии, и даже подумывают оставить эту опцию после. Но никто не сказал еще: “Хей, вчера мы были офлайн, а теперь существуем только онлайн!” Даже Facebook, цифровая по определению компания, заявляет что есть “работа, которую невозможно делать удаленно”. Речь в их случае о модераторах контента и необходимости сохранения коммерческой тайны.

Итак, даже в условиях карантина есть критичные специальности, которые не могут без офиса. А в скором времени, когда эйфория от удаленки пройдет, в офис, вероятно, захотят вернуться абсолютное большинство людей. Но какой это будет офис?

Blue Zone Office Tribes

Во-первых, естественно, это безопасный офис.

Оперативно на ситуацию реагируют в Cushman & Wakefield предлагая концепцию офиса с дистанцией в 6 футов. А в Голландии офис похожего формата уже даже заработал под названием Blue Zone Office - кроме социальной дистанции 2м там ещё и одностороннее движение, и одноразовые бумажные накладки для столов. В Германии уже вовсю торгуют аксессуарами для безопасных офисов - поликарбонатными перегородками, наклейками о соблюдении дистанции и стойками с дезинфекторами.

Во-вторых, это будет офис ненадолго.

Совещание в узком кругу, встреча с клиентом на последней стадии заключения сделки, срочный командный проект, где нужно собрать команду в изолированном помещении на пару недель-месяцев - поводов много. Таким образом, мы получаем предположительные новые форматы: представительский офис и изолированный мини-офис для работы одного сотрудника или небольшой группы (анти-опенспейс).

В третьих, офис поблизости.

Учитывая, опять же соображения безопасности, люди будут опасаться общественного транспорта и переездов на большие расстояния. В таком случае решением могут стать небольшие приватные офисы распределенные по разным районам города. Добраться до них можно будет за 15 минут пешком или на велосипеде. Такие распределенные по городу офисы могут стать решением не только для малых бизнесов, но и для корпораций, многочисленные сотрудники которых тратят по нескольку часов, чтобы добраться на работу из разных районов города.

Ну и наконец, возможен полный отказ от постоянного офиса.

Альтернативой обычной аренде станут коворкинги и гибкие офисы. Пусть вас не сбивает с толку краткосрочный тренд в виде падения спроса на такие пространства. Просто оттуда сейчас ушли фрилансеры и мелкие компании, для которых наличие офиса не принципиально для ведения бизнеса. Крупные клиенты, в том числе корпоративные, пока всего лишь адаптируются к ситуации и пользуются своим правом гибкой аренды - это как раз бонус коворкингов, в традиционной аренде так просто от площадей не откажешься. Дальше ситуация поменяется.

А чтобы понять, как именно она поменяется, нужно присмотреться к странам уже вышедшим из карантина.

К Австралии, например. Через месяц после снятия карантина там бум спроса на офис на 3 часа в день. Операторы сервисных офисов спешно расширяют площади под приватные офисы и добавляют в свое предложение гибкие варианты аренды.

Приватный офис WORKSPACES в Мельбурне Commercial Real Estate

Это можно было бы назвать случайностью, если бы не похожий тренд в странах СНГ. “Отвечая на запросы клиентов” операторы гибких офисов начали сдавать приватные офисы с почасовой арендой или дневной, а одно место теперь можно использовать на двоих, что раньше было невозможно. Даже опенспейсы, потерявшие выручку от ивентов, теперь переквалифицируются в безопасные приватные офисы.

Дальше больше - идею гибких офисов в пустующих помещениях подхватили и временно пустующие отели. Рестораны, кстати, тоже могли бы последовать примеру. Не даром когда-то процветал американский стартап Spacious, который сдавал для работы столики в пустующих ресторанах.

Итак, что мы имеем.

В краткосрочной перспективе: полный уход в удаленку, сокращение аренды классических офисов и спад спроса на гибкие рабочие пространства, возможно, банкротство некоторых игроков.

В средне- и долгосрочной переформатирование офисов и рост спроса на flex-пространства, а также на гибкость в аренде.

Спрос на гибкость в офисах формирует новый вид аренды - офис-шеринг. Раньше под этим понималось совместное использование офиса несколькими людьми или компаниями - но с сохранением рабочего места за одним человеком. То есть фактически “шерили” только кухню, удобства, зону отдыха. Это немного отличалось от других шеринговых моделей, например каршеринга, где одно и то же авто используется поочередно несколькими людьми.

Так вот на сегодня офис-шеринг становится настоящим шерингом - это значит одно офисное место или кабинет арендуют одновременно разные люди и пользуются ими посменно.

Такой формат неминуемо даст толчок развитию технологий. Вслед за переходом в онлайн всего ритейла, как то заказ еды и продуктов, в цифровой формат уйдёт и аренда. На сегодня все технологии для этого уже имеются:

  • Бронирование и оплата онлайн: сайты-классификаторы гибких офисов, например coworker.com или kovorkingi.ru
  • Онлайн регистрация гостей: планшетные приложения Envoy, Sine
  • Учет гостей и активов: мультифункциональные облачные платформы, своего рода CRM для коворкинга, которые умеют все вышеуказанное, плюс еще помогают вести гостей и активы (рабочие места) в удобном формате OfficeRnd или SpacePass
  • CRM в виде мобильного приложения: andcards
  • Онлайн выдача доступа в офисы: облачные системы контроля доступа (СКД) такие как Kisi, Salto, VSGate с поддержкой смартфонов в качестве ключа

Офисные пространства ждёт непростое время. Во всех сферах экономики сейчас, как говорят, отпадает все лишнее - люди платят только за жизненно необходимое, и офисы тут не исключение.

В конце концов офисы должны выйти на технологически новый уровень. Благодаря гибкой сервисной модели и офис-шерингу издержки для арендаторов сократятся, а пользование офисом станет на порядок качественнее и удобнее.

Не за горами тот день, где вместо квадратных метров голых стен мы будем покупать часы 5-звездочного офиса в расчете на сотрудника. Что даст колоссальную экономию на затратах и невероятную гибкость для любого бизнеса.

{ "author_name": "Andrei Shaurko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 0, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 126943, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 May 2020 10:59:42 +0300", "is_special": false }
Лаборатория качества
Уходим в online: как в «коронавирусной» спешке защитить себя от возможных потерь
Команда разработчиков Microsoft каждый месяц допускает 30 тысяч ошибок в коде, а ведь ее системами пользуются…
Объявление на vc.ru
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

а транспорт? А лифты?

Ответить
0

Транспорт - искать офис под ключ у дома и добираться пешком, на велосипеде.
А насчет лифтов согласен, беда. Я бы выбирал сейчас офис на первых этажах, чтоб не толкаться в лифте, упаси бог стоять в очереди у лифта

Ответить
1

У чьего именно дома из 10 например сотрудников?

Ответить
0

Ну, в развитом в этом плане городе каждый ходил бы в близлежащий офис поработать, а общий сбор делали бы раз в неделю. 
Но пока мало выбора. Ниже сравнение Лондон (75 офисов) - Минск (5 офисоов) по наличию на сайте Coworker.com. Так что нам ещё долгий путь :)

Ответить
0

А почему модератор контента в ФБ не может работать удалённо?

Ответить
1

Безопасность, конфиденциальность данных, контроль состояния самого модератора (а не его работы)

Ответить
1

Может им маньяков нанимать, которые уже сидят? И для дела польза и за состояние модератора можно не переживать.

Ответить
0

Я тоже считаю что пора с лесоповалов на топикомодерацию перестраиваться :)

Ответить

Прямой эфир